«Самые прекрасные любовные истории обязательно самые трудные»
Спектакль «Эйнштейн и Маргарита» поставлен по пьесе выдающегося советского и российского драматурга Александра Гельмана 2019 года «Альмар» - об истории любви гениального физика Альберта Эйнштейна и Маргариты Конёнковой, жены русского скульптора Сергея Конёнкова.
Премьера спектакля состоялась в июне 2022 года. За это время было сыграно более 80 спектаклей в 15 городах мира, зрительская аудитория которых составила более 85 тысяч человек.
1 ноября 2025 года к этим 85 тысячам присоединились зрители, посмотревшие спектакль на сцене ДК «Аксион». О последней (пока) работе драматурга, о почти двух часах театрального счастья на спектакле, поставленном на её основе, о некоторых деталях за пределами этих художественных произведений – в моем сегодняшнем посте.
Последняя встреча, которая – целая жизнь
Все действие пьесы и спектакля происходит в одну-единственную ночь 23 августа 1945 года в доме Эйнштейна в Принстоне. К нему, измотанному чувством вины за гибель людей и ночными кошмарами, приезжает Маргарита – проститься. После 22 лет жизни в Америке супруги Конёнковы возвращаются в СССР – навсегда. Во время этой последней встречи много будет говорено-переговорено между ними. Эйнштейн попытается уговорить Маргариту остаться – безуспешно.
Начинался их роман, как и закончился при событиях эпического масштаба – во время Второй Мировой войны. В спектакле эти события не показаны, но он делает зримой атмосферу августа 1945 года. Гитлеровская Германия уже капитулировала, на японские города Хиросима и Нагасаки уже сброшены сделанные американцами атомные бомбы «Толстяк» и «Малыш» (в причастности к появлению которых винит себя Эйнштейн), стерев эти два города с лица земли и убив 200 тысяч японцев.
Мировая трагедия в этой истории любви – не фон, а первопричина их встречи. Сам Эйнштейн говорит:
«Какие страшные события, какие трагедии – но в результате мы с тобой встретились. История отвратительна, а жизнь прекрасна!».
Однажды в Америке
Скульптор Сергей Конёнков и его жена Маргарита приехали в Америку в 1923 году на выставку русского и советского искусства. Предполагалось, что супруги проживут в Америке несколько месяцев, а остались на 22 года.
В Нью-Йорке Конёнковы, что называется, прижились. Маргарита находила мужу заказы и часто устраивала для него выставки. Скульптор обожал работать, когда жена сидела в мастерской и разговаривала с моделью: тогда на лицах скульптур читались живые эмоции.
В 1935 году Институт передовых исследований при Принстонском университете заказал Конёнкову скульптурный портрет своего сотрудника - гениального физика Альберта Эйнштейна.
Придя на сеанс, ученый увидел жену скульптора Маргариту. Не увлечься очаровательной, прекрасно сложенной женщиной, всегда с большим изыском одетой, свободно говорившей по-английски, да еще живо интересовавшейся его теорией относительности, Эйнштейн не мог. Точно также как в свое время в Москве перед ее обаянием не могли устоять отец и сын Шаляпины, Рахманинов, Блок. Да и Конёнков увел ее буквально из-под венца с другим.
Они быстро сблизились. Чтобы чаще видеться с Маргаритой, физик легко решился на авантюру: подговорил своего друга доктора написать для мужа Маргариты заключение о ее болезни с рекомендациями почаще бывать в «благодатном климате на Саранак-Лейк», где он арендовал коттедж.
Они придумали общее прозвище на двоих: «Альмар», из первых слогов их имен Альберт и Маргарита (отсюда и название пьесы). Секретное место в Принстоне, где они тайно встречались, они называли «гнездышком». Только Маргарите Эйнштейн позволял стричь волосы, мыть себе голову.
Любовью мотив этой пьесы навеян
Любовь Эйнштейна к Маргарите просвечивает в его письмах, которые неизменно начинались с обращения «наилюбимейшая Маргарита»:
«Вот уже десять лет ты каждую ночь другая, а я словно восточный вельможа, обладатель большого гарема, состоящего из одной тебя…».
Маргарита была для Эйнштейна той женщиной, которая заменяла ему целый мир. «Я жду того момента, когда ты приедешь, мы сядем, и ты мне будешь читать «Войну и мир». И когда ты поднимешь глаза, я увижу в них Бога». Бездонными были зеленые глаза-звезды Маргариты.
Когда человек любит кого-то, он бывает очень внимателен к любимому в бытовых мелочах. Именно о такой любви свидетельствуют бесконечные повторения в письмах Эйнштейна:
«Я пишу это письмо на полукруглом диване, укрытый твоим голубым пледом, с подаренной тобой трубкой во рту… в руках у меня твой карандаш… я чищу трубку твоим инструментом, мне его хватит до конца жизни».
Их роман длился 10 лет, до августа 1945 года. И когда эта женщина ушла из его бытия, он почувствовал себя совершенно одиноким. Именно в таком состоянии он однажды напишет в письме: «В конце концов, я ведь просто одинокий старик…». Это Эйнштейн, человек легендарной славы, всегда окруженный людьми.
«Невыразимая жалость спрятана в сердце любви» (У.Б. Йейтс)
Эйнштейн знал, что Маргарита работала на советскую разведку с целью проникнуть в атомный проект и доносила, в том числе, и на него самого. Знал и не только не осуждал ее за это, а сочувствовал и прощал без всяких оговорок и сожалений, понимая безвыходность ее положения.
Какие-то просьбы Маргариты Эйнштейн выполнял, но были пределы, которые он не переступал. Так, она настойчиво просила его встретиться с нашим консулом. Эйнштейн с консулом встретился, но уезжать отказался. И потом заботливо спрашивал Маргариту в письмах: «Как ты живешь там, на своей огрубевшей Родине?».
Маргарита Конёнкова не просто работала на советскую разведку, а была в числе лучших агентов влияния. Это такая разработка людей: кто с кем дружит, у кого какой характер. Ведь к Эйнштейну в дом приезжали Оппенгеймер, Сциллард, другие физики. Маргарита дружила с Элеонорой Рузвельт. Коммуникабельная, блестяще говорившая по-английски Маргарита в этом была незаменима.
Железная леди
С её умением налаживать контакты Маргарита была незаменима и в роли менеджера. Когда началась война, Маргарита Ивановна по сути возглавила Комитет помощи России. Председателем назначили Конёнкова, сама она была секретарем, но именно она проводила огромную работу по закупке медикаментов, зерна, военной техники, сбору одежды. На 500 млн долларов собрала она помощи для воюющей России. Величина этой суммы становится понятной в сравнении с зарплатой Эйнштейна, которая в Институте передовых исследований составляла 10 000 долларов в год.
«Любовь может быть такой разной»
По мнению психологов, «несуразность и растерянность – качества, за которые мы любим по-настоящему». Чувство Маргариты к Эйнштейну можно назвать любовью-нежностью. К Конёнкову, который был на 20 лет её старше и сформировал её как личность, Маргарита испытывала любовь-благодарность. Вот что она говорит об этом Эйнштейну:
«Я была девчонкой, сошлась с ним из любопытства ко всему тому, что его окружало. Я послужила моделью для нескольких его замечательных работ. Благодаря ему я попала в круг самых знаменитых людей России: Есенин, Мейерхольд, Таиров, Маяковский, Рахманинов, Шаляпин. Только благодаря ему я познакомилась с тобой. Я была диковатой провинциалкой из маленького сибирского городка (для справки: Маргарита Конёнкова, урожденная Воронцова, родилась в дворянской семье в г. Сарапуле, Вятской губернии). Статная фигура, милая улыбка. Он влюбился в мои руки. Он любил меня как натурщицу больше, чем как женщину. С годами превратился в бдительного старика-ревнивца. Но по-человечески я в большом долгу перед ним. Он из меня сделал человека».
«Бдительный старик-ревнивец» не пребывал «в неведении счастливом» по поводу отношений Эйнштейна и Маргариты. Она часто уезжала в Принстон, жила там, они вместе проводили отпуска в своем любимом Саранак-Лейк. Отношение Конёнкова к ней было, почти как у Блока, который писал жене:
«Буйный ветер колышет терновником, задувает свечу.
Ты ушла на свидание с любовником.
Я стерплю, я смолчу, я прощу…».
Отношения этих троих находились в «другом измерении», где не действуют буднично-очевидные правила - вот такой вот закон относительности.
«Любовь – это символ вечности. Она уничтожает чувство времени, разрушает всю память начала и все страхи конца»
Не частную историю, а вечный роман, повторяющийся на земле в разные времена и в разных исторических декорациях воплотили на сцене двое актеров. Солирует в этой лав-стори, символизируя вечную женственность, Алена Хмельницкая.
Муза и опора героя, оказавшись в капкане у тех, кто когда-то завербовал ее, ни минуты не обольщается в отношении своих перспектив в сталинской России, куда теперь по требованию должна вернуться вместе с мужем. Бесконечные перепады в мелодике речи и в ритме движений Маргариты обрываются резким клаксоном у ворот и ее репликой: «Это за мной!».
По контрасту с модуляциями голоса Маргариты все полтора часа спектакля Эйнштейн в исполнении Серебрякова сумрачно сосредоточен. Актер рисует портрет великого ученого, рассеянного, но твердого в представлении о добре и зле, который казнится тем, что придумал формулу для последующего создания атомной бомбы, не смог отговорить Оппенгеймера и Трумэна от ядерных испытаний, который прощается со своей последней и самой сильной любовью.
На сцене актеры прожили все пять стадий эмоциональной реакции человека на неизбежную потерю - отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Сначала Эйнштейн не верит в реальность происходящего. Затем его отрицание сменяется вспышками гнева. Он начинает один за другим предлагать планы, как оставить любимую женщину рядом, варианты, чтобы изменить ситуацию. От осознания неизбежности расставания, несбывшихся ожиданий, невозвратности прошедшего времени он погружается в отчаяние и чувство беспомощности.
Трагизм ситуации чувствуется в финальной мизансцене, когда две такие разные личности, сначала сливаются в одно нерасторжимое целое, а затем одним рывком расходятся в разные стороны. В абсолютной тишине зрительного зала звучат слова автора о том, что мы вновь стоим на пороге атомной войны, слова, от которых внутри образуется бездонная оторопь.
Декорации на сцене просты: огромный стол-трансформер (кстати, сценографическая идея Серебрякова), который превращается в помост, кровать, шкаф и многое другое. Бюст Эйнштейна, тот самый, который заказали Конёнкову. Очень реалистична сцена мытья головы с медными тазами, чайником с горячей водой.
Красные помидоры на столе, которые обожал Эйнштейн, и с которыми с горечью сравнивает себя Маргарита: «Я такая же вкусная и доступная».
Хочется сказать большое спасибо художнику по костюмам Светлане Тегин, особенно за наряды Маргариты, хореографу Марии Серебряковой за постановку танцев под прекрасную музыку, художнику по свету Владиславу Фролову, световые решения которого высвечивали смыслы спектакля.
Жизнь после разлуки
Конёнкову по возвращении обещали золотые горы как великому скульптору русского народа, каковым он и был на самом деле. Он изваял бюст Сталина и написал на нем: «Король всех королей», а «король» предоставил ему мастерскую на Тверской (правда, не сразу, и Маргарите пришлось писать Берии). У него, как у скульптора, все сложилось хорошо. Умер Конёнков в возрасте 97 лет.
С отъездом Маргариты у Эйнштейна, по его собственному признанию, «обессилели сердце и руки». Узнав о своей смертельной болезни – аневризме аорты, и понимая, что от смерти его может избавить только операция, он наотрез от нее отказался.
Есть предположение, что в конце жизни он участвовал в сложных экспериментах Военно-Морского ведомства США и дошел до каких-то страшных и опасных явлений. Весь свой архив перед смертью он сжег со словами: «Миру будет лучше без этих знаний». Он и себя просил сжечь, а прах развеять. Умер Эйнштейн в возрасте 76 лет от кровоизлияния в результате разрыва аневризмы аорты.
После смерти Эйнштейна и Конёнкова наступила старость Маргариты. Рядом с ней в это время была злобная завистливая баба-домработница, которая просто издевалась над Маргаритой. Но железная леди не позволила сделать себя зависимой от «услуг» подобного рода и приняла собственное решение: Маргарита умерла от истощения в 1980 году. И архив свой сожгла, как Эйнштейн. Чудом уцелели те несколько писем, из которых мир узнал об их любви.