Найти в Дзене
Петербургский странник

💀 9 кругов питерского метро: Как ежедневная поездка на работу превращает интеллигента в зверя

Они входят в вагон людьми, а выходят тенями с потухшим взглядом. Разбираем ежедневное путешествие в преисподнюю и обратно, круг за кругом. Приветствую вас, невольные пассажиры Ада и почётные узники фиолетовой ветки. С вами — Петербургский Странник. Каждое утро вы просыпаетесь в культурной столице. Вы видите за окном Исаакий, плывущий в утренней дымке, или просто серую панельку, что тоже по-своему по-питерски. Вы пьёте кофе, чувствуя себя частью великого города Достоевского и Бродского. Вы — носитель культуры, интеллекта, тонкой душевной организации. А потом вы спускаетесь в метро. И всё. Маска слетает. Тонкий слой позолоты, именуемый «петербургской интеллигентностью», сдирается о турникет. Эскалатор, который с гулким равнодушием всасывает вас в преисподнюю, пахнущую мокрой одеждой, мокрой псиной и всеобщим отчаянием, — это не просто механизм. Это река Стикс. А поезд, в который вы втискиваетесь, — не просто транспорт. Это ладья Харона, уплатив которому 86 рублей (как вариант - 60 руб. "
Оглавление

Они входят в вагон людьми, а выходят тенями с потухшим взглядом. Разбираем ежедневное путешествие в преисподнюю и обратно, круг за кругом.

💀 9 кругов питерского метро: Как ежедневная поездка на работу превращает интеллигента в зверя
💀 9 кругов питерского метро: Как ежедневная поездка на работу превращает интеллигента в зверя

Приветствую вас, невольные пассажиры Ада и почётные узники фиолетовой ветки. С вами — Петербургский Странник.

Каждое утро вы просыпаетесь в культурной столице. Вы видите за окном Исаакий, плывущий в утренней дымке, или просто серую панельку, что тоже по-своему по-питерски. Вы пьёте кофе, чувствуя себя частью великого города Достоевского и Бродского. Вы — носитель культуры, интеллекта, тонкой душевной организации.

А потом вы спускаетесь в метро.

И всё. Маска слетает. Тонкий слой позолоты, именуемый «петербургской интеллигентностью», сдирается о турникет. Эскалатор, который с гулким равнодушием всасывает вас в преисподнюю, пахнущую мокрой одеждой, мокрой псиной и всеобщим отчаянием, — это не просто механизм. Это река Стикс. А поезд, в который вы втискиваетесь, — не просто транспорт. Это ладья Харона, уплатив которому 86 рублей (как вариант - 60 руб. "Подорожником"), вы отправляетесь в ежедневное путешествие по всем кругам Ада. Обратно вернется только ваша физическая оболочка.

Вы думаете, вы едете на работу? Нет. Вы едете терять человеческий облик. И сегодня мы составим карту этой преисподней.

Круг первый: Лимб. «Пассажиры с потухшим взглядом»

Здесь обитают души, не совершившие ни добра, ни зла. Они просто существуют. Их вы узнаете сразу: стеклянные глаза, устремлённые в пустоту, наушники, из которых не доносится даже звука.

Они не спят, но и не бодрствуют. Они — в анабиозе
Они не спят, но и не бодрствуют. Они — в анабиозе

Они не спят, но и не бодрствуют. Они — в анабиозе. Их душа покинула тело где-то между «Девяткино» и «Гражданским проспектом» и вернётся только на выходе из «Техноложки». Это — ваш первый шаг в бездну. Вы смотрите на них и пока ещё думаете: «Я не такой». О, наивный...

Двери с шипением закрываются, и поезд, содрогнувшись, уносит вас глубже.

Круг второй: Похоть. «Князья своего удела»

Здесь томятся те, кто одержим страстью к пространству. Мужчины, которые не просто сидят, а восседают, раздвинув ноги так, будто они — патриархи своего кресла, а между коленями у них не пустое пространство, а как минимум невидимый трон и чувство собственного достоинства размером с Таврический дворец. Женщины, которые воздвигают на соседнем сиденье алтарь своей необъятной сумке, охраняя его с яростью тигрицы, защищающей детёныша. Их похоть — это похоть территории. Они не просто сидят. Они владеют.

Круг третий: Чревоугодие. «Жрецы утренней шавермы»

Ад по-настоящему обретает запах именно здесь. В этом круге мучаются (а точнее, мучают других) те, кто не смог дотерпеть до офиса. Пассажир, с аппетитом вгрызающийся в беляш на «Маяковской» в 8:15 утра. Девушка, открывающая пластиковый контейнер с гречей и куриной грудкой. Их грех — не голод. Их грех — превращение общественного пространства в личную столовую, где все остальные — невольные сотрапезники, вдыхающие миазмы их утренней трапезы.

Вагон качается, миазмы утренней трапезы плывут по нему, и вы погружаетесь на следующий уровень.

-5

Круг четвёртый: Жадность. «Рыцари Рюкзака» 🎒

О, это элита Ада! Его тяжелая кавалерия. Человек с огромным рюкзаком, который он принципиально не снимает в переполненном вагоне. Его рюкзак — это не просто вещь. Это его экзоскелет, его осадное орудие, продолжение его эго. Он не замечает, как сносит вас с ног, потому что в его вселенной существуете только он и его право на полтора кубометра личного пространства.

-6

Круг пятый: Гнев. «Стражи Врат»

Эти стоят у самых дверей, даже если им выходить через семь станций. Их гнев — холодный, питерский, пассивно-агрессивный. Они образуют живую стену, и на каждую просьбу «Разрешите пройти?» они либо не реагируют, либо сдвигаются на два миллиметра с таким выражением лица, будто вы попросили у них почку в долг. Безвозвратно. Они — Церберы этого Ада, охраняющие выход из вагона как врата в Рай, куда вам путь заказан.

Они — Церберы этого Ада, охраняющие выход из вагона как врата в Рай, куда вам путь заказан.
Они — Церберы этого Ада, охраняющие выход из вагона как врата в Рай, куда вам путь заказан.

Вы протискиваетесь мимо них, чувствуя на спине ледяной взгляд, и облегченно выдыхаете в тишине. Но именно в этот момент двери на станции открываются, и в вагон входит... музыка.

Интермедия: Менестрели Коцита. «Сирены с гармошкой»

Они не принадлежат ни к одному из кругов. Они — саундтрек к ним. Души бездарных музыкантов, что при жизни продали музу за медяки, а теперь обречены вечно играть три с половиной песни между «Площадью Восстания» и «Технологическим институтом».

Гармонист с лицом человека, видевшего распад Вселенной. Гитарист, терзающий три аккорда «Звезды по имени Солнце» так, будто пытается вызвать Ктулху. Певица, чей голос проникает сквозь самые дорогие шумоподавляющие наушники и сверлит мозг.

Гармонист с лицом человека, видевшего распад Вселенной
Гармонист с лицом человека, видевшего распад Вселенной

Их музыка — это не искусство. Это звуковая пытка. Ты не можешь уйти. Ты не можешь их выключить. Ты обязан слушать. Их фальшивые ноты смешиваются с запахом мокрой псины, скрипом колес и твоим внутренним криком отчаяния, создавая идеальную симфонию безысходности. Они — глашатаи не Пустоты, а неизбежной муки. И когда ты, скрипя зубами, достаешь из кармана мятые десять рублей, ты платишь не за талант. Ты платишь Харону, чтобы он просто увез их в следующий вагон.

Гитарист, терзающий три аккорда «Звезды по имени Солнце» так, будто пытается вызвать Ктулху
Гитарист, терзающий три аккорда «Звезды по имени Солнце» так, будто пытается вызвать Ктулху

Музыка стихает на следующей станции. В оглушительной тишине, что наступает после, вы проваливаетесь еще глубже...

Круг шестой: Ересь. «Глашатаи Пустоты»

Еретики — это те, кто нарушает главный обет питерского метро: обет молчания. Тот, кто говорит по телефону так, будто пытается докричаться до Владивостока без помощи сотовой связи.

Еретики — это те, кто нарушает главный обет питерского метро: обет молчания
Еретики — это те, кто нарушает главный обет питерского метро: обет молчания

Тот, кто смотрит видео без наушников. Они существуют в своей звуковой вселенной, искренне полагая, что всем вокруг жизненно необходимо знать подробности их вчерашней ссоры с Тамаркой. А потом бурного примирения...

Они существуют в своей звуковой вселенной
Они существуют в своей звуковой вселенной

Круг седьмой: Насилие. «Участники Ледового побоища»

Это уже не пассивная агрессия. Это открытое насилие. Те, кто таранит себе путь локтями. Те, кто пытается втиснуться в уже закрывающиеся двери, расталкивая детей и старушек.

