Они входят в вагон людьми, а выходят тенями с потухшим взглядом. Разбираем ежедневное путешествие в преисподнюю и обратно, круг за кругом.
Приветствую вас, невольные пассажиры Ада и почётные узники фиолетовой ветки. С вами — Петербургский Странник.
Каждое утро вы просыпаетесь в культурной столице. Вы видите за окном Исаакий, плывущий в утренней дымке, или просто серую панельку, что тоже по-своему по-питерски. Вы пьёте кофе, чувствуя себя частью великого города Достоевского и Бродского. Вы — носитель культуры, интеллекта, тонкой душевной организации.
А потом вы спускаетесь в метро.
И всё. Маска слетает. Тонкий слой позолоты, именуемый «петербургской интеллигентностью», сдирается о турникет. Эскалатор, который с гулким равнодушием всасывает вас в преисподнюю, пахнущую мокрой одеждой, мокрой псиной и всеобщим отчаянием, — это не просто механизм. Это река Стикс. А поезд, в который вы втискиваетесь, — не просто транспорт. Это ладья Харона, уплатив которому 86 рублей (как вариант - 60 руб. "Подорожником"), вы отправляетесь в ежедневное путешествие по всем кругам Ада. Обратно вернется только ваша физическая оболочка.
Вы думаете, вы едете на работу? Нет. Вы едете терять человеческий облик. И сегодня мы составим карту этой преисподней.
Круг первый: Лимб. «Пассажиры с потухшим взглядом»
Здесь обитают души, не совершившие ни добра, ни зла. Они просто существуют. Их вы узнаете сразу: стеклянные глаза, устремлённые в пустоту, наушники, из которых не доносится даже звука.
Они не спят, но и не бодрствуют. Они — в анабиозе. Их душа покинула тело где-то между «Девяткино» и «Гражданским проспектом» и вернётся только на выходе из «Техноложки». Это — ваш первый шаг в бездну. Вы смотрите на них и пока ещё думаете: «Я не такой». О, наивный...
Двери с шипением закрываются, и поезд, содрогнувшись, уносит вас глубже.
Круг второй: Похоть. «Князья своего удела»
Здесь томятся те, кто одержим страстью к пространству. Мужчины, которые не просто сидят, а восседают, раздвинув ноги так, будто они — патриархи своего кресла, а между коленями у них не пустое пространство, а как минимум невидимый трон и чувство собственного достоинства размером с Таврический дворец. Женщины, которые воздвигают на соседнем сиденье алтарь своей необъятной сумке, охраняя его с яростью тигрицы, защищающей детёныша. Их похоть — это похоть территории. Они не просто сидят. Они владеют.
Круг третий: Чревоугодие. «Жрецы утренней шавермы»
Ад по-настоящему обретает запах именно здесь. В этом круге мучаются (а точнее, мучают других) те, кто не смог дотерпеть до офиса. Пассажир, с аппетитом вгрызающийся в беляш на «Маяковской» в 8:15 утра. Девушка, открывающая пластиковый контейнер с гречей и куриной грудкой. Их грех — не голод. Их грех — превращение общественного пространства в личную столовую, где все остальные — невольные сотрапезники, вдыхающие миазмы их утренней трапезы.
Вагон качается, миазмы утренней трапезы плывут по нему, и вы погружаетесь на следующий уровень.
Круг четвёртый: Жадность. «Рыцари Рюкзака» 🎒
О, это элита Ада! Его тяжелая кавалерия. Человек с огромным рюкзаком, который он принципиально не снимает в переполненном вагоне. Его рюкзак — это не просто вещь. Это его экзоскелет, его осадное орудие, продолжение его эго. Он не замечает, как сносит вас с ног, потому что в его вселенной существуете только он и его право на полтора кубометра личного пространства.
Круг пятый: Гнев. «Стражи Врат»
Эти стоят у самых дверей, даже если им выходить через семь станций. Их гнев — холодный, питерский, пассивно-агрессивный. Они образуют живую стену, и на каждую просьбу «Разрешите пройти?» они либо не реагируют, либо сдвигаются на два миллиметра с таким выражением лица, будто вы попросили у них почку в долг. Безвозвратно. Они — Церберы этого Ада, охраняющие выход из вагона как врата в Рай, куда вам путь заказан.
Вы протискиваетесь мимо них, чувствуя на спине ледяной взгляд, и облегченно выдыхаете в тишине. Но именно в этот момент двери на станции открываются, и в вагон входит... музыка.
Интермедия: Менестрели Коцита. «Сирены с гармошкой»
Они не принадлежат ни к одному из кругов. Они — саундтрек к ним. Души бездарных музыкантов, что при жизни продали музу за медяки, а теперь обречены вечно играть три с половиной песни между «Площадью Восстания» и «Технологическим институтом».
Гармонист с лицом человека, видевшего распад Вселенной. Гитарист, терзающий три аккорда «Звезды по имени Солнце» так, будто пытается вызвать Ктулху. Певица, чей голос проникает сквозь самые дорогие шумоподавляющие наушники и сверлит мозг.
Их музыка — это не искусство. Это звуковая пытка. Ты не можешь уйти. Ты не можешь их выключить. Ты обязан слушать. Их фальшивые ноты смешиваются с запахом мокрой псины, скрипом колес и твоим внутренним криком отчаяния, создавая идеальную симфонию безысходности. Они — глашатаи не Пустоты, а неизбежной муки. И когда ты, скрипя зубами, достаешь из кармана мятые десять рублей, ты платишь не за талант. Ты платишь Харону, чтобы он просто увез их в следующий вагон.
Музыка стихает на следующей станции. В оглушительной тишине, что наступает после, вы проваливаетесь еще глубже...
Круг шестой: Ересь. «Глашатаи Пустоты»
Еретики — это те, кто нарушает главный обет питерского метро: обет молчания. Тот, кто говорит по телефону так, будто пытается докричаться до Владивостока без помощи сотовой связи.
Тот, кто смотрит видео без наушников. Они существуют в своей звуковой вселенной, искренне полагая, что всем вокруг жизненно необходимо знать подробности их вчерашней ссоры с Тамаркой. А потом бурного примирения...
Круг седьмой: Насилие. «Участники Ледового побоища»
Это уже не пассивная агрессия. Это открытое насилие. Те, кто таранит себе путь локтями. Те, кто пытается втиснуться в уже закрывающиеся двери, расталкивая детей и старушек.
Их поле боя — платформа перед прибытием поезда. Их девиз — «Умри ты сегодня, а я завтра». Это уже не люди, а функции, стремящиеся к единственной цели — занять место в вагоне. Любой ценой.
После очередной битвы у дверей вы, помятый, но выживший, проваливаетесь в ледяную тишину.
Круг восьмой: Обман. «Актёры погорелого театра»
Здесь обитают мастера обмана. Те, кто мгновенно засыпает при виде беременной женщины. Те, кто с головой уходит в чтение книги, когда рядом встаёт пенсионер с палочкой. Их грех — не в том, что они не уступают место. А в том, что они разыгрывают целый спектакль, чтобы этого не делать. Это — высшая форма трусости, завёрнутая в дешёвую актёрскую игру.
Круг девятый: Предательство. «Бывший Интеллигент»
И вот он, центр Ада. Вмёрзший в лёд всеобщего безразличия. Это — вы из будущего. Человек лет 45-ти, в хорошем пальто, с умным, но бесконечно усталым лицом. Сегодня он сам, не моргнув глазом, ткнул рюкзаком «глашатая пустоты» и занял место, притворившись спящим.
Он не стал зверем. Он совершил худшее предательство — он предал самого себя. Того самого интеллигентного мальчика, который двадцать лет назад, стоя в этом же вагоне, читал в потрёпанной книге «Божественную комедию» и с ужасом думал о девятом круге.
А теперь он сам — вмёрзший в лёд Коцит — и смотрит на вас, читающего эту статью со смартфона, с тем же ледяным безразличием, с каким Люцифер грыз Иуду. Он — финальный продукт системы. Идеальный пассажир питерского метро. Мёртвая душа.
............
И вот вы выходите на своей станции. Поднимаетесь на эскалаторе к свету. Вдыхаете сырой питерский воздух и снова надеваете маску интеллигентного человека. Путешествие окончено. До завтрашнего утра.
Эта статья — не инструкция по выживанию. Это зеркало. И если, читая её, вы ни разу не скривились от узнавания — поздравляю, вы уже в девятом круге.
Если же внутри что-то ёкнуло — значит, ещё не всё потеряно. Поставьте лайк, чтобы этот текст стал достоянием всего вагона. Подписывайтесь на «Петербургский странник» — здесь мы отличаем живых от теней.
И, конечно, напишите в комментариях: в каком круге Ада вы сегодня ехали? И кем вы там были — мучеником или палачом?
А самые неопубликованные зарисовки из бездны, видео из девятого круга и инструкции по сохранению души в час пик — ждут вас в моём Telegram-канале «Это Питер, детка». Для тех, кто готов смотреть в глаза бездны.
И если вы считаете, что ежедневное погружение Странника в преисподнюю ради таких хроник стоит того, чтобы помочь ему вернуться на поверхность — кнопка "Поддержать" под статьёй станет вашим пропуском из Ада. Любая сумма — это не оплата, а энергия, которая позволит мне совершить следующее погружение и вернуться с новым текстом, а не остаться ещё одной тенью на фиолетовой ветке
🌒 Если вы услышали что-то между строк — Странник продолжает говорить и вне этой статьи. Глубже. Тише. Без шума.
👉 Тайная библиотека Петербургского Странника
❗Если вы хотите понять, с чего всё началось — эта история расскажет вам всё.
✍️ Петербургский Странник(Мастер)
(Писал, зажатый между рыцарем с рюкзаком и глашатаем пустоты на перегоне «Площадь Восстания» — «Владимирская».)
📌 Этой статьёй я отворяю врата в подборку «Петербург между мирами» — место, где собраны хроники того, что происходит с городом, когда он уходит под землю.