Самопознанием я не очень увлекаюсь. Я человек взрослый и образ меня в моем сознании вполне сложился. Я красивая, умная, в меру упитанная и хорошо воспитанная пенсионерка (есть еще одна мания и одна вредная привычка, но это мелкие, несущественные детали). В Эрмитаж я хожу не познавать себя, а познавать окружающий мир. Но так получилось, что в результате походов в Эрмитаж я обнаружила у себя качество личности, о котором до сих пор не подозревала. Обо всем по порядку. Основная, доступная по билету часть Эрмитажа состоит из трех частей: Зимний дворец (Растрелли для Елизаветы, Малый Эрмитаж (Фельтен для Екатерины) и Новый Эрмитаж (Кленце для Николая). Если мы посмотрим на схему, они выделены цветом. Розовым цветом выделен Большой (Старый) Эрмитаж, он также построен Фельтеном, но при строительстве корпуса Нового Эрмитажа был включен в Новый Эрмитаж, как его часть.
Я всегда знала, что интерьеры Зимнего дворца - дворцовые (жилые и парадные), а интерьеры Нового Эрмитажа - музейные. Я много раз ходила по двум анфиладам итальянских залов (207-223),отмечала, что интерьеры очень красивые, знала, что это бывший Большой Эрмитаж, но поскольку он был включен в Новый Эрмитаж, построенный как музей, значит и интерьеры, переделанные при постройке Нового Эрмитажа считала музейными.
Любой человек, взглянув на фото выше, скажет, что это жилой, а не музейный интерьер. Но мне это в голову не приходило. У меня установка: в Зимнем дворце жилые, в Новом Эрмитаже музейные. Точка. Потом я решила про эти интерьеры почитать, сначала в Большом Эрмитаже были интерьеры в основном Кваренги, но в 1850 году, как раз в эти годы строится Новый Эрмитаж и Большой в него включается, как его часть, А. И. Штакеншнейдер переделывает интерьеры Невской (207-216) и Надворной (217-223) анфилад Большого Эрмитажа.
Зал 207 - парадная приемная, а зал 215 - столовая
Так, стоп. Какие в музее приемные и столовые? Значит это жилые интерьеры? Ага. Апартаменты, переделываемые Штакеншнейдером, предназначались для наследника, но он в них то ли не жил совсем, то ли жил недолго, в дальнейшем это 7-я Запасная половина, предназначалась для высоких гостей, здесь гостили Хан Хивинский, Эмир Бухарский (последний титул нам хорошо известен, доходный дом Эмира Бухарского находится на Каменноостровском проспекте).
Так что да, интерьеры жилые. Как я могла этого не замечать? Установка в голове: "в Новом Эрмитаже все интерьеры музейные", мешала адекватно наблюдать окружающую реальность. А как называется качество человека, когда какие-то установки и предубеждения мешают ему воспринимать реальность? Наверно тупое упрямство. Так что вот такое качество я прибавила к своему списку качеств. Опасная штука самопознание, не всегда хорошее о себе узнаешь, но что делать. Погрустила и обхожу залы дальше.
Итак, с Советской лестницы мы попадаем в зал 207 (Парадная приемная, на фото выше), а из него две двери: слева анфилада Невская (окна на Неву, парадные помещения)
справа Надворная, видимо это были жилые помещения, они поменьше.
Сейчас в этих залах искусство Италии 13-16 века, в Невской анфиладе - флорентийцы (включая Леонардо, который хотя и жил в Милане, Риме, а умер во Франции, все же флорентиец), а в Надворной - венецианцы (от Джорджоне до Веронезе). Но я сегодня не про живопись.
Самый эффектный зал - это пожалуй зал 214, зал Леонардо.
Интерьер Штакеншнейдера, но вот нашла картинку как он выглядел до перестройки 1850-х, еще Кваренги.
Кстати, именно в этом зале, где сейчас Леонардо да Винчи, Николай Первый допрашивал декабристов. Обратите внимание, что зал двусветный, то есть окна второго и третьего этажа. На Советской лестнице окна третьего этажа есть, но остальные итальянские залы (кроме 214) занимают только второй этаж. Это значит, что на третьем этаже есть какие-то помещения, но нам туда доступа нет. В 214 зале есть переход из Невской анфилады в Надворную, в 221 зал, зал Тициана. Так что можно от Леонардо сразу к Тициану перескочить.
В зале Леонардо шесть дверей, все выглядят вот так:
Над каждой дверью барельеф с портретом, портреты разные, стало интересно, кто это? Ну вот этого человека узнала:
Суворов. А кто остальные? Оказалось Кутузов, Румянцев, Потемкин, Паскевич и Долгоруков. То есть все те полководцы, портреты которых висят в Фельдмаршальском зале со времен Николая. Единственное исключение - Дибич, его здесь нет, а вместо него Долгоруков (не знаю который из них и почему, я в истории не сильна). Конечно самые красивые залы это 207 (самый первый, Парадная приемная) и 214 (зал Леонардо), прочитала, что Штакеншнейдер делал их в стиле Людовика XIV, или Большом стиле, соединяющем элементы классицизма и барокко. Но и в других залах декор присутствует как в Невской,
так и в Надворной анфиладе.
Заканчиваются обе анфилады в зале 216 (Угловая приемная, маньеристы, писала про него) и мы переходим из Большого Эрмитажа в Новый, обратите внимание на служебную лестницу:
Нас туда не пустят, она ведет в загадочные помещения третьего этажа Большого Эрмитажа и на первый этаж, тоже служебные помещения, когда-то заседал Государственный совет, который потом переместился в Мариинский дворец и был там до 1917 года.
Тут бы можно рассказ и завершить, но кто же этот наследник, для которого предназначались такие красивые интерьеры? В 1850 году на троне Николай, его наследник - Александр Второй, но его (и особенно его жены) апартаменты прекрасно известны, они находятся на втором этаже Зимнего дворца, окна на сад. Апартаменты в Большом Эрмитаже предназначались для следующего наследника, старшего сына Александра Второго, его я и назвала "альтернативный царевич". Почему альтернативный? Есть такой жанр в литературе, альтернативная история (обычно поджанр фантастики или фэнтези). Что было бы, если бы? Я не то чтоб любитель альтернативной истории, но кое-что читала, выделила бы пожалуй трилогию "Комиссар" Яны Каляевой, очень достойная вещь. В каждой стране есть любимая альтернативная точка истории, в России это наверно 1917 год, в США убийство Кеннеди ну и т.д.
Старший сын царя воспитывался специально для трона. Во время экскурсии во дворец "Коттедж" в Петергофе я узнала, что наследник, старший сын царя, обучался по специальной, подобранной именно для него программе. В то время, как остальные царские сыновья заканчивали делать уроки и бежали играть в футбол (или во что они там играли), наследник учился и учился. Николай Первый был третьим сыном и на трон попал случайно, он хорошо понимал, с какими трудностями столкнется человек неподготовленный. Поэтому он воспитывал Александра Второго как наследника, а Александр Второй уже воспитывал наследником своего старшего сына Николая. У царевича Николая были отдельные апартаменты, я про них как-нибудь расскажу, а в апартаменты Большого Эрмитажа он видимо должен был перебраться после свадьбы. И место удобное, этажом ниже Государственный совет, государством же управлять надо. Но царевич Николай умер в 1865 году, в 21 год, от туберкулеза. Его невеста Дагмар вышла замуж за его брата, которого мы знаем как Александра Третьего и стала впоследствии императрицей Марией Федоровной. Пошла бы история России иначе, если бы на троне оказался царевич Николай, воспитанный и предназначенный для управления государством, а не его брат? Кто знает, можно только гадать. Статью заканчиваю, выводы:
1. Самопознание - штука бесконечная и не всегда приятная.
2. Большой (Старый) Эрмитаж - это вам не Новый Эрмитаж, это другое.
3. Хотя историки утверждают, что история не терпит слова "бы", людям все равно интересно подумать: а что было бы, если бы...