Глава 41. «Всё познаётся в сравнении»
Низенькая девушка в белой накидке и аккуратном коричневом жилете стояла у доски напротив аудитории. Поправив очки, она внимательно изучала каждого студента.
— У кого-нибудь есть примеры того, как можно контролировать то, что окружает нас со всех сторон? — спросила Али.
Аудитория погрузилась в абсолютную тишину. Дело было не в том, что здесь не было знающих ответ — в зале сидели представители рас, знакомых с магией с рождения, — но никто пока не горел желанием блистать знаниями перед мало знакомой группой.
До определённого момента.
Вверх поднялась рука, и кивок Али дал слово. Из-за парты поднялся парень с бледной кожей, одетый в одежду с азиатскими мотивами. Его глаза цвета облепихи скользнули по сидящим вокруг и устремились на преподавателя. Этим смельчаком оказался Дао.
— Я позволю себе воспользоваться тем, что вы просили взять за образец, — а именно вашу учебную битву с Брутом. В том поединке Брут использовал несколько заклинаний, а также работал как минимум с двумя артефактами. То есть наш коллега применил два вида каста. Что же касается вас, тут всё гораздо сложнее.
Глаза парня сузились, а руки в длинных рукавах, прошитых толстой красной нитью, сложились на груди.
— Вы также продемонстрировали несколько сильных заклинаний и, я подозреваю, использовали довольно мощный артефакт — ваш посох с кристаллом природы. Я прав?
Наклонив голову, Дао с интересом смотрел на преподавателя. Та одобрительно приподняла уголки губ.
— Внимательное наблюдение, Дао. Не могу не похвалить, но в нём есть одна ошибка, касающаяся нашей темы. В целом ты ответил прекрасно, но я использовала далеко не два способа каста.
Али позволила парню сесть, повернулась к доске и взяла мел. Меня удивило, что она начала не просто писать, а рисовать, причём не в центре, а в разных углах доски. Закончив с двумя рисунками, она снова обратилась к аудитории.
— Предлагаю начать эту тему с самых азов. Знание способов создания волшебства не просто важно — это фундамент вашей будущей деятельности и ключ к определению собственного пути в его изучении. Ещё в стародавние времена, когда магия была дикой и необузданной, никто не мог и подумать, что спустя сотни и тысячи лет она станет неотъемлемой частью нашей жизни. Когда наши предки только прикоснулись к волшебству, в силу неопытности они почти не могли его использовать. Тогда и появился самый первый, примитивный метод, который в будущем стал краеугольным камнем всего магического мира. Этот метод каста называется Слово Силы.
Али нарисовала в верхней части доски большой круг и написала внутри него название.
— Если говорить просто, это обычные слова, в которые кастер вкладывает эмоции и частичку своей магии. То было время, когда крикнув «Пламя!», можно было устроить пожар. Правда, способ этот, хоть и простой — учиться ему особо не требовалось, — был крайне неэффективен. При средних затратах магической энергии результат оставлял желать лучшего.
Я слушал речь Али с ненасытным вниманием. По тому, как она говорила, было видно, что ей самой невероятно интересно погружаться в историю волшебства. Меня также обрадовало, что магия здесь не была дарована в готовом виде, а развивалась, как наука. Это вселяло надежду, что даже с моим низким уровнем ещё не всё потеряно и я смогу продвигаться вперёд. Было бы обидно попасть в мир волшебства и совсем им не обладать — всё равно что явиться на конкурс, не имея ничего для презентации.
Я открыл свой дневник на чистой странице и начал конспектировать всё, что говорит преподаватель. Помимо записей, я старательно переносил и рисунки, которые она выводила на доске.
В данный момент Али успела нарисовать в центре сверху большой круг, олицетворявший Слова Силы, а от него отвела две линии к двум новым кругам поменьше.
— Когда наши предшественники глубже занялись изучением Слов Силы и источников волшебства, в методах каста произошло первое разделение. Так из Слов Силы родились Заклинательные Догмы и Телесные Печати. Разделение произошло во многом потому, что одни маги гнались за силой и контролем, а другие углубились в саму суть: откуда берётся магическая энергия, названная впоследствии манной, и как она циркулирует по телу кастера.
Мел в её руке парил в воздухе, дорисовывая символы в двух новых кругах.
— Начнём с Заклинательных Догм. Это чётко структурированные цепочки Слов Силы, где сила слов подкрепляла друг друга, делая догмы мощнейшим методом создания волшебства. Некоторые из них представляли собой длинные произведения на несколько свитков, заключавшие в себе ужасающую силу, которую можно было регулировать добавлением нужных речевых оборотов.
Лицо Али стало серьёзным, а голос приобрёл предостерегающие нотки.
— Однако с силой пришла и соответствующая опасность. Если не дать кастеру закончить чтение догмы, вся высвобожденная манна выходила из-под контроля, и волшебство начинало изменяться непредсказуемо, вплоть до плачевных последствий. Более того, кастер мог не рассчитать силы, и сочетание волшебных слов высасывало из него всю магическую энергию, обрекая на верную смерть. Поэтому, хоть в наше время пользоваться догмами считается немодным и сложным, прибегая к ним, будьте крайне серьёзны и внимательны. Цена ошибки — ваша жизнь, а возможно, и не только.
Закончив, Али подошла к своей сумке и достала оттуда несколько старых книг в потрёпанных переплётах.
— У меня с собой есть несколько экземпляров старых фолиантов, где сохранились формулировки древних догм. Передавайте, ознакомьтесь с тем, как они выглядят.
Преподаватель передала стопку из четырёх книг на первые парты. Я с не меньшим энтузиазмом продолжил конспектировать, с нетерпением ожидая, когда книги дойдут и до меня. В ожидании я взглянул на Эмму, сидевшую рядом. К моему удивлению, она не проявляла ни малейшего интереса к лекции. Я придвинулся чуть ближе и прошептал:
— С тобой всё в порядке? Вид у тебя не очень.
Рубиновые глаза девушки устремились на меня. Заметив мой испещрённый записями дневник, она на мгновение улыбнулась.
— Всё нормально. Просто я не особо люблю эту тему.
— А почему? — не сдержался я. — Это же так интересно: изучать, как развивалось волшебство, чтобы потом осознанно его использовать.
Девушка остановила меня жестом, и мой взгляд сосредоточился на её указательном пальце, возникшем между нами.
— Вот именно. «Чтобы его использовать». А что, если у тебя к этому нет способностей? К чему тогда слушать о том, к чему нельзя прикоснуться?
У меня не нашлось ответа. Моё замешательство лишь усилилось: Эмма, в отличие от меня, коренная жительница этого мира. Почему это она переживает о недоступности магии, а не я? Разве её лечебная еда и умение управлять алым ножом на расстоянии — не волшебство?
Эмма, заметив мои раздумья, коснулась моей руки.
— Слушай внимательнее, тогда, возможно, многое прояснