В мире искусства по-моему нет более знакового и загадочного образа, чем «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Сегодня её лицо знакомо даже тем, кто никогда не интересовался искусством. Её репродукции тиражируются на миллионах открыток, кружек и футболок, а паломничество в парижский Лувр для встречи с ней сравнимо с религиозным обрядом.
Леонардо да Винчи писал её в течение нескольких лет, примерно между 1503 и 1519 годами, и, как гласит легенда, не отдавал её заказчику, так как считал произведение незаконченными. На полотне изображена Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Однако дело не в сюжете, а в том, как он воплощён. Леонардо применил здесь свою знаменитую технику «сфумато», то есть мягкую, дымчатую светотень, которая стирает резкие линии и создаёт ощущение живого человека. Именно эта техника подарила миру её улыбку, которая будоражила умы ещё при жизни мастера.
Ещё при жизни Леонардо да Винчи его работа вызывала восхищение среди современников, благодаря своему новаторскому реализму, поэтому, когда он перевёз её во Францию, она сразу стала частью королевской коллекции и с основания Лувра в 1793 году занимала почётное место в его залах. Для лучших мастеров того времени «Джоконда» была объектом изучения и эталоном портретной живописи. Её упоминали в искусствоведческих трудах, а её репутация «загадочной» и «совершенной» картины сложилась уже тогда.
Однако она была лишь одной из многих великих картин в огромном музее. Лувр был сокровищницей, где рядом висели творения Рафаэля, Тициана, Рембрандта. «Мона Лиза» не была тем символом, каким она является сегодня. Её не знали в лицо простые горничные, клерки и рабочие. Её образ не тиражировался на открытках и в газетах миллионными тиражами. Она была уважаемой аристократкой в мире искусства, но не всемирной знаменитостью.
Настоящая, всемирная слава пришла к картине спустя четыре столетия, и случилось это благодаря скандальному происшествию.
Ранним утром 21 августа 1911 года мир искусства проснулся в шоке. «Мона Лиза» исчезла из Лувра. На том месте, где висел шедевр, остались лишь четыре гвоздя. Паника была неописуемой. Музей закрыли на неделю, было начато масштабное расследование.
Под подозрение попали многие, включая известных авангардистов, таких как Пабло Пикассо, который некоторое время фигурировал в списке подозреваемых. Но следы вели в никуда. Два года судьба картины оставалась неизвестной, и за это время в прессе родился миф.
Газеты по всему миру, нуждавшиеся в сенсации, превратили кражу в захватывающий детектив. «Мона Лизу» печатали на первых полосах, о ней говорили в кафе и салонах, её образ тиражировался как никогда прежде. Она перестала быть просто старинной картиной для ценителей, она превратилась в народную героиню, похищенную принцессу.
Виновником оказался не утончённый аферист, а простой итальянец, Винченцо Перуджа, ранее работавший в Лувре стекольщиком. Как выяснилось, в воскресенье, когда музей был закрыт, он вошёл в здание вместе с другими работниками, дождался утра понедельника, снял «Джоконду» со стены, вышел в служебное помещение, снял раму и защитный короб, а под рабочей одеждой вынес картину из музея. Его мотивы до сих пор вызывают споры.
Сам Перуджа заявлял, что действовал из патриотических побуждений, желая вернуть Италии украденные Наполеоном сокровища (хотя «Мона Лиза» была привезена во Францию самим Леонардо и куплена королём Франциском I). Два года он хранил шедевр у себя в съёмной комнате в Париже, держа его в простом чемодане под кроватью.
В 1913 году Перуджа связался с антикваром во Флоренции, предложив продать картину при условии, что она останется в Италии. Когда он приехал на встречу, его арестовали. Возвращение «Моны Лизы» стало триумфом. Её выставляли по всей Италии, прежде чем с торжеством вернуть в Париж. Этот инцидент кардинально изменил её статус.
Кража и последовавшая за ней медийная шумиха превратили её из почитаемого произведения искусства в символ и бренд.
С тех пор её слава только росла, подпитываясь и другими событиями. Её несколько раз атаковали то камнем, то кислотой, то пустой банкой из-под краски, но это лишь укрепляло её ореол неприкосновенной святыни, требующей защиты за пуленепробиваемым стеклом.
Её изучали с помощью современных технологий, открывая всё новые секреты техники Леонардо. Её образ эксплуатировали художники-дадаисты, например, Марсель Дюшан, нарисовавший ей усы, что добавило ей популярности в контексте поп-арта и иронии.
Морали тут две. Первая — не укради Перуджа Джоконду, она бы так и осталась одной из многих картин в Лувре. Вторая — из Лувра по-прежнему легко похитить драгоценности, как и 114 лет назад.
Читай меня в Телеграме, а ниже ещё несколько интересных статей: