Привет! Ноябрь в плане фильмов выдался на удивление насыщенным - были и блокбастеры и авторские проекты, при этом самых разных жанров. И сегодня у меня двадцать лучших премьер прошлого месяца.
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
Битва за битвой - One Battle After (Prime Video)
Вы привыкли, что Пол Томас Андерсон - это такое высокое искусство, где люди подолгу молчат в красивых интерьерах. Но в этот раз он решил взять себе немного от блокбастеров. Представьте: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, политические интриги и почти три часа хронометража. И в целом на бумаге это типичный боевик из девяностых про бывшего революционера, который спасает дочь. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Андерсон берет жанровое кино - с погонями, шпионажем и стрельбой - и снимает его в дорогущем формате VistaVision, превращая банальный сюжет в монументальную фреску. И зрители уже говорят, что это тот редкий случай, когда интеллект режиссера не душит зрелищность, а делает её только увлекательнее и глубже.
Бугония - Bugonia (CMC Pictures)
Йоргос Лантимос снова делает то, что умеет лучше всего - заставляет вас чувствовать себя неуютно, но при этом вы не можете оторвать взгляд. Сюжет звучит как бред сумасшедшего, что, впрочем, недалеко от истины: два помешанных на конспирологии парня похищают директора крупной корпорации, потому что свято верят, что она - инопланетянка, прилетевшая уничтожить Землю. И вот этот конфликт, запертый в четырех стенах, моментально перерастает из черной комедии в философский трактат о природе веры и манипуляции.
Критики замечают, что Лантимос здесь немного сбавляет градус своей фирменной отстраненности и дает актерам пространство для настоящей, живой химии. Это всё ещё жесткий, нервный фильм, но теперь это упаковано в более понятную, почти жанровую историю.
Охота за тенью - The Shadow's Edge (Bu feng zhui ying) (Lionsgate)
Джеки Чану уже 70 лет. И обычно в этом возрасте звезды боевиков либо уходят на покой, либо снимаются в низкосортных комедиях, где их заменяют дублеры. Но здесь происходит нечто обратное. Джеки играет пенсионера, мастера скрытного наблюдения, у которого пропадает сын. И вместо привычных ужимок и прыжков через стремянки мы получаем мрачный, тяжелый триллер, где герой противостоит своему прошлому и бандитам, обманувшим полицейскую систему.
Это, наверное, лучшая роль Чана за последние десять лет именно потому, что он перестал пытаться быть смешным. Фильм не про драки ради драк, хотя хореография там всё ещё на уровне, а про человека, который больше не делит мир на хорошее и плохое.
Чёрный телефон 2 - Black Phone 2 (Samuel Goldwyn Films)
Казалось бы, зачем нужен сиквел законченной истории? Обычно это делается просто ради денег, и, чего уж таить, после просмотра у меня все еще осталось то же самое ощущение, что просто ради денег. Но тем не менее, Скотт Деррикссон решил пойти по пути "Кошмара на улице Вязов" и расширить мифологию своего мира. Прошло четыре года, герои выросли, но травмы никуда не делись: теперь уже сестру главного героя мучают кошмары о зимнем лагере и звонки от покойной матери.
Деррикссон снова строит атмосферу медленного, тягучего ужаса, но в этот раз делает не триллер, а скорее своего рода паранормальный боевик. Ну, и главной звездой теперь становится Мадлен МакГроу, которая передает весь ужас сонного паралича и чувства вины.
Везунчики - Good Fortune (Netflix)
Азиз Ансари в своём дебюте решил замахнуться на святое - на формулу "Эта замечательная жизнь", только с поправкой на гиг-экономику и социальное неравенство. Звучит как скучная социальная реклама, но есть нюанс. Ангел, которого играет Киану Ривз, курит, пьёт и вообще ведёт себя крайне непрофессионально. И, честно говоря, смотреть на Киану, который пытается исправить жизнь бедного работяги и богатого инвестора, - это уже само по себе шоу.
Критики говорят, что фильм штормит: он пытается быть одновременно и серьёзной драмой о классовой пропасти, и лёгкой комедией с Сетом Рогеном. Но этот хаос работает, потому что он искренний, неидеальное кино выезжает на чистой харизме и попытке сказать что-то важное, пусть и слегка неуклюже.
Червивый город - Wormtown (Good Deed Entertainment)
Если вы посмотрите на рейтинг IMDb, то, скорее всего, пройдете мимо. А ведь перед нами редкий зверь - боди-хоррор, который не стесняется быть мерзким, но при этом прячет внутри настоящую драму. Сюжет про город, захваченный культом червей-паразитов, звучит как дешевая категория "Б" из восьмидесятых. И режиссер это прекрасно понимает, используя живых червей и практические эффекты, чтобы вызвать у вас вполне физическое отвращение.
Кино не для всех, и "проникнутся" только фанаты жанра и те, кто готов искать человечность даже в ведре с паразитами.
Эскобанк - Escobank (Netflix)
Классическая схема: банда неудачников, джунгли и мифическое сокровище Пабло Эскобара. "Эскобанк" пытается выехать не на оригинальности, а на темпе, да и окружение тоже работает против персонажей - джунгли умеют убивать не хуже искателей удачи.
Авторы подчеркивают, что герои тут не делятся на плохих и хороших - все они, по сути, враги друг другу. Да, это жанровое кино, оно следует формуле, но, когда формула работает хорошо и без сбоев, жаловаться как-то особо и не хочется.
Женщина в очереди - La mujer de la fila - The Woman in the Line (A24/HBO Max)
Обычно тюремные драмы показывают нам жизнь за решеткой. Этот фильм разворачивает камеру на 180 и смотрит на тех, кто остался снаружи. Наталия Орейро играет мать, чей сын ошибочно попал в тюрьму, и вся ее жизнь превращается в бесконечное стояние в очередях и борьбу с системой.
Это кино не пытается вас развлечь, оно работает как зеркало реальности - неудобное, жесткое и лишенное голливудского лоска, важное напоминание о том, что наказание несет не только преступник, но и вся его семья.
Странный урожай - Strange Harvest (Paramount+, Netflix)
Мы все подсели на тру-крайм, и создатели этого фильма прекрасно это понимают. Они берут формат документального расследования и доводят его до абсолюта, рассказывая историю вымышленного серийного убийцы "Мистера Блеска". И делают это прям убедительно - с "архивными" кадрами и интервью экспертов, - так, что вы, скорее всего, даже полезете в гугл проверять, не было ли такого на самом деле.
Фильм при этом балансирует на грани гениальности и скуки. С одной стороны, мокюментари-формат ограничивает эмоциональную вовлеченность и это минус, а с другой - создает такой уровень достоверности, что становится действительно жутко.
Семейный план 2 - The Family Plan 2 (Lionsgate)
Еще один сиквел, о котором никто особо не просил. Первая часть работала на химии актеров и простой радости от наблюдения за неидеальной семьей в беде. Вторая пытается повторить успех, отправив героев в Лондон на Рождество, но, похоже, теряет запал где-то по дороге в аэропорт.
Рецензенты безжалостны: говорят, что фильм превратился в безликий контент. Экшен стал дешевле, диалоги - картонными, а праздничная атмосфера кажется натянутой, как улыбка на корпоративе. Вполне годится включить фоном, пока режете салаты.
Франкенштейн - Frankenstein (Netflix)
Кажется, Гильермо дель Торо шел к этому фильму всю свою жизнь. Он никогда не скрывал, что роман Мэри Шелли - его библия, и вот наконец Netflix дал ему мешок денег, чтобы он сделал всё, как надо. И он сделал. Это мрачная, кровавая, безумно красивая психологическая драма об отце и сыне, творце и творении.
Дель Торо принципиально строил декорации, а не рисовал всё на "зеленке", поэтому викторианская грязь и готика здесь выглядят так, что их хочется потрогать, даже корабль, несмотря на свои внушительные размеры - декорация. Критики уже пищат от восторга, называя это "готической элегией". Да, финал может показаться кому-то слишком сентиментальным, но камон, это же дель Торо. Он всегда любил монстров больше, чем людей.
Сны поездов - Train Dreams (Netflix)
Если вам нужно отдохнуть от шума и суеты, вот идеальный вариант. Экранизация повести Дениса Джонсона - это кино, которое никуда не торопится. Начало XX века, лесоруб Роберт Грейниер строит мосты и валит лес, пока Америка стремительно меняется вокруг него.
Здесь нет злодеев, нет взрывов, нет привычных нам "поворотов сюжета". Есть только природа, тяжелый труд и тихая личная трагедия.Фильм работает как медитация или гипноз: если вы готовы замедлиться и просто наблюдать за жизнью, это будет один из самых сильных опытов года.
Грабитель с крыши - Roofman (Paramount+)
Вы когда-нибудь слышали про грабителя, который жил бы в магазине игрушек и грабил "Макдональдс" через крышу? А это реальная история. Ченнинг Татум играет Джеффри Манчестера - обаятельного преступника, который находит убежище среди плюшевых мишек и влюбляется в сотрудницу магазина.
Режиссер совершает чудо: он превращает криминальную хронику в нежную, странную романтическую драму. Начинается как боевик, а заканчивается как история о двух одиночествах, встретившихся в самый неподходящий момент. Редкая удача для жанра.
Крушащая машина - The Smashing Machine (A24/HBO Max)
Дуэйн "Скала" Джонсон наконец-то перестал играть Дуэйна "Скалу" Джонсона. В байопике про бойца MMA Марка Керра он выглядит неузнаваемо: потный, измученный, зависимый от обезболивающих.
Эмили Блант играет его жену, и их дуэт тянет на себе весь фильм. Но будьте готовы: в байопике вообще нет какого-то героического преодоления или пафосной музыки в финале. Это монотонная, тяжелая хроника саморазрушения. Если ждете спортивный боевик - проходите мимо. Если хотите увидеть, как Скала пытается играть настоящую драму, - вам сюда.
Новая волна - Nouvelle Vague (Netflix)
Ричард Линклейтер снял фильм о том, как снимался фильм. И не какой-нибудь, а "На последнем дыхании" Жана-Люка Годара. Черно-белая картинка, Париж 1959 года, джаз, сигареты и полная импровизация. Это любовное послание эпохе, когда кино менялось навсегда.
Линклейтер воссоздал атмосферу хаоса, в котором рождался шедевр. Критики говорят, что после просмотра хочется немедленно схватить камеру и бежать снимать что-нибудь свое. Netflix выложил за это 4 миллиона долларов, и это тот случай, когда деньги действительно пошли на искусство.
Юбилей - Anniversary (Lionsgate)
Представьте: вы прожили с человеком 25 лет, у вас идеальная семья, и тут ваш сын приводит домой девушку из радикальной политической группировки. И ваш уютный мирок рушится, а страна скатывается в тоталитаризм.
Фильм называют камерной версией "Рассказа служанки". Студия Lionsgate испугалась выпускать его в широкий прокат из-за слишком "взрывного" политического подтекста и почти не вкладывалась в рекламу. Но зрители уже оценили честность: это жесткий триллер о том, как политика разделяет родных людей по разные стороны баррикад.
Дело Фриды - Friedas Fall (Filmin/Regional)
История Фриды Келлер, швеи из начала XX века, которую обвинили в убийстве собственного ребенка. Но фильм не спешит называть ее монстром. Он показывает условия, которые довели ее до этого: нищета, насилие, равнодушие общества.
Это тяжелое зрелище. Режиссер не оправдывает преступление, но заставляет вас увидеть систему, которая защищает мужчин, совершивших преступление и делает крайними женщин, у которых ничего не осталось. Критики называют это одним из важнейших швейцарских фильмов последних лет, и, судя по всему, это не преувеличение.
Племя чужих - Fremmed: Det første opgør (Scanbox Entertainment Danmark A/S)
Датчане решили снять исторический триллер про первое столкновение фермеров и охотников-собирателей. И заморочились настолько, что придумали два полностью рабочих языка для племен. Звучит круто, выглядит аутентично, но есть проблема.
Фильм пытается быть объективным и не делить стороны на "добрых" и "злых", и спотыкается о собственный темп. История несется вперед слишком быстро, не давая вам времени привязаться к героям. В итоге мы имеем красивый, лингвистически безупречный, но эмоционально сухой эксперимент, который мог бы даже стать шедевром.
Ловчий смерти - Deathstalker (Shout! Studios)
А вот это - чистое безумие и праздник для тех, кто скучает по видеосалонам 80-х. Ремейк культового трэш-фэнтези, снятый с любовью, практическими эффектами и резиновыми монстрами. Никакого CGI, только хардкор, маски и костюмы.
Критики называют фильм "маленьким чудом". Это тот случай, когда низкий бюджет и любительская игра актеров не баг, а фича. Без преувеличения - кино, которое не пытается быть умным, а просто хочет, чтобы вам было весело.
Паранормальное явление. Шум - Noijeu - Noise (Arrow/Regional)
Корейский хоррор, который пугает не скримерами, а звуком. Или, точнее, его отсутствием. Главная героиня - глухая девушка, которая начинает слышать странные шумы в квартире, где пропала ее сестра. Ирония ситуации работает на саспенс безотказно: человек, изолированный от мира звуков, вдруг становится их заложником.
Критики говорят, что в финале сюжет немного разваливается, пытаясь объяснить необъяснимое, но ради атмосферы первой половины все это можно легко простить.
Пишите в комменты, что уже смотрели, а что теперь посмотрите. Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал напрямую можно по ссылке ниже! Спасибо!