Найти в Дзене

День ракетных войск и артиллерии Российской Федерации

19 ноября Россия отмечает День ракетных войск и артиллерии. Эта дата установлена в честь заслуг советской артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков, в частности в победе под Сталинградом. В Музее железных дорог России история артиллерии, тесно связанная с железной дорогой, оживает на примере интересных экспонатов – свидетелей и участников грандиозных сражений. Особое место в арсенале артиллерии занимали железнодорожные артиллерийские установки. В XX веке для борьбы с кораблями противника и обстрела наземных целей использовался специальный железнодорожный подвижной состав — транспортеры, на которые устанавливались артиллерийские орудия крупного калибра. В 1917 году на Металлическом заводе в Петрограде был построен первый отечественный артиллерийский транспортер. Затем артиллерийские орудия на железнодорожном подвижном составе использовались противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны. В 1931 году началась разработка морского транспортера с орудием калибра 180 мм. В
Оглавление

19 ноября Россия отмечает День ракетных войск и артиллерии. Эта дата установлена в честь заслуг советской артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков, в частности в победе под Сталинградом.

В Музее железных дорог России история артиллерии, тесно связанная с железной дорогой, оживает на примере интересных экспонатов – свидетелей и участников грандиозных сражений.

Артиллерийский транспортер ТМ-I-180

Особое место в арсенале артиллерии занимали железнодорожные артиллерийские установки.

В XX веке для борьбы с кораблями противника и обстрела наземных целей использовался специальный железнодорожный подвижной состав — транспортеры, на которые устанавливались артиллерийские орудия крупного калибра.

В 1917 году на Металлическом заводе в Петрограде был построен первый отечественный артиллерийский транспортер. Затем артиллерийские орудия на железнодорожном подвижном составе использовались противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны.

В 1931 году началась разработка морского транспортера с орудием калибра 180 мм. В период с 1936 по 1940 годы Ленинградский Металлический завод и Николаевский завод построили 20 транспортеров, получивших наименование ТМ-1-180. Эти транспортеры обладали хорошими тактико-техническими данными. Максимальная дальность стрельбы составляла более 37 км. Было сформировано 5 батарей, каждая из которых включала 4 орудия.

В годы Великой Отечественной войны транспортеры использовались на Балтийском и Черноморском флотах. Орудия ТМ-1-180 обстреливали позиции противника во время обороны Ленинграда.

На выставке «Дороги Победы» в Музее железных дорог России можно увидеть модель такого транспортера.

Модель артиллерийского транспортера ТМ-I-180
Модель артиллерийского транспортера ТМ-I-180

Артиллерийская установка ТМ-III-12

​В экспозиции Музея железных дорог России представлена артиллерийская установка ТМ-III-12 —интересный образец советского вооружения. Это обозначение расшифровывается как: транспортёр морской, третий тип, калибр 12 дюймов. Три таких транспортера было построено на Николаевском судостроительном заводе в 1939 году.

Транспортёр ТМ-III-12 входил в состав 9-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи. Мощное 305-миллиметровое орудие было способно выпускать снаряды на расстояние до 46 километров. В 1941 году орудие находилось на военно-морской базе Ханко и вело обстрелы позиций финских войск.

Узнать больше о транспортёре и его боевом пути можно в статье: «Судьба артиллерийской установки ТМ-III-12».
Артиллерийская установка ТМ-III-12 в Музее железных дорог России
Артиллерийская установка ТМ-III-12 в Музее железных дорог России

В День ракетных войск и артиллерии мы чествуем бойцов и командиров, которые служили и служат этому роду войск. Приходите в Музей железных дорог России и становитесь частью живой истории нашей Родины.

Читайте в прошлых выпусках: