Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Боевые походы линейного корабля «Парижская коммуна»

Линейный корабль «Парижская коммуна» во время маневров Черноморского флота
осенью 1940 года. Снимок сделан с гидросамолета МБР-2
Линейный корабль «Парижская коммуна» во время маневров Черноморского флота осенью 1940 года. Снимок сделан с гидросамолета МБР-2

Прокатившаяся по бывшей Российской империи Гражданская война самым катастрофическим образом сказалась на всей экономической, политической и военной деятельности государства. При этом особенно сильно пострадал военно-морской флот страны, которого практически не стало на Черном море, Севере и Дальнем Востоке. Поэтому молодой Советской республике пришлось воссоздавать его почти с нуля. Так на Черном море часть кораблей была затоплена в Новороссийске по приказу Ленина, остальные корабли белые увели за границу. Гавани военных баз опустели, уцелело лишь несколько устаревших боевых кораблей.

Для завершения строительства находившихся на верфях в Николаеве кораблей (один линкор, четыре крейсера, несколько эсминцев и подводных лодок) не было ни средств, ни рабочих, ни мощностей на судостроительных заводах. Поначалу удалось восстановить лишь два миноносца и крейсер, достроить четыре подлодки типа «АГ» и несколько десантных судов типа «Эльпидифор». В результате флот в конце 1920-х годов получил лишь пять эсминцев типа «Новик» и два крейсера.

К этому времени СССР уже вышел на международную арену и начал проводить активную внешнюю политику. Поскольку не удалось добиться возвращения кораблей, уведенных генералом П.Н. Врангелем в конце 1920 года в Бизерту, а Турция приступила к капитальному ремонту линейного крейсера «Yavuz» (бывший германский «Goeben»), то руководство страны принимает решение о необходимости срочного усиления Морских сил Черного моря (МСЧМ).

Линкор «Парижская коммуна» в Кронштадте.
Конец 1920-х годов
Линкор «Парижская коммуна» в Кронштадте. Конец 1920-х годов

Сделать это можно было только за счет перевода кораблей с Балтики, где удалось сохранить три линкора, почти все «новики» и достроить новый крейсер. Выбор пал на линейный корабль «Парижская коммуна» (до 31 марта 1921 г. — «Севастополь») и крейсер «Профинтерн» (до 5 февраля 1925 г. — «Светлана», с 31 октября 1939 г. — «Красный Крым»), которые начали спешно готовить к походу.

Линкор к этому времени получил носовую наделку, предназначенную для повышения его мореходных качеств. Но как выяснилось на деле, принятая конструкция оказалась крайне неудачной и в походе линейному кораблю пришлось нелегко.

Отряд покинул Кронштадт 22 ноября 1929 года. Во время перехода линкор (командир К.И. Самойлов) и крейсер побывали в нескольких сильных штормах, получили сильные повреждения и им пришлось ремонтироваться в Бресте. Две недели ушло на исправление повреждений, и переход был продолжен. 18 января 1930 года корабли прибыли в Севастополь. «Парижская коммуна» сразу стала любимицей моряков-черноморцев и жителей Севастополя. Ее внушительный силуэт стал одним из символов возрождения Черноморского флота. С гордостью они наблюдали за походами и маневрами огромного корабля, который с любовью называли «Парижанка».

Во время первого налета немцев 22 июня на Севастополь линкор, как и другие корабли эскадры, огня не открывал. По немецким самолетам стреляли только береговые зенитные батареи. В первые дни войны линкор получил пополнение из флотского экипажа, численность его экипажа составила 1670 человек. До конца июля 1941 года линкор стоял на бочках, но налеты на Севастополь продолжались, и было принято решение перевести его вглубь Северной бухты. Для корабля подготовили место на траверзе торпедного арсенала у Троицкой бухты, установили для него бочки и поставили лагом к берегу. В качестве подушки использовали две баржи.

Налеты на главную базу флота продолжали усиливаться. Немецкая авиация не только продолжала минировать фарватер и внешний рейд, но проводила аэрофотосъемку. Уже предпринимались попытки бомбить отдельные объекты в порту. Линкор пять раз принимал участие в отражении налетов на Севастополь. Часть его экипажа добровольцами сошла на берег, войдя в состав 1-го полка морской пехоты и приняв участие в боях за Одессу.

В конце октября на подступах к Крымскому полуострову сложилась критическая ситуация — немцы прорвали оборону частей РККА и их мотопехота ворвалась в Крым. В их руках оказались крымские аэродромы.

Создавалась реальная угроза захвата Севастополя.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №52.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №52. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий