Больно. До оскомины больно видеть, как память о непростом, переломном времени превращается в балаган. Как судьбы, исковерканные лихими ветрами девяностых, становятся лишь фоном для криминальной жвачки, для развлечения зевающей публики. Где та боль, та надрывная правда, которая должна кровоточить на экране, напоминая о цене, заплаченной за этот кровавый передел? Где эмпатия к тем, кто потерял всё, кто был сломан жерновами эпохи?
Страна у нас огромная, в крупных городах одна история была, на периферии - совсем другая. Да и вообще в человеческой жизни возможно буквально всё. Каких-то возмущающих манипуляций, подмены понятий и переписывания истории не заметил, просто эпизоды из жизни отдельно взятой семьи. Этот сериал – не отражение реальности для тех, кто её знает изнутри. Это лишь игра теней, киношный образ жизни, далёкий от подлинности.
Американские души терзаются зомби-апокалипсисом, кошмаром о мире, погрязшем в гнили и страхе. А мы… мы застряли в лихих девяностых, в этом оглушительном эхе бандитских выстрелов и сломанных надежд. Как нам понять друг друга, когда их кошмары – плод воображения, а наши – кровоточащая рана, незаживающая никогда? Не сможем мы встретиться взглядом, не сможем… никогда…
Эпохи – разные декорации, а поколение – всё то же, с вечным вопросом в глазах. "Слово пацана" – словно искра из восьмидесятых, время дворовых стай и наивного кодекса пацанской чести, когда мальчишки верили в романтику подворотен, в дружбу до гроба. Но "лихие девяностые" – это уже трагедия, сыгранная с цинизмом и болью. Повзрослевшие герои 80-х пришли в этот новый мир не за цветами, а за своей долей в переделе "нажитого". И если в "Слове пацана" от отморозков из "бригады" ещё шарахались, то в 90-е вчерашние сорванцы уже готовы были продать душу "ворам в законе", впитывая их "понятия" и ядовитую уголовную романтику. Да, что скрывать, многим тогда кровь из носу нужно было выжить, и плевать они хотели на мораль, на закон – на всё! Шли на дело, не моргнув глазом, и даже не здоровались со смертью… Эх, молодость, буйная молодость… Без царя в голове, с "калашом" в трясущихся руках!
Немного краткого содержания первого сезона сериала Лихие: Хабаровский край, начало 90-х. В глухом сердце тайги, где вековые ели безмолвно хранят свои секреты, разворачивается драма первого сезона сериала «Лихие». Павел Лиховцев, потомственный егерь и гроза медведей, жил размеренной жизнью, оберегая свою пасеку и воспитывая сына Женьку в традициях суровой таёжной закалки. Но с приходом лихих 90-х, словно буря, налетела нужда, разрушив привычный уклад. Вынужденный покинуть родные места, Павел с семьей отправляется в Хабаровск, где надежда на лучшую долю кажется такой зыбкой. Город поглощен хаосом криминального передела, где ОПГ «Общак» стремится установить контроль над ресурсами. В отчаянных поисках средств к существованию Павел устраивается водителем к Юре Крабу, бывшему соседу и крестному отцу Женьки, не ведая, что этот шаг ввергнет его в самое пекло беспощадной бандитской войны.
Разочарование? Да это плевок в лицо всем, кто ждал чего-то стоящего! Бюджет, видать, ушел на корм котикам, потому что декорации выглядят так, будто их слепили из того, что нашли на помойке. А сюжет? Божечки, это же просто цирк с конями, настолько всё нелогично, скомкано и тупо, что аж зубы сводит! Ну, и вишенка на этом торте – наплевательское отношение к деталям. Пластиковые окна? Не, не слышали! Зачем их убирать на монтаже, когда можно просто забить? Пипл же схавает! Шепчутся, что Быков просто продал душу за строчку в титрах, иначе это просто не объяснить.
И этот Лиховцев-младший с башкой, как у инопланетянина! Не персонаж бесит, а актер, который весь сериал ходит с одним и тем же выражением лица, будто у него запор вечности! А концовка… рукалицо, да и только! Да это не сериал, а балаган "Три поросенка"! Блюститель закона пытает жену отморозка в каком-то подвале, а киллер, словно сопливый школьник, тут же раскалывается от горя! Руки у него связаны спереди, а он даже табуреткой не может милиционера огреть! Да это же просто трэш, угар и реки кетчупа! Быков, ну ты и загнул! Я от тебя такого отстоя точно не ожидал!
И какая там, к лешему, "современная" школота?! Они сейчас Маркеса с Каллас предпочитают! А это – ну, чисто для гоп-стоп компании, чтоб бабла срубить по-легкому. Все вокруг кричат: чернуха да жесть! А потом удивляются, когда такие "герои" из сериала в темном переулке нарисуются. Ну а чё, раз такое по ящику крутят, значит, "норм".
Заманить в засаду милиционеров в броне и с автоматами и не смочь их положить – это надо быть полными кретинами! Они там, что, по воробьям палили? Надеялись, что милиционеры от страха умрут? Я бы понял, если бы они в тайгу ломанулись, где леший бродит, но нет, они по воде решили уходить! Да их любой мент с берега из рогатки бы перестрелял! Короче, семейка недокиллеров-идиотов. Сомневаюсь, что с таким интеллектом они вообще смогли бы в реале долго прожить. Сдаётся мне, что настоящие Лиховцевы были куда хитрее. Ну и жесть! Семейка – натуральные помоечные крысы. Гниль жрут, а у этого вдруг целый арсенал откуда ни возьмись! Мелкого пацана в убийство впутывает и заливает "Только тебе могу доверять". Ну бред сивой кобылы! Жил в деревне, всего полно – дом, тачка, мед, корова, лес – как можно с голоду помереть? А, так захотелось красивой жизни, "на крутых тачках рассекать"! Сценарий, видать, для зумеров писали.
Режиссер Быков, видимо, от деревни шарахался, как чёрт от ладана. Неужели нельзя было хоть у родителей спросить, как оно там, в реальной жизни? То, что они выдали на экран – кромешная дичь! Не знаю, как там в Хабаровском крае, но сцена с забоем коровы – это просто какой-то феерический бред! Лучше бы эту живодерню вообще не показывали! И это всего лишь 17-я минута, а уже несёт откровенной ерундой! А сцена с медведем? Да у охотника мяса дома нет! Они только что косолапого завалили! Что за галиматья?! Страшно подумать, что они там дальше навыдумывают! Понятно, конечно, что режиссер хотел показать, как голодно и страшно было в поселке. Вот только в городе жрать тоже было нечего! Откуда они это выкопали, ума не приложу!
Искусство должно в небеса воспарять, а тут что? Быков и Фонд кино, вскормленный на наши кровные, погрязли в чернухе! Нам за наши же деньги предлагают упиваться жестокостью! И диванные эксперты учат нас, что сила не в правде, а в зверином оскале! Да когда за правду лучшие сыны Отечества гибнут тысячами! Где же ваш стыд, господа "творцы"? Где сострадание? Или в глазах ваших остались лишь доллары и рубли?!
Ничего захватывающего не показали. Атмосферу тех лет не передали. Скопировали образ Джема и всё. Линии никакой, поведение неестественное, манера общения – ерунда полная. Трудяга лесник превратился в подонка. Джема представили как какого то неуровновешенного типа. Конвейер штампует однотипные сериалы. Драма семьи, где отец и сын обратились в зверей? Ну да, драма, если совсем уж бесчувственно. Но истинная трагедия – в семье убитого милиционера, в глазах его жены и дочери. Их боль – обличение, карающий меч. В центре же – взросление через убийство, циничный путь.
Тема эта – заезженная пластинка. Сколько раз уже перепахивали это поле? Актёры выкладывались по полной. Особенно Голубев, Харитонов и Иванов. Именно их игра заставила забыть о дырах в сюжете.
Постановка, в стиле Быкова, на высоте. Быков - это Тарантино умноженный на Гая Ричи. Но в российском кино нет сильного сценарного цеха. Пластиковые окна и металлочерепица в первых же сериях – не было этого в 90-х. Общее мнение – детский сад. Не понимаю, для кого это снято. Мне хватило первой серии. Даже сериал "Пацаны" больше похож на правду, чем это… эээ… "творение". Это американский блокбастер с Брюсом Уиллисом в главной роли. Он доил коров в селе и стал экспертом в городской жизни, мочит всех из калаша и пистолета с глушителем. Это аналог "Чёрной русалочки", это дно!
Концовка – словно нож, обрезавший плёнку на полуслове. Бессмысленная, оборванная, она оставляет тягучую пустоту. То ли иссяк источник вдохновения, то ли звон монет прекратил свой сладостный перезвон.
А ведь история только начинала набирать обороты. Отца, закованного в цепи, должны были доставить на алтарь нового, ещё более безумного эксперимента. Там сын, с безумным блеском в глазах, обрушит на своих мучителей шквал свинца. И вот она – дьявольская триада: отец, сын и внук, – вырвавшись на свободу, посеет хаос и беззаконие. Праведная месть за былые обиды, спасение от клыков бывших подельников – сюжетные линии плетутся в зловещий клубок.
Как соблазнить ангелоподобного внука на путь "семейных ценностей"? О, тут фантазия не знает границ! От героического вызволения из медвежьих объятий (предварительно медведя надо где-то раздобыть, желательно не очень сытого) до сладкого яда лжи, нашептанного прямо в невинное ушко. Впереди – сага о темной стороне души, сезон мрачной эстетики и безжалостного обаяния, а может, и несколько! И как же остро контрастирует этот блеск крабовых дворцов с нищетой тех, кто кровь проливает за эти богатства! Женя с отцом получили когда-то квартиру и застряли в ней, будто мухи в меду. Свадьба – тихая, домашняя, а где же кутежи, где цыгане с медведями и золотые цепи на пузе, чтобы все видели, как "живёт братва"? Эх, было времечко!
Восторг? Забудьте! Морализаторская плашка о вреде курения на фоне рек крови вызывает скорее приступ тошноты. Неужели моральный урон от бандитской романтики меньше вреда, чем от никотина? Серьёзно? Я боготворю лаконичность Быкова, где каждый кадр – выстрел в яблочко. А тут… словно кто-то орудовал ножницами, вырезая самые сочные куски. Что за кровавые разводы на лице героя в финале? Это я уснул на секунду, или монтажёр решил поиграть в Квентина Тарантино?
Но самое большое разочарование – метаморфоза лесника-пасечника в кровожадного маньяка! Вчера пчёлок разводил, мед качал, а сегодня – хладнокровный терминатор. Где душевные терзания, где борьба добра со злом? Нам показывают, что он чуть ли не оргазм ловит от новой профессии! Где Станиславский, я вас спрашиваю?!
Да сериал надо было о следователе снимать! О герое, который распутывал этот гадюшник, пока его же коллеги-оборотни ломали в тюрьме по сфабрикованному делу. Почему? Раскопал слишком много грязных секретов. Но справедливость восторжествовала! Андрей Караулов вытащил правду на свет, и следователя оправдали. Но финал – трагедия. Убили, несмотря на госзащиту. Две недели не прошло…
И снова здравствуйте: багровый поток, бандитские хари, хруст костей и лязг железа. Неужели застряли в этих бандитских 90-х, как муха в янтаре? Где искрометный юмор Гайдая, где душевность Данелии, где светлая грусть Меньшова? Они воспевали простых людей, создавая шедевры на века! А сегодня? Чем больше крови, тем круче? Убожество мысли и души! Две серии мучений – и в голове только ощущение омерзения, особенно когда отец втягивает невинного сына в эту клоаку.
И зачем продлевать этот кошмар на второй сезон? История выдохлась, но жажда наживы плюс "любовь" зрителей к бандитской романтике диктуют свои правила. Доснимут, смонтируют, хайпанут. Но нет. Потерян интерес, эти истории вызывают лишь кратковременный всплеск адреналина у маргиналов. Это не "Бригада" и не "Бумер". Время ушло, выросло целое поколение!
Вспомним "Слово пацана". Хайп, крики, культовый статус… и что? Пшик! Забыли. Юные ауешники побили пару сверстников, нацепили ярлык "чушпанов", получили срок. Всем плевать. Жизнь идет своим чередом. Впору снимать сериалы о нашествии "ценных специалистов" из Средней Азии и с Кавказа! Об их хамстве, о наглости, которое принимает доброту за слабость. Котел кипит… кто выгодоприобретатель? Внешние враги или внутренние "эффективные менеджеры"? Это нам еще предстоит узнать.
P.S. "Грязное кино" – это даже не кино, а скорее выгребная яма, наполненная матом, насилием, убийствами и кровью. После просмотра в голове пульсирует лишь один вопрос: зачем вообще снимают подобное? Какой в этом смысл? Наблюдать за кучкой отвратительных отморозков, погрязших в беспределе? Зачем? Для чего? Испанский стыд – вот что я чувствую за это зрелище. Людям, хоть сколько-нибудь уважающим себя, настоятельно не рекомендую тратить время на этот мусор.