Участники Ледового побоища
Участники Ледового побоища

Их поле боя — платформа перед прибытием поезда. Их девиз — «Умри ты сегодня, а я завтра». Это уже не люди, а функции, стремящиеся к единственной цели — занять место в вагоне. Любой ценой.

После очередной битвы у дверей вы, помятый, но выживший, проваливаетесь в ледяную тишину.

Участники Ледового побоища
Участники Ледового побоища

Здесь обитают мастера обмана. Те, кто мгновенно засыпает при виде беременной женщины. Те, кто с головой уходит в чтение книги, когда рядом встаёт пенсионер с палочкой. Их грех — не в том, что они не уступают место. А в том, что они разыгрывают целый спектакль, чтобы этого не делать. Это — высшая форма трусости, завёрнутая в дешёвую актёрскую игру.

Актёры погорелого театра
Актёры погорелого театра

Круг девятый: Предательство. «Бывший Интеллигент»

И вот он, центр Ада. Вмёрзший в лёд всеобщего безразличия. Это — вы из будущего. Человек лет 45-ти, в хорошем пальто, с умным, но бесконечно усталым лицом. Сегодня он сам, не моргнув глазом, ткнул рюкзаком «глашатая пустоты» и занял место, притворившись спящим.

И вот он, центр Ада. Вмёрзший в лёд всеобщего безразличия. Это — вы из будущего
И вот он, центр Ада. Вмёрзший в лёд всеобщего безразличия. Это — вы из будущего

Он не стал зверем. Он совершил худшее предательство — он предал самого себя. Того самого интеллигентного мальчика, который двадцать лет назад, стоя в этом же вагоне, читал в потрёпанной книге «Божественную комедию» и с ужасом думал о девятом круге.

А теперь он сам — вмёрзший в лёд Коцит — и смотрит на вас, читающего эту статью со смартфона, с тем же ледяным безразличием, с каким Люцифер грыз Иуду. Он — финальный продукт системы. Идеальный пассажир питерского метро. Мёртвая душа.

А теперь он сам — вмёрзший в лёд Коцит — и смотрит на вас, читающего эту статью со смартфона, с тем же ледяным безразличием, с каким Люцифер грыз Иуду
А теперь он сам — вмёрзший в лёд Коцит — и смотрит на вас, читающего эту статью со смартфона, с тем же ледяным безразличием, с каким Люцифер грыз Иуду

............

И вот вы выходите на своей станции. Поднимаетесь на эскалаторе к свету. Вдыхаете сырой питерский воздух и снова надеваете маску интеллигентного человека. Путешествие окончено. До завтрашнего утра.

Эта статья — не инструкция по выживанию. Это зеркало. И если, читая её, вы ни разу не скривились от узнавания — поздравляю, вы уже в девятом круге.

Если же внутри что-то ёкнуло — значит, ещё не всё потеряно. Поставьте лайк, чтобы этот текст стал достоянием всего вагона. Подписывайтесь на «Петербургский странник» — здесь мы отличаем живых от теней.

И, конечно, напишите в комментариях: в каком круге Ада вы сегодня ехали? И кем вы там были — мучеником или палачом?

А самые неопубликованные зарисовки из бездны, видео из девятого круга и инструкции по сохранению души в час пик — ждут вас в моём Telegram-канале «Это Питер, детка». Для тех, кто готов смотреть в глаза бездны.

И если вы считаете, что ежедневное погружение Странника в преисподнюю ради таких хроник стоит того, чтобы помочь ему вернуться на поверхность — кнопка "Поддержать" под статьёй станет вашим пропуском из Ада. Любая сумма — это не оплата, а энергия, которая позволит мне совершить следующее погружение и вернуться с новым текстом, а не остаться ещё одной тенью на фиолетовой ветке

кнопка "Поддержать" под статьёй станет вашим пропуском из Ада
кнопка "Поддержать" под статьёй станет вашим пропуском из Ада

🌒 Если вы услышали что-то между строк — Странник продолжает говорить и вне этой статьи. Глубже. Тише. Без шума.

👉 Тайная библиотека Петербургского Странника

❗Если вы хотите понять, с чего всё началось — эта история расскажет вам всё.

✍️ Петербургский Странник(Мастер)

(Писал, зажатый между рыцарем с рюкзаком и глашатаем пустоты на перегоне «Площадь Восстания» — «Владимирская».)

📌 Этой статьёй я отворяю врата в подборку «Петербург между мирами» — место, где собраны хроники того, что происходит с городом, когда он уходит под землю.