Маркировка товаров в России уже несколько лет становится всё строже и сложнее. Теперь правительство расширило основания для отказа в выдаче кодов маркировки на обувные товары и продукцию лёгкой промышленности.
Звучит сухо и «по‑бюрократически», но на самом деле это напрямую влияет на:
- то, какие товары будут доступны в магазинах;
- будут ли дефициты популярных брендов;
- вырастут ли цены на обувь и одежду;
- как изменится ассортимент в интернет‑магазинах и на маркетплейсах.
В этой статье разберём, что именно изменилось, простыми словами, как это работает «под капотом» системы маркировки, и что это всё значит для обычного покупателя.
Что такое маркировка товаров и зачем она вообще нужна?
Простыми словами о маркировке
Маркировка товаров – это система, при которой на каждую единицу товара наносится уникальный код (обычно в виде Data Matrix-кода — квадратик с точками, похожий на QR-код). Этот код:
- уникален для каждой пары обуви, каждой куртки, каждой футболки;
- заносится в государственную систему – в России это ГИС «Честный знак»;
- позволяет проследить путь товара: от производства или ввоза,
через оптовые склады,
до магазина,
и вплоть до момента продажи конечному покупателю.
Зачем государству всё это?
Основные цели:
- Борьба с контрафактом и «серым» импортом Раньше можно было легко ввезти поддельные кроссовки под видом «безбрендовых» или «для личного пользования» и спокойно продавать.
Теперь каждая пара обуви должна иметь легальный код маркировки, и подделки намного сложнее «загнать» в законный оборот. - Сбор налогов
Чем прозрачнее цепочка поставок, тем сложнее: занижать объёмы продаж;
продавать «налево»;
уходить от НДС и других налогов. - Защита потребителя
Теоретически вы как покупатель можете проверить код через приложение «Честный знак» и увидеть: легален ли товар;
кто его производитель/импортёр;
не значится ли он как «выведенный из оборота».
Что такое ГИС «Честный знак» и как она работает?
ГИС «Честный знак» – это государственная информационная система (ГИС = Государственная Информационная Система), в которой:
- хранятся данные обо всех промаркированных товарах;
- регистрируются операции: выпуск товара,
ввоз,
оптовая продажа,
розничная продажа,
перемаркировка,
вывод из оборота (например, утилизация, продажа за границу и т. д.).
Каждый участник оборота:
- производитель,
- импортер,
- оптовик,
- розничный магазин,
- маркетплейс (через своих партнёров)
— обязан вести учёт маркированных товаров через эту систему.
Коды маркировки и перемаркировка: в чём разница?
Чтобы понять суть новых ограничений, важно разобраться в двух понятиях:
1. Код маркировки
Это тот самый уникальный цифровой код, который наносится на товар.
Он:
- формируется по запросу участника оборота (компании);
- регистрируется в «Честном знаке»;
- печатается на этикетке или ярлыке и клеится/пришивается к изделию.
Без кода маркировки товар нельзя легально продавать.
2. Перемаркировка
Перемаркировка – это повторная маркировка товара, когда:
- старый код был: испорчен,
потерян,
повреждён,
этикетка оторвалась, намокла, выцвела; - необходимо нанести новый код вместо старого.
Например:
- на складе порвался ярлык на партии кроссовок;
- в магазине во время примерки покупатель случайно оторвал бирку;
- во время транспортировки упаковка повредилась и код не считывается.
В таких ситуациях участник оборота запрашивает новые коды для уже имеющихся товаров. Это и называется перемаркировка.
Что изменилось: новое основание для отказа в выдаче кодов
Теперь введено ещё одно основание для отказа в выдаче кодов маркировки именно для обуви и продукции лёгкой промышленности.
Суть нововведения
Если в ГИС «Честный знак» есть сведения о том, что:
количество запрашиваемых кодов для перемаркировки превышает количество продукции, реально находящейся во владении участника оборота,
то таким участникам могут отказать в выдаче кодов перемаркировки.
Причём учитывается:
- общее количество запрашиваемых кодов,
- в том числе если компания подала 2 и более заявок одновременно.
Иными словами:
- если фирма заявляет, что ей нужно, например,
10 000 кодов на перемаркировку обуви, - а в системе видно, что у неё в наличии всего 6 000 пар обуви,
— система/государство может заподозрить злоупотребление и отказать в выдаче таких кодов.
Зачем это сделано?
Это логичный шаг в развитии системы контроля.
Главная цель — борьба с незаконным оборотом и «накруткой» кодов.
Как пытались обойти систему раньше?
Возможная схема злоупотребления (упрощённо):
- У компании есть легальные коды на определённое количество обуви.
- Она «перемаркирует» якобы испорченные или потерянные коды: запрашивает новые коды для перемаркировки;
при этом старые коды фактически не списывает корректно или не связывает их с уничтожением. - Возникает риск, что: часть кодов «задваивается»;
под одни и те же коды могут заходить левые товары, в том числе: контрафакт,
«серый» импорт,
подделки под бренды.
Результат:
- на бумаге всё выглядит «чисто» — коды вроде бы есть;
- по факту в стране может появляться больше товара, чем официально ввезено или произведено.
Новое основание для отказа как раз направлено на то, чтобы:
- пресечь ситуации, когда запрашивают больше кодов, чем реально есть товаров;
- исключить массовую перемаркировку без реальной причины;
- сделать цифры в «Честном знаке» максимально соответствующими реальному обороту.
Важная деталь: какие товары учитываются, а какие – нет
Правительство уточнило ещё один нюанс, который сильно влияет на практику.
При проверке наличия товара во владении участника оборота из общего количества исключаются те товары:
по которым ранее уже запрашивались коды для перемаркировки
без указания кода идентификации испорченного (утерянного, уничтоженного) средства идентификации.
Переводим на понятный язык
- У компании есть товар и коды маркировки.
- Она запрашивает новые коды для перемаркировки.
- Но при этом не указывает, какие именно старые коды были: испорчены,
потеряны,
уничтожены.
В таком случае:
- эти товары вычитаются из общего количества, которое считается реально находящимся во владении.
- То есть система как бы говорит:
«Раз вы не указали, какие коды были испорчены, мы не можем точно подтвердить, что товар в учёте ведётся корректно. Поэтому такие единицы мы не будем учитывать в вашем остатке при расчёте лимита перемаркировки».
И это логично:
- Если не указывать, какой именно старый код заменяется,
— можно пытаться создать «дополнительные» коды сверх фактического количества товара.
Льготный период до 1 сентября 2026 года для части товаров лёгкой промышленности
Важно: правительство предусмотрело переходный период.
До 1 сентября 2026 года новое основание для отказа не будет применяться к отдельным видам товаров лёгкой промышленности, для которых:
- требования об обязательной маркировке начали действовать с:1 апреля 2024 года, или
1 марта 2025 года.
То есть:
- по новым категориям товаров, которые недавно попали под обязательную маркировку, государство даёт время на адаптацию;
- бизнесу позволяет «притереться» к правилам, наладить учёт, разобраться с процессами.
Что такое «продукция лёгкой промышленности»?
Под продукцией лёгкой промышленности обычно понимают:
- одежду (пальто, куртки, брюки, платья, юбки и т. п.);
- трикотажные изделия;
- постельное бельё;
- столовое бельё;
- полотенца;
- некоторые виды текстильных и кожгалантерейных изделий.
Перечень конкретных товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждается отдельными нормативными актами. Там буквально расписано:
- какие категории,
- какие коды ТН ВЭД,
- с каких дат.
Новое основание для отказа сразу и жёстко включили для обуви, но для части текстильных товаров сделали отсрочку до 2026 года.
Как всё это отразится на покупателях?
С одной стороны, это изменение кажется чисто техническим, касающимся только бизнеса. Но оно вполне может затронуть конечного потребителя.
Потенциальные плюсы для покупателей
- Меньше подделок и «серой» обуви
Чем строже контроль за перемаркировкой, тем сложнее: «влить» на рынок нелегальный товар;
выдать контрафакт за официально ввезённый товар с «правильными» кодами.
Это повышает вероятность, что: ваши кроссовки действительно сделаны тем брендом, что указан на коробке;
качество соответствует заявленному. - Более прозрачный рынок Упорядоченный учёт снижает хаос,
Добросовестным продавцам проще работать легально,
Выгоднее удерживаться в рамках нормы, а не пытаться обойти систему. - Повышение доверия к официальной рознице
При строгом учёте кодов маркировки: покупать в лицензированных магазинах и крупных маркетплейсах становится безопаснее;
риск наткнуться на подделку ниже, чем при покупке «с рук» или в сомнительных интернет‑магазинах.
Потенциальные минусы и риски
- Возможные перебои с ассортиментом
Если у части участников рынка: «зависнут» заявки на перемаркировку,
или им откажут в выдаче кодов,
— часть товаров может временно не попасть на полки или не успеть к сезону (например, к зиме или к школьному сезону). - Рост нагрузки на бизнес → возможный рост цен
Строгие правила: вынуждают компании выстраивать более сложный учёт;
нанимать доп. специалистов;
внедрять новые IT‑решения.
Все расходы в итоге могут закладываться в цену товара. - Проблемы у небольших продавцов Крупные сети быстрее адаптируются,
Мелким магазинам и ИП труднее «подружиться» с системой без ошибок,
Из‑за недочётов при учёте и подаче заявок часть из них рискует получить отказы и потерять часть ассортимента.
Как можно злоупотреблять перемаркировкой и почему это так важно ограничить?
Чтобы лучше понять логику государства, приведём несколько типичных схем, против которых и направлен новый контроль.
Схема 1. «Раздувание» легального объёма товара
- Официально ввезли 1 000 пар обуви, получили на них 1 000 кодов.
- Потом «по документам» якобы: коды порвались,
этикетки испортились. - Запросили ещё 800 кодов на перемаркировку,
при этом не сообщили чётко, какие именно старые коды испорчены. - У компании появляется возможность: использовать часть кодов на нелегальный товар,
а часть оставить на уже ввезённый.
Итог:
Импортировали 1 000 пар,
а в странах на витрине может оказаться, условно, 1 500 – 1 700 пар под видом легальных.
Схема 2. «Легализация» контрафакта
- Ввозится партия поддельных кроссовок без кодов.
- Через разные фирмы, возможно, «технические» компании,
запрашиваются коды на перемаркировку якобы испорченных этикеток. - Эти новые коды наклеиваются на контрафакт,
создавая иллюзию, что товар легален.
Новый механизм:
- сравнивает количество запрошенных кодов на перемаркировку
с количеством реально учтённого товара; - и блокирует подозрительные объёмы.
Что делать потребителю? Несколько практических советов
- Покупать обувь и одежду в официальных или надёжных местах Крупные сети, известные интернет‑магазины, проверенные маркетплейсы
сильнее завязаны на соблюдении правил маркировки.
Риск наткнуться на «лютый контрафакт» там существенно ниже. - Проверять маркировку через приложение «Честный знак» Скачайте официальное приложение;
Сканируйте код на упаковке/ярлыке;
Смотрите: отображается ли товар;
соответствует ли описание реальному товару;
нет ли признаков того, что товар уже был «выведен из оборота». - Обращать внимание на подозрительно низкую цену
Если брендовые кроссовки стоят в 2–3 раза дешевле средней рыночной цены: очень высокая вероятность, что это подделка;
даже если на коробке есть какой-то код — он может быть: поддельный,
или получен в результате махинаций с перемаркировкой. - Хранить чеки и упаковку
При спорных ситуациях: повреждение товара,
претензии по качеству,
подозрение на фейк,
наличие чека и упаковки с кодом маркировки может быть дополнительным аргументом в вашу пользу при обращении в магазин или в контролирующие органы.
Как это повлияет на бизнес (и косвенно на нас с вами)?
Для крупных компаний
- Плюсы: у них уже выстроенные процессы учёта;
есть специалисты по маркировке;
внедрены программы, которые отслеживают соответствие остатков и кодов. - Минусы: дополнительный контроль;
возрастающая бюрократическая и техническая нагрузка.
Но в целом крупные игроки, как правило, быстрее адаптируются и даже выигрывают от ужесточения правил, потому что:
- часть мелких или серых конкурентов будет вытеснена с рынка.
Для малого бизнеса
Здесь картина сложнее:
- Нужно: разбираться в тонкостях системы;
следить, чтобы каждый запрос на перемаркировку был обоснован;
обязательно указывать коды старых испорченных средств идентификации, чтобы товар не вычитался из остатков. - Ошибка в документах или в учёте может привести к: отказу в выдаче кодов;
задержке товарных партий;
проблемам с продажами.
Косвенно это может означать:
- сокращение количества «маленьких» продавцов на рынке;
- меньше ассортимент «у дома»;
- концентрацию предложения у более крупных сетей и маркетплейсов.
Почему указан льготный период до 1 сентября 2026 года?
Государство понимает, что:
- не все сегменты рынка одинаково готовы к резким нововведениям;
- текстиль и часть лёгкой промышленности только недавно вошли в зону обязательной маркировки.
Поэтому:
- введение строгих ограничений «в один день» могло бы: парализовать часть рынка,
привести к большим сбоям в поставках,
вызвать недовольство как бизнеса, так и покупателей. - льготный период до 1 сентября 2026 года позволяет: бизнесу настроить учёт;
отладить процессы перемаркировки;
обучить персонал;
протестировать ИТ‑системы.
Для нас, как потребителей, это означает более плавный переход:
- меньше вероятность резкого исчезновения определённых видов одежды и текстиля с полок;
- более мягкая адаптация рынка.
Что будет дальше? Возможные сценарии развития
1. Усиление цифрового контроля
Со временем можно ожидать:
- ещё более жёсткую интеграцию данных: таможни,
налоговой,
«Честного знака»,
онлайн‑касс,
банков. - развитие аналитики и «умной» проверки: выявление аномалий в объёмах перемаркировки;
сопоставление остатков, ввоза, продаж и запросов кодов.
2. Расширение перечня маркируемых товаров
Маркировка уже охватывает:
- обувь,
- одежду и текстиль (частями),
- лекарства,
- табак,
- молочную продукцию,
- некоторые другие категории.
Тренд очевиден:
- государство постепенно включает всё больше групп товаров,
чтобы сделать оборот ещё более прозрачным.
3. Рост спроса на «цифровую гигиену» у бизнеса
Компании будут:
- активнее внедрять: системы учёта,
ERP,
специализированные решения под маркировку; - стремиться к: минимизации человеческого фактора,
автоматизации подтверждения операций.
Это приведёт к тому, что в долгосрочной перспективе:
- рынок станет более «цивилизованным»;
- но часть маленьких игроков, которые не смогут потянуть новые требования, уйдёт.
Подведём итог: что важно запомнить простому покупателю
- Маркировка – это не просто «ещё один штрихкод», а полноценная система контроля
Она создана, чтобы: снижать долю подделок;
улучшать сбор налогов;
повышать прозрачность рынка. - Новое основание для отказа касается именно перемаркировки
Если компания запрашивает: слишком много новых кодов для перемаркировки,
и это превышает реальное количество товара в её владении,
система может отказать. - Без указания старых испорченных кодов товары не будут учитываться в остатках
Это сделано, чтобы: не позволять «накручивать» коды;
не легализовывать лишний, в том числе нелегальный, товар. - До 1 сентября 2026 года часть товаров лёгкой промышленности защищена от этого жёсткого правила
Речь о тех группах текстильных и лёгких промышленных товаров,
которые попали под обязательную маркировку только с:1 апреля 2024 года;
1 марта 2025 года. - Для потребителя усиление контроля — в целом плюс меньше подделок;
выше прозрачность;
больше уверенность, что купленная обувь или одежда — не «левак».
Но возможны:
перебои с ассортиментом,
лёгкий рост цен из‑за усложнения учёта.
Задавайте вопросы в комментариях
Если какие‑то моменты остались непонятны:
- хотите пример «на пальцах»;
- интересует, как это скажется конкретно на маркетплейсах, брендах или маленьких магазинах;
- волнует, как проверить свой товар через «Честный знак»;
обязательно оставляйте свои вопросы в комментариях.
Я буду рад подробно ответить на все вопросы и разобрать реальные ситуации.
Спасибо, что дочитали до конца!
Благодарю за ваше внимание и интерес к теме, которая действительно влияет на нашу повседневную жизнь — от покупки кроссовок до выбора зимнего пальто.
Пожалуйста, ставьте лайк этому материалу, если он был для вас полезен,
и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые разборы изменений в законах, которые влияют на наш кошелёк и наши покупки.