Те, кто давно меня читает, знают, что я пишу не только о путешествиях, но и вообще о семье. Яркий пример, который привлёк много внимания, - текст на мой День рождения:
А эту статью я обдумывала уже давно. И толчком послужило то, что меня вызвали в школу, чтобы высказать всё, что они думают о моём младшем сыне и обо мне. Если коротко: ваш мальчик не старается учиться, у него бывают двойки, и вы в этом виноваты, а мы здесь вообще не при чём. Но обо всём по порядку...
В принципе, то, что система образования изменилась, я поняла ещё тогда, когда первый сын пошёл в первый класс (сейчас он в восьмом). Первое, что напрягло, - обилие "бумажек". Одни заполняли учителя, другие предлагались детям и родителям. Во второй категории мне сильно не нравились анкетирования про семью и про школьную жизнь (не только учёбу) ребёнка. Некоторые опросы преподносились как анонимные, но так я им и поверила, учитывая, что в классе учителя часто пытались задавать детям вопросы на личные темы. Однако об этом чуть позже. Мы не заполняли такие листочки, но нам всё равно досталось - одна из учительниц младшего в начальной школе вообще, как говорится, пробила дно...
Ладно, фиг с этими бумажками. Возможно, преподаватели и не виноваты, в этом плане они подчиняются министерству образования Московской области, и кто знает, насколько компетентные люди там сидят. Я работала в сфере журналистики, и в один "прекрасный" момент к власти в министерстве СМИ пришли бывшие военные, которые были сильно далеки от всего этого, но командовали - только в путь. Этим многое и испортили, поэтому я стараюсь и не связываться с "их" информагентствами.
Но! Всё же многое в процессе образования зависит от личности учителя, особенно если это начальные классы. Да, признаюсь, я сама была частично виновата. Старший сын был очень активным, и я выбирала "педагога построже". В итоге получила походы с ребёнком по психологам, неврологам и т.д.. Потому что под воздействием учительницы у ребёнка вырубало всё, он забывал, что он учил, и начинал кашлять (в итоге специалисты признали это так называемым "нервным кашлем", и мы лечили его длительное время).
Однако, мне думается, переломный момент в изменении процесса образования наступил в эпоху пандемии. Тогда учителя просто свалили почти всё на родителей. Преподаватели ненадолго появлялись на экране компьютера, потом дети изучали всё с родителями и записывали на видео, насколько хорошо они это поняли. И, на мой взгляд, именно с тех пор вся ответственность легла на мам-пап (ну и у кого-то ещё и на бабушек-дедушек).
Вспоминаю себя. Я - из поколения 80-ых, мои дети сейчас учатся в 5 и 8 классах. Со мной изначально не делал уроки никто. Мне не помогали, но за плохие оценки ругали. У меня была личная мотивация. Мол, я умная, я творческая личность, я окончу школу с хорошими оценками по всем предметам, не только гуманитарным, и поступлю в хороший вуз. И мне было сложнее, чем моим детям сейчас. Во-первых, я несколько лет потратила на спортшколу, где на обучение нас, баскетболистов, забили совсем (спортсмены же все тупые, чё; всё равно их потом пристроят в какой-нибудь институт), а во-вторых, родители вообще не верили, что я попаду в вуз, а я поступила в МГУ на дневное бесплатное и окончила университет с золотой медалью. Обо всём этом я писала в тексте по ссылке, указанной выше.
Однако вернёмся к моим детям. В какой-то момент стало понятно, что вся основная нагрузка ложится на родителей. К счастью, я и бывший муж, отец детей, могли работать удалённо. Но всё равно мы в процессе подготовки сыновей не могли достичь такой инициативности, какая была у некоторых участниц школьных чатов, задающих вопрос про каждый пример или предложение!
Честно говоря, я вообще в ужасе от школьных чатов. Я не понимаю, откуда у людей столько свободного времени, чтобы спрашивать не только про учёбу, но и про всё остальное, из-за чего бывает сложно докопаться до важного.
Не, конечно, они желают выглядеть в глазах учителей "правильными родителями", которые следят за каждым плюсиком или подчёркиванием в тетради, делают все уроки вместе с ними, а лучше вообще за них. Простите, я не такая. Я хочу, чтобы мои сыновья были самостоятельными. Сами несли ответственность за состояние своих учебников и домашние задания. На мой взгляд, родители должны проверять так - чтобы всё было сделано и всё собрано. Если ученик средней школы не записал всё домашнее задание и в последний момент выложил из рюкзака пенал и забыл его дома - это его проблемы. В следующий раз будет взрослей.
Правда, есть такая штука, как задания в интернете. У нас такая система, что у части класса они не открываются, а обращения в техподдержку и т.д. бесполезны, сама проверяла. В итоге у ребёнка двойка, а виноваты родители.
Родители теперь вообще во всём виноваты. Даже если пожертвовали карьерой, чтобы работать (пусть и частично) из дома, но быть рядом с детьми, общаться с ними, знать об их увлечениях и понимать, что сыновья тебе доверяют. Мне кажется, это немножко важнее оценок ;).
Зато учителя, свалив всё на родителей, начинают заниматься не своим делом. Так, например, учительница моего младшего сына (в начальных классах) обсуждала меня с моей матерью. Я как раз тогда после развода встретила другого мужчину. Моя мать не общалась со мной, не была знакома с моим партнёром, - но они с преподавательницей с удовольствием перемывали мне косточки. Это слышал мой сын. И рассказал мне не только про это, но и про вопросы (при всех) учительницы - типа "Он тебя не бьёт?". Эмпатия, что уж... Ей повезло - она после их выпуска вышла на пенсию, и я её пожалела и не стала устраивать разборки и писать жалобы. Хотя, наверное, зря.
Та же учительница заставляла детей показывать их последние действия в мобильных телефонах. К вопросу о границах.
Я не буду обсуждать поведение учителей на выездных мероприятиях в компаниях с родителями, пока с детьми развлекаются аниматоры. Расслабляются там они, короче. Я так однажды приехала забирать старшего сына с пикника на озере. А большинство родителей были там от начала и до конца. Так папаши пытались меня напоить, а классная руководительница и мамаши нехорошо на меня смотрели, и в итоге нам первым вызвали такси, чтобы я поменьше видела и побыстрей исчезла с глаз долой :). Но меня больше поражают школьные придирки по мелочам. Так, мне позвонила учительница по математике и сказала, что мой младший сын опоздал на урок. Не на первый. Задержался на перемене. Угрожала вызовом к директору. Вот скажите, как могу повлиять на то, что сын ел в столовой и не слышал звонка?
В школу меня всё-таки вызвали. В первый раз я сказала, что приду только с мужем, а если его не пустят, то лучше это время потрачу на сбор информации для этой (и не только) статьи. Во второй раз я пришла с мужем, и его не пустили, потому что он "не законный представитель" (после чего он написал обращения в некоторые инстанции). Я хотела уйти, но всё же ощутила, что стоит остаться. Тем более я и так на собрания очень редко хожу, потому что обычно времени нет, да и делать там нечего, полезной информации - 10%. Заглянула, так скажем. Тем более что директор у нас в школе как Лукашенко в Белоруссии, она ещё с моей школьной поры на посту. Интересно даже.
Почему-то директору было интересно, сколько комнат у нас в квартире. Три. И квартира в центре. И у детей есть всё и даже больше. И мы везде ходим, ездим и всё такое. И общаемся.
Далее мне "понравились" упоминания про мои успехи в учёбе и про "уважение к моей семье". Ну, мои успехи в учёбе - это заслуга хороших учителей и моя, но никак не родителей, которых и уважать-то не за что, разве что папу за его успехи на педагогическом и тренерском поприще (он учитель физкультуры и тренер). Меня родители не поддерживали никогда, даже наоборот. И я даже не про учёбу. Мне с детьми (их внуками) не помогали. А когда я развелась - ещё и издевались. Они не общаются с моим мужем, который вместе со мной теперь воспитывает детей, и вообще с нами всеми не общаются :). Сейчас яркий пример приведу. У меня муж - военный, его может не быть дома месяц или два. Ну так вот, он уехал. А у меня кошка заболела, и понесла я её в ветеринарную клинику. А там рядом моя сестра с мужем и сыном живут. И вот иду я и вижу - мой папа, хромая, с палочкой, тащит сестре пакеты с едой. Помогает! У сестры муж и один ребёнок.
Хотя не, прежде чем вернуться к учителям, добавлю про бывшего мужа, отца детей. Перед тем, как меня вызвали в школу, ему позвонили и сообщили, что у его младшего сына двойки. Я не знаю, зачем они это сделали, он всё равно с детьми не общается и, вероятно, не помнит, как они вообще выглядят и сколько им лет. Он оборал меня и Диму по телефону. У меня нервный срыв, таблетки, вследствие чего я задала классной руководительнице вопрос: "Как вы думаете, после этого ребёнок будет лучше учиться?".
Впрочем, о кабинете директора. Как я сказала потом мужу: мол, ничего нового, всем должны заниматься родители, а учителя не при чём. А директору и классной руководительнице я ответила, что старший так же проходил через то, что я называю "оценочными шатаниями", - двойки, тройки, четвёрки, пятёрки, полный набор и всё непредсказуемо. А потом он, что называется, выбрал свой путь и теперь прекрасен в географии, истории и литературе, а в остальном просто неплох :). Да, это моя заслуга, это наши общие увлечения, и возникли они явно не из-за того, что я сидела с ним над тетрадками. Мы общались. И младший сын тоже выберет свой путь... И учителя могут мне помочь. Не нотациями, что я должна нависать над ребёнком, когда он делает домашние задания, а тоже желанием его чем-то заинтересовать.
Только, кажется, меня не поняли. И я написала директору письмо по итогам встречи. Если эта история получит продолжение, я его процитирую в следующей статье :).
У младшего хорошие оценки за триместр, он без моего нажима исправил все двойки, и его папа сказал, что купит ему ноутбук, чтоб он не брал у моего мужа. Наверное, биологический отец гордится собой, вовремя же нас обругал :)).