Ты сидишь в удобном кресле с попкорном и даже не задумываешься, что по ту сторону экрана зачастую происходил настоящий ад. Снимать кино - это вообще-то каторжный труд, даже если на выходе получается полный провал. Обычно постановщики молчат в тряпочку. Сценарий может быть слабым, но если чек позволяет оплачивать ипотеку и поддерживать привычный уровень жизни, почему бы и нет?
Но иногда деньги просто не способны заглушить творческую совесть. И тогда кинематографисты нарушают этот негласный кодекс молчания и признаются: "Зря я вообще в это ввязался". Давайте разберем десять случаев, когда режиссеры открыто жалели о своих прошлых проектах.
Игра - Дэвид Финчер
Вроде бы перед нами крепкий, напряженный триллер, который держит тебя за горло до самого конца. Мало кто назовет эту картину провалом, но сам Дэвид Финчер, известный своим маниакальным перфекционизмом, до сих пор смотрит на третий акт и морщится. Недовольство настолько сильное, что сейчас он признаёт: стоило послушать жену. Она, будучи продюсером фильма, говорила ему вообще не браться за этот проект.
Финчер признался, что они так и не придумали нормальную концовку. Он думал, что если просто вдавить педаль газа в пол и не убирать ногу, то финал проскочит на скорости, получится освобождающим и забавным. Не проскочило. Развязка стала самым спорным элементом. Впрочем, фанаты готовы простить мастеру эту оплошность, радуясь уже тому, что именно он дирижировал всем этим безумием.
Пятьдесят оттенков серого - Сэм Тейлор-Джонсон
Громкая экранизация, которую критики разнесли в щепки. Сама постановщица даже схватила номинацию на "Золотую малину". Но давайте честно: режиссура там была вполне компетентной. Просто никакой талант в мире не мог вытянуть откровенно чудовищный сценарий.
За эту работу Тейлор-Джонсон получила больше двух миллионов долларов, и студия уже планировала вернуть её для съемок двух сиквелов. Но режиссёр уперлась рогом и наотрез отказалась. Причина банальна - постоянные конфликты с автором книг Э.Л. Джеймс, которая лезла в каждый кадр со своими незаменимыми советами. Позже Тейлор-Джонсон призналась: хотя ей трудно произнести вслух слово "жалею", ретроспективно она чувствует именно это.
Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II - Фрэнсис Лоуренс
Фрэнсиса Лоуренса наняли снимать финал саги, который студия, естественно, решила распилить надвое. Снимали один фильм за другим. Причина тут одна и очевидная - желание продюсеров заработать дважды. И хотя ещё до премьеры многие сомневались, зачем делить одну книгу на два фильма, после выхода главной претензией стало именно искусственное растягивание хронометража.
Лоуренс годами хранил молчание. И только недавно, рекламируя приквел, он раскололся и подтвердил опасения фанатов: делить книгу было ошибкой. "Я полностью жалею об этом", - заявил режиссёр. Но вот где прячется настоящая ирония судьбы: теперь его ругают за обратное. Финал нового приквела кажется зрителям скомканным, и некоторые считают, что вот его-то как раз и стоило разбить на две части. Никакой золотой середины.
Че - Стивен Содерберг
Масштабный диптих Содерберга редко ставят на первые места в топах его работ, хотя отрицать амбиции тут невозможно. Бенисио дель Торо выдает мощнейшую игру, но для самого режиссера это производство превратилось в изматывающий марафон. Съемки двух частей подряд выжали из него все соки. Настолько, что сейчас он бы предпочел вообще не браться за этот проект.
"Все мы немного травмированы “Че”", - признается Содерберг. Потребовалось много времени, чтобы просто прийти в себя. Даже год спустя он просыпался с одной единственной счастливой мыслью: "Слава богу, я не снимаю этот фильм. По крайней мере, сегодня мне не нужно этого делать". На прямой вопрос, жалеет ли он о создании картины, Содерберг отвечает коротко и твердо: "Да". Это тот случай, когда искусство потребовало жертв, но жертва оказалась слишком велика.
Трансформеры: Последний рыцарь - Майкл Бэй
Майкл Бэй вообще не похож на человека, склонного к рефлексии и каким-то там сожалениям. Тем удивительнее слышать от него признание, что он банально пересидел во франшизе о гигантских роботах. Режиссер продолжал брать чеки от студии даже тогда, когда творческий запал полностью иссяк и остались только взрывы на автопилоте.
Бэй рассказал, что Стивен Спилберг говорил ему остановиться на трех фильмах. Бэй пообещал, что так и сделает. Но студия умоляла сделать четвертую, и она снова собрала миллиард. Тогда он сказал: "Всё, здесь я закончу". И они снова начали умолять. "Мне следовало остановиться", - признает теперь Майкл. Учитывая, что к тому моменту его состояние оценивалось в полмиллиарда долларов, деньги явно не были вопросом выживания. А его более поздняя "Скорая" доказала: на меньшем бюджете он способен выдавать куда более качественный и живой результат.
Дюна - Дэвид Линч
Версия 1984 года остается одним из самых болезненных разочарований в истории кинофантастики. Эпизодически это завораживающее зрелище, но блокбастер прошел через такую мясорубку студийных правок, что Дэвид Линч фактически отрекся от своего детища. Главной проблемой стало отсутствие права на финальный монтаж - риск, на который режиссер пошел осознанно, но зря.
Линч настолько не любит вспоминать тот опыт, что даже зарекся смотреть новую экранизацию Дени Вильнева. Он неоднократно говорил: снимать фильм на таких условиях не следовало. Урок был усвоен жестко. С тех пор Линч требовал полного творческого контроля во всех проектах. Ради этого на съемках следующей картины, "Синий бархат", он согласился урезать свой гонорар вдвое и радикально сократить бюджет. Лишь бы никто больше не стоял у него над душой.
Зелёный Фонарь - Мартин Кэмпбелл
Мартин Кэмпбелл - это такой надежный ремесленник, телефон которого есть у каждого продюсера. Дайте ему сценарий - и он выдаст хит. Даже со средним материалом он обычно творит чудеса. Но спасти эту катастрофу 2011 года оказалось не под силу никому. Проект изначально выглядел, мягко говоря, сомнительно: 200 миллионов бюджета, герой, которого широкая публика толком не знает, и "гениальное" решение нарисовать костюм Райана Рейнольдса полностью на компьютере.
Фильм с треском провалился. Кэмпбелл, который раньше с таким количеством CGI дел не имел, выглядел потерянным. Спустя годы он признал поражение: "Мне не стоило этого делать. Супергеройское кино - не мое". Но режиссеры всегда вынуждены отдуваться за провалы. Как говорится, у победы много отцов, а неудача - это всегда сирота. Которую в итоге усыновляет режиссер.
Джильи - Мартин Брест
"Джильи" - легенда со знаком минус. Громкое фиаско, шесть премий "Золотая малина" и фактически уничтоженная репутация Мартина Бреста. Человек, снявший "Запах женщины", после этого удара не выпустил ни одного фильма за 20 лет, просто уйдя в глубокое подполье. Он даже название ленты старается не произносить, называя её "фильм на букву Джи".
Производство там было настоящим адом с ожесточенными спорами со студией. Брест вспоминает, что в конце концов ему оставили два варианта: уйти или стать соучастником изуродования фильма. "К моему вечному сожалению, я не ушел", - говорит он. Ответственность за получившееся он берет на себя. Попытки запустить что-то новое позже тонули в бюрократии, и вместо того чтобы годами биться головой о стену, Брест предпочел просто покинуть индустрию навсегда.
Остров проклятых - Мартин Скорсезе
Назвать Мартина Скорсезе самым стабильным режиссером современности - не преувеличение. И хотя "Остров проклятых" обычно не ставят в один ряд с его величайшими шедеврами, это богатый, мастерски сделанный триллер. Однако недавно мэтр неожиданно намекнул на сожаления. Осознавая, что сил осталось лишь на пару картин, он переосмысливает потраченное время.
Скорсезе рассказал, что долгожданный "Оскар" за "Отступников" подтолкнул его к созданию "легковесного" студийного хита вроде "Острова". Сейчас он полагает, что вместо этого следовало сразу браться за "Молчание". Этот проект мечты мариновался в разработке 25 лет. Даже у режиссера с самой завидной фильмографией в истории есть сомнения: а правильный ли путь он выбрал, когда погнался за гарантированным успехом?
Самозванцы - Стэнли Туччи
Вторая режиссерская работа Стэнли Туччи прошла в прокате почти незаметно. Сам Туччи выступал здесь как человек-оркестр: сценарист, режиссер, продюсер и исполнитель главной роли. И теперь он с иронией проходится по неудаче ленты и своему участию в ней.
Актер рассказывает: "Время от времени ко мне подходят люди и говорят, что любят мой второй фильм. Они утверждают, что это их любимое кино всех времен. А я в ответ спрашиваю, не сбежали ли они из психушки". Туччи, возможно, слишком строг к себе. Фильм действительно не стал хитом и уступил его дебюту, но называть его полным провалом, как в случае с "Джильи", всё же перебор. Просто когда ты сам делаешь всё, спрос с тебя тоже - за всё сразу.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал напрямую можно по ссылке ниже! Спасибо!