«Гинденбург» стал как венцом своей эпохи, так и её трагическим финалом. Этот 245-метровый дирижабль, заполненный водородом, был выдающимся достижением своего времени. Ни до, ни после него в воздух не поднимался более крупный летательный аппарат. Однако взрыв дирижабля навсегда изменил судьбу воздушных судов.
«Гинденбург» охвачен пламенем
6 мая 1937 года «Гинденбург», на борту которого находились 61 член экипажа и 36 пассажиров, прибыл с опозданием в несколько часов на военно-морскую авиабазу Лейкхёрст в штате Нью-Джерси. Причиной задержки была неблагоприятная погода. Дирижабль находился около часа под ударами шквального ветра и дождя. Также были зафиксированы грозовые разряды. Тем не менее к моменту начала посадки погода стала проясняться. По некоторым сведениям, скорость при заходе на посадку была относительно высокой, и по какой-то причине командир попытался выполнить «высокую» посадку, когда корабль стягивали к земле с высоты примерно 60 метров. Вскоре после того, как швартовые канаты были закреплены, некоторые очевидцы сообщили о синем свечении в верхней части «Гинденбурга», за которым последовал взрыв. Огонь быстро охватил судно. Сгорев дотла за 34 секунды, дирижабль рухнул – погибло 36 человек. Зрители в ужасе наблюдали, как пассажиры и члены экипажа либо сгорали заживо, либо прыгали в попытке спастись.
На следующий день после трагедии газеты начали выдвигать предположения о причине катастрофы. До этого момента немецкие цеппелины считались безопасными и весьма успешными. Обсуждались и расследовались самые разные версии: саботаж, механическая неисправность, взрыв водорода, молния и даже возможность того, что дирижабль был подбит с земли.
Следствие
Министерство торговли и флота возглавили расследование катастрофы «Гинденбурга». Тем не менее в дело также вмешалось Федеральное бюро расследований, формально не имевшее юрисдикции, но президент Рузвельт попросил все государственные органы сотрудничать во время расследования. Дела ФБР по этому инциденту, рассекреченные по Закону о свободе информации, доступны в сети. Так, доказательств в поддержку версии о саботаже обнаружено не было.
Некоторые связывали катастрофу с механической неисправностью. Многие члены наземной команды, опрошенные в ходе расследования, указывали, что «Гинденбург» заходил на посадку слишком быстро. По их мнению, судно было поставлено на полный реверс, чтобы сбавить скорость. Предположили, что это могло вызвать механическую поломку, которая и привела к искре и возникновению огня, взорвавшего водород. Однако у цеппелинов в целом была хорошая репутация, и существенных доказательств в пользу этой гипотезы немного.
Был ли он сбит с неба?
Ещё одна, пожалуй, самая экзотическая версия – что дирижабль подстрелили. В расследовании были учтены сообщения о паре следов, найденных возле задней части аэродрома в закрытой зоне. Однако на посадку «Гинденбурга» пришли посмотреть множество людей, и эти следы могли принадлежать кому угодно. Флот даже задержал двух мальчиков, которые тайком пробрались на аэродром с того направления. Также имелись сообщения о фермерах, которые стреляли по приближавшимся дирижаблям, когда те пролетали над их угодьями. Официальное расследование не подтвердило версию о том, что дирижабль был сбит.
Водород – причина взрыва на «Гинденбурге»
Наиболее популярной и в итоге общепринятой стала версия, связывающая катастрофу с водородом на борту. Водород – крайне легковоспламеняющийся газ, и многие считали, что что-то вызвало его воспламенение и привело к взрыву и пожару. В начале следствия выдвигалась идея, что бросовые канаты могли нести статическое электричество к дирижаблю и вызвать взрыв. Однако начальник наземной команды опровергал это, указывая, что швартовые линии не были проводниками статического электричества. Более правдоподобной казалась версия о том, что синяя дуга, замеченная у кормы перед взрывом, была молнией, которая и сдетонировала водород – к тому же в районе наблюдались грозы.
Водородная теория была принята как объяснение взрыва и привела к прекращению коммерческих перелётов на дирижаблях и отказу от водорода как надёжного топлива.
Исследования Аддисона Бейна, опровергающие версию ФБР
Эддисон Бейн, отставной инженер NASA и эксперт по водороду, считает версию ФБР ошибочной. По его мнению, водород мог способствовать распространению огня, но не был первопричиной. В доказательство он приводит несколько фактов.
1. «Гинденбург» не взорвался одномоментно – огонь распространялся в нескольких направлениях.
2. Дирижабль оставался на плаву несколько секунд после начала пожара, по некоторым сообщениям он не рухнул в течение 34 секунд. К тому же, пожар не имел характерных признаков водородного пламени – водород, как правило, даёт невидимое пламя. Сообщалось, что утечек водорода не наблюдали: к газу добавляли чеснокоподобный запах для упрощённого обнаружения утечек.
После многих лет путешествий и исследований Бейн пришёл к выводу, что причиной была обшивка дирижабля. Он выяснил, что обшивка «Гинденбурга» была покрыта чрезвычайно лёгковоспламеняющимися веществами – нитратом целлюлозы или ацетатом целлюлозы, применявшимися для придания жёсткости и аэродинамических свойств. Поверх неё была нанесена смесь с частицами алюминия (компонент, используемый в ракетном топливе), чтобы отражать солнечный свет и не давать водороду нагреваться и расширяться, что также защищало оболочку от износа. Бейн утверждал, что эти вещества, необходимые при строительстве в то время, и привели к катастрофе: они загорелись от электрической искры, что вызвало воспламенение обшивки. В этот момент водород лишь подлил топлива в уже начавшийся пожар. По сути, причина трагедии была в обшивке дирижабля.
Ирония в том, что, когда немецкая компания Luftschiffbau Zeppelin перестала существовать в 1945 году, были найдены письма и документы немецких конструкторов, которые знали об опасной обшивке. Они пытались усовершенствовать чрезвычайно легковоспламеняемые материалы покрытия. Тем не менее, зная о рисках, они продолжали продавать дирижабли. Ничего личного – просто бизнес.
Похожие публикации:
Подробнее о трагедиях и катастрофах расскажут следующие книги:
- «Карибский кризис. Как не случилась ядерная война», коллектив авторов.
- «Операция “Снег”. Как мы спровоцировали Перл-Харбор», Павел Судоплатов, Виталий Павлов.