Автор Валентина Ивановна Савченко
Комментарий для воспитателя. Цель культурной практики — поддержание интереса детей к архитектурно-историческим ценностям, ставшим всемирно известными символами Петербурга. В ходе рефлексивной части формируется умение дошкольников делиться своими впечатлениями, высказывать чувственно-оценочные суждения.
Задачи:
Развивающие:
• развивать умение воспринимать и понимать средства художественной выразительности, раскрывающие замысел произведения;
• развивать умение чувствовать отношение автора к изображаемому.
Образовательные: учить устанавливать связь между сюжетом многоплановой картины и средствами выразительности, между замыслом и центрами зрительского внимания.
Воспитательные:
• продолжать воспитывать умение высказывать собственное суждение о картине и изображенных архитектурных памятниках;
• воспитывать эстетические предпочтения, интерес к живописи, архитектуре.
Предварительная работа: вовлечение родителей в образовательную деятельность: рассмотреть вместе с ребенком фотографии с изображениями Биржи, Ростральных колонн.
Словарная работа. Пояснить значение слов: архитектурный ансамбль — гармоничное соединение в композицию зданий, набережных, произведений монументальной живописи; биржа — здание для ведения переговоров и заключения торговых сделок.
Материал и оборудование: изображения Биржи, Ростральных колонн (по ним можно рассказывать об этих объектах, т.к. на картине они не слишком хорошо видны); репродукция картины А. К. Беггрова «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей».
Ход культурной практики
Педагог читает строки стихотворения Д. Панасенковой:
Васильевский остров! Особенный мир!
Историю города он отразил...
Его омывает большая река,
Залив замыкает вокруг берега.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с картиной русского художника Александра Карловича Беггрова «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей». (Прием знакомства с краткой информацией познавательного характера.) Стрелкой называют крайнюю восточную часть Васильевского острова, которая в виде мыса выдается в Неву. Именно здесь Нева разветвляется на два рукава: Большую и Малую Неву. А еще остров омывают река Смоленка и Финский залив. С высоты птичьего полета Стрелка кажется носом огромного корабля, плывущего навстречу волнам. Сейчас Стрелка — одно из главных достопримечательностей города. А начали ее обустраивать еще при Петре I, потому что здесь находился порт. У причалов пестрели флаги кораблей разных стран, слышался многоязычный говор, шли погрузочные и разгрузочные работы, купцы привозили и увозили товары.
Петр I решил сделать Стрелку деловым и культурным центром Петербурга. Архитекторы задумались о том, как выполнить эту непростую задачу. Стрелка была важным объектом в общей панораме города, так как любая постройка в этом месте видна с далекого расстояния. Создаваемый архитектурный ансамбль должен был гармонировать и с низкими берегами Невы, и с постройками Адмиралтейского острова, особенно с Адмиралтейством и Исаакиевским собором. На дальнем плане картины мы видим Адмиралтейский шпиль и купол Исаакиевского собора — это также всемирно известные символы Санкт-Петербурга.
Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова создал французский архитектор Жан Тома де Томон. Помощь ему оказала Императорская Академия художеств. Результат получился великолепный. Стрелка Васильевского острова стала одним из символов города, она привлекает внимание туристов всех стран мира.
(Прием, раскрывающий архитектурные особенности здания Биржи.) Основа архитектурного ансамбля Стрелки — здание Биржи и Ростральные колонны. Видите их на дальнем правом плане картине? Биржа возведена по типу античного храма. Она составляет композиционный центр ансамбля.
Обратите внимание, характерная особенность, из-за которой Биржу относят к античной архитектуре, — очень высокий гранитный подиум и окружающая здание грандиозная колоннада. Десять мощных колонн украшают фасад. Всего по периметру Биржи расположены 44 величественные колонны. На темном фоне стен Биржи белые массивные колонны выглядят очень внушительно.
На подиум ведут широкие, торжественные лестницы и пологие пандусы. Фасад Биржи украшен монументальной скульптурой. На центральном фронтоне — Нептун с двумя реками. На другом фронтоне расположена Навигация с Меркурием и двумя реками. Скульптурные группы выполнены из камня. Они подчеркивали связь Биржи с торговлей и водной стихией. Скульптуры прекрасно дополнили общую композицию здания.
(Прием, демонстрирующий использование контрастов в архитектуре.) Красоту и изысканность ансамблю Стрелки придает то, что все сооружения объединены общим художественным замыслом с Биржей. Видите, с обеих сторон от нее располагаются южный и северный пакгаузы — складские помещения. Они детально изображены на картине. Обратите внимание, их фасады довольно просты. Такой контраст соседствующих с Биржей зданий подчеркивает ее величественность. Ни один из портовых городов мира в те времена не имел более красивого здания Биржи.
(Прием, подводящий к восприятию информации о втором архитектурном компоненте ансамбля.) Но все же гармоничность и масштабность этому архитектурному ансамблю придают две высокие Ростральные колонны-маяки. Они стоят симметрично с двух сторон от Биржи, подчеркивая ее центральное положение в ансамбле.
Стрелка, ростры на колоннах
в виде кораблей.
Здесь когда-то порт торговый
принимал гостей.
Фонари на тех колоннах
Освещали путь.
Г. Скрипкин
(Прием сообщения познавательной информации.) Ростральные колонны были возведены в 1810 г. по проекту французского архитектора Жана Тома де Томона. Рострами называли нос корабля, что в переводе с латинского (rostrum) значит «клюв». Обитый металлом нос корабля, похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. Ростральные колонны напоминают об обычае, пришедшем из Древнего Рима, отмечать морские победы установкой триумфальных колонн, украшенных трофеями, — отпиленными носами побежденных вражеских кораблей или их скульптурными изображениями.
Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова сложены из камня. На картине художник четко изобразил колонны с рострами. Видно, что на стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная пара внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, другая — к реке.
Ростральные колонны изображены на картине в некотором удалении от переднего плана и поэтому не очень видно, что их украшают фигуры: наяды — речные божества, русалки с крыльями, изображения голов крокодила и водяного, морских коньков и рыб. Колонны украшают и рельефные якоря. Художник передал выразительный силуэт Ростральных колонн, их пропорции и цвет. Они возвышаются среди других объектов картины и отчетливо видны на фоне хмурого зимнего неба.
(Прием, акцентирующий внимание на культурно-историческом значении Ростральных колонн.) Ростральные колонны Петербурга не являются памятником конкретной морской победы, они символ торжества и силы русского флота, морского могущества страны, как военного, так и торгового, это памятник военно-морской славы России. В наше время они стали символом города. Их высота 32 м. Внутри винтовая лестница. На верхней площадке каждой колонны стоит металлический треножник с чашей-светильником, так как колонны выполняли функции фонарей. Одна была маяком для судов на Малой Неве, другая указывала кораблям путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью в непогоду, в туман.
Ростральные колонны де Томона
Когда-то помогали кораблям,
Светя в ночи легко и отстраненно
Отчаянным, но преданным сердцам.
С. Устабеков
(Прием информационного дополнения с использованием художественного слова.) У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры. Они олицетворяют божеств моря и коммерции. Есть мнение, что фигуры символизируют великие реки России. У статуй, выполненных из камня, могучий вид, потому что рассчитаны они на восприятие с больших расстояний.
Перед тобой столпов Ростральных очертанья —
Наследье прошлого, пришедшее в наш век.
И у подножья их два светлых изваянья,
Два строгих символа могучих русских рек.
Сидит с простым веслом старик седобородый,
Склонилась женщина над якорем морским.
То — Волхов и Нева...
В. Рождественский
А у другой колонны — Волга и Днепр.
На картине, присмотревшись, мы сможем у правой колонны разглядеть эти скульптуры.
(Прием сообщения краткой информации о художнике.) Автор картины — русский живописец Александр Беггров в совершенстве владел техникой масляной живописи и акварели. Он был назначен художником Морского министерства за умение безукоризненно изображать корабли. Его полотно «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» было удостоено высшей награды на Всемирной выставке в Париже.
(Прием, знакомящий с жанром картины.) Эта картина совмещает архитектурно-городской пейзаж и жанровую живопись. Изображены архитектурные строения и жизнь горожан на Стрелке острова в зимнюю пору.
Зима пришла к нам в Петербург —
Как серебром его покрыла,
Куда ни глянь — бело вокруг,
Вода в Неве за ночь застыла.
Б. Иванов
(Прием знакомства с деталями произведения.) На заднем плане картины — строения Адмиралтейского острова. На центральном плане полотна — застройка Стрелки Васильевского острова и вмерзший в Неву корабль у берега. На переднем и ближних планах изображена активная жизнь горожан. В зимнее время на льду перед Стрелкой собиралось много народа, устраивались гуляния и санные бега. Видны ясли, вероятно, с овсом, и лошади, поедающие корм. Изображения людей художник объединил в небольшие жанровые сценки: кто-то мчится в санях по делам, кто-то стоит и ведет неспешный разговор со знакомыми. А вот замерзшие пичужки сидят на заснеженном заборе, изображенном в правом нижнем углу картины, переговариваются чириканьем и посматривают по сторонам, надеясь, улучив момент, слетать к яслям и поклевать зерен.
(Прием знакомства с видом формата и типом композиции.) Формат картины — вытянутый по горизонтали прямоугольник — позволил художнику создать многоплановую композицию, которую можно отнести к замкнутому типу. Все объекты выписаны так, что почти не стремятся к краям. Композиционный центр картины вмещает в себя все главные объекты сюжета. Рассмотрев детали, наш взгляд возвращается к одному из центров зрительского интереса. На картине много неподвижных объектов: здания, вмерзшие в реку корабли, баркасы и лодки, часть заснеженного забора и елочки. А движение передано с помощью скачущих лошадей, передвигающихся по замерзшей Неве людей, кружащихся над Ростральными колоннами стаек птиц. Поэтому композицию этого пейзажа можно считать уравновешенной.
(Прием, знакомящий с художественными средствами, использованными для воплощения замысла картины.) Как художник отобразил свою эпоху? Как передал настроение персонажей в произведении? Изображенные на картине люди, их внешний вид помогают нам узнать, как выглядели, чем занимались, на чем передвигались горожане в те далекие времена. Знакомясь с сюжетом полотна, мы узнаем много нового из истории Санкт-Петербурга. Судя по изображенному сюжету, дни петербуржцев были наполнены и повседневными делами, и зимними забавами. Например, те, кто побогаче, катались по замершей Неве. А для трудового люда была возможность заработать денег: здесь же, на ледяных трассах устраивались пункты для кормежки и отдыха лошадей.
(Прием, развивающий воображение при восприятии картины.) А кораблям в оковах замерзшей реки, наверное, снятся сны, в которых они видят ледоход и возобновление плаванья по освободившейся ото льда Неве.
Стоят в заливе корабли,
Стоят спокойно, отдыхают.
Милее нет для них земли —
Они ее не покидают.
Весною в плаванье уйдут —
С волнами в море спорить будут,
К зиме опять сюда придут —
Родной свой порт не позабудут.
Б. Иванов
(Прием, акцентирующий внимание на колористических контрастах картины.) И только зданию Биржи и Ростральным колоннам зима нипочем. Они припорошены снегом и от этого стали еще наряднее. Зимы не делает картину мрачной. Огромную часть полотна занимает небо в золотистых красках. Большое пространство на картине покрыто снегом. Он разный: на разъезженной дороге — серовато-грязный, а по обочинам в левом нижнем краю и слева до противоположного берега Невы — чистый, нетронутый. Первозданно-чистый снег на крышах зданий и перед Зимним дворцом. Биржа, пакгаузы, идущие люди, сани на замерзшей реке — все изображено темными красками. А Исаакий и Адмиралтейство осветило солнце, как бы отделив парадную часть города от темной обыденной, трудовой. В этом тоже виден замысел художника. Все это создает колористический контраст в картине.
Белый снег и на деревянной ограде, где сидят темные пичужки, и вдали по левому флангу картины. Видимо, туда хорошо проникает солнечный свет. А справа он загораживается зданием Биржи и Ростральными колоннами. Точно и не узнать, то ли снег грязный от полозьев саней и копыт лошадей, то ли художник передал игру солнечных лучей и теней.
(Прием, демонстрирующий связь замысла картины и центра зрительского интереса.) Замыслом художника было желание передать величие архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова и продемонстрировать жизнь простых горожан. Таким образом, на картине создано два центра зрительского интереса. Первый несколько смещен вправо от центра и вглубь — это изображение Биржи и Ростральных колонн. Второй центр художник расположил по центру картины и отвел ему значительное пространство — это наезженная по Неве дорога от Васильевского острова на Заячий остров к Петропавловской крепости, которая осталась за пределами картины. Живописец не только оживляет персонажами архитектурно-городской пейзаж, но и вносит в него элементы бытового жанра. Это делает картину многоплановой по сюжету и композиции.
Детям предлагаются вопросы, относящиеся к оценочному виду рефлексии.
• Что нового вы узнали о символах Петербурга?
• Расскажите о чувствах, которые вызвала у вас картина.
• Что, по вашему мнению, являлось замыслом произведения?
• Как вы полагаете, какие чувства внес художник в произведение изображением пичужек на ближнем плане картины?
(Прием введения в беседу рефлексивного характера стихотворного высказывания педагога.) Картину Александра Беггрова хочется долго рассматривать и находить в ней все новые интересные детали. Это многоплановое полотно можно считать увлекательной панорамой Санкт-Петербурга.
А Петербург невозмутимо
На все взирает свысока...
Что для него Лета и Зимы,
Когда у ног его века...
Н. Яковлев
Это город-загадка
Застывших столетий вокруг.
Это северный город —
Блистательный Санкт-Петербург.
П. Смирнов
Пособия В. И. Савченко на сайте издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 👇