Вы думаете, кастинг - это когда режиссер ищет идеальное лицо под свое видение? Как бы не так. Чаще всего это поле битвы, где студийные боссы выкручивают руки творцам, а актеры оказываются в заложниках у чужих амбиций. И иногда из этого рождается шедевр, а иногда - мордобой.
Три короля (Three Kings)
Возьмем "Трёх королей". Дэвид О. Расселл точно знал, кого хочет видеть в роли майора Арчи Гейтса, ведь он мечтал о Николасе Кейдже. Кейдж отказался. Окей, тогда Дастин Хоффман. Но тут уже студия Warner Bros. встала в позу и, по сути, насильно всучила ему своего любимца - Джорджа Клуни.
Расселл был, мягко говоря, не в восторге. Его бесило в Клуни абсолютно всё: манера игры, эти его покачивания головой, кривляния. Атмосфера на площадке накалилась моментально. Расселл орал, Клуни терпел, пока режиссер не перегнул палку и не унизил члена съемочной группы. И тут уже Джордж не выдержал и словесная перепалка переросла в самую настоящую, физическую драку. Представьте себе: главная звезда и постановщик катаются по полу. После этого Клуни поклялся, что ноги его больше не будет на одной площадке с этим психом. Но вот парадокс: фильм получился отличным. И даже вспыльчивый Расселл, остыв, признал: Клуни был идеальным выбором. Просто путь к этому осознанию лежал через рукопашную.
Лига справедливости (Justice League)
А вот в случае с "Лигой справедливости" хэппи-энда не случилось. История создания этого фильма - вообще одна сплошная открытая рана, но конфликт Джосса Уидона и Рэя Фишера стоит особняком. Когда Уидон пришел "чинить" снайдеровский эпос, он, кажется, возненавидел вообще всё, что видел. А Фишер, исполнитель роли Киборга, в долгу не остался, обвинив режиссера в грубости и непрофессионализме.
Уидон долго молчал, а потом выдал базу в своем стиле: назвал обвинения ложными, а самого Фишера - "плохим актером во всех смыслах". Он честно признался, что порезал линию Киборга не из вредности, а потому что она была лишена всякой логики. Становится мучительно очевидно: режиссер изначально не горел желанием работать с этим кастом. Он пришел как хирург в мясную лавку, и результат этой операции мы все видели. В итоге неприятный осадок остался у всех: у актеров, у режиссера и, что самое главное, у нас.
Молчание ягнят (The Silence of the Lambs)
Сегодня это звучит как бред сумасшедшего, но Джонатан Демме категорически не хотел брать Джоди Фостер на роль Клариссы Старлинг. Вообще. Его не впечатлил даже "Оскар" за "Обвиняемых". "Я видел её игру, и она меня не цепляла", - говорил он. Демме хотел кого угодно, только не её.
Он пошел к Мишель Пфайффер - та испугалась мрачного сценария. Пошел к Мег Райан - та обиделась на само предложение. Предложил Лору Дерн - студия завернула, мол, недостаточно известна. Продюсеры методично подталкивали Демме к Фостер, и когда все остальные варианты отвалились, ему просто не осталось выбора. Это был брак по принуждению. Итог? Оба получили по золотой статуэтке. Позже Демме рассыпался в комплиментах и даже назвал свою продюсерскую компанию в честь персонажа Фостер. Идеальный финал принудительного сотрудничества.
Великий инквизитор (Witchfinder General)
Или вот вам пример из классики. Винсент Прайс - икона хоррора, звезда, на которую молились фанаты. А английскому режиссеру Майклу Ривзу было плевать. У него было своё видение, и в этом видении места для Прайса не было - он хотел Дональда Плезенса. Но американские спонсоры сказали твердое "нет": на постере должен быть Прайс.
Ривз даже не скрывал своего презрения. Он демонстративно отказался встречать звезду в аэропорту. На площадке он открыто говорил, что Прайс - не тот актер, который ему нужен. Прайс отвечал взаимностью: "Он ненавидел меня, а я не нравился ему". Казалось бы, провал обеспечен? Нет. Именно в условиях этой взаимной ненависти Прайс выдал одну из лучших ролей в своей карьере.
Бесславные уб**дки (Inglourious Basterds)
Диана Крюгер часто рассказывает, как комфортно ей было работать с Тарантино. Мол, уважение, никакого давления, сплошной профессионализм. Но актриса прекрасно понимала: для создателя "Криминального чтива" она была вариантом из категории "на безрыбье".
Тарантино вообще не хотел её видеть. Ему не понравился какой-то проходной фильм с её участием, и он поставил на ней крест ещё до знакомства. Шанс на прослушивание появился только потому, что в Германии банально закончились свободные актрисы. Квентин даже не удосужился прилететь в США - Крюгер пришлось за свой счёт лететь к нему за океан. И вот это желание доказать, переломить ситуацию, пройти через унижения с настроем "да пошло оно" - и принесло ей роль. А потом и ещё одну. Иногда, чтобы получить работу мечты, нужно просто очень сильно разозлиться.
Остров доктора Моро (The Island of Dr. Moreau)
А вот тут злость не помогла. Съёмки "Острова доктора Моро" 1996 года - это эталон производственного ада. Джона Франкенхаймера позвали спасать тонущий корабль в последнюю минуту. Он согласился, в основном, ради возможности поработать с великим Марлоном Брандо. Но в нагрузку к Брандо шёл Вэл Килмер.
Килмер тогда как раз разводился и вёл себя, мягко говоря, нестабильно. Шесть месяцев он превращал жизнь группы в кошмар. Франкенхаймер не выдержал и выдал базу: "Твоя проблема в том, что ты путаешь размер своего чека с размером своего таланта". Как только последняя сцена с Килмером была снята, режиссер скомандовал: "Уберите это с моей площадки". Надеюсь, опыт работы с Брандо того стоил, потому что фильм всё равно утонул в прокате.
Чудо-женщина (Wonder Woman)
Пэтти Дженкинс, как любой уважающий себя гик, была одержима идеей сделать "Чудо-женщину" правильно. И в её голове Диана была исключительно американкой. Когда Warner Bros. утвердили Галь Гадот, у Дженкинс, по её собственным словам, "упало сердце". "Ну всё, приехали", - подумала она.
Но, в отличие от многих других историй в этом списке, здесь случился хэппи-энд. Дженкинс присмотрелась, подумала и сменила гнев на милость. Она честно призналась: студия справилась лучше, чем могла бы она сама. "Я бы просто не стала так тщательно искать". С тех пор Гадот для неё - величайшая звезда. Тот редкий случай, когда навязанный выбор оказался лучше собственного.
Фантастическая четвёрка (Fantastic Four)
А вот здесь навязанный выбор стал катастрофой. Джош Транк на съёмках ребута "Фантастической четвёрки" явно не справлялся ни с масштабом, ни с собой. Студия Fox навязала ему Кейт Мару, хотя Транк хотел Марго Робби. И Мара стала громоотводом для всего его безумия.
Слухи про вещества, агрессия, постоянные конфликты. Транк умудрился поссориться даже с Майлзом Теллером, за которого сам же и бился. Все участники до сих пор стараются не вспоминать этот кошмар, но финальный продукт говорит сам за себя. Иногда студийный мандат - это просто гвоздь в крышку гроба.
Невероятный Халк (The Incredible Hulk)
Луи Летерье, режиссер "Невероятного Халка", смотрел на Эдварда Нортона и видел проблему. Он хотел Марка Руффало. Иронично, правда? Режиссер блокбастера хотел актера из "умного кино", а Marvel настаивали на звезде: "Ты должен взять Нортона, он известнее", - сказали они.
Летерье подчинился, но оказался прав. Нортон, со своим перфекционизмом и желанием переписывать сценарий, стал головной болью для всех. После одного фильма его с облегчением выгнали, а на его место пришёл... да, Марк Руффало. И стал лицом Халка на десятилетие. Режиссер знал, о чём говорил, просто его никто не слушал.
Принц и танцовщица (The Prince and the Showgirl)
И напоследок - классика. Лоуренс Оливье решил экранизировать свою любимую пьесу. Но была одна загвоздка: права на неё купила Мэрилин Монро. Хочешь снимать? Бери меня на главную роль. Оливье оказался в заложниках у собственной мечты.
Съемки превратились в ад. Монро опаздывала, забывала текст, ссорилась с группой. Оливье, по словам очевидцев, постарел на 15 лет за время работы над фильмом. Да, критики потом хвалили его за то, что он вытянул из неё достойную игру. Но какой ценой?
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал напрямую можно по ссылке ниже! Спасибо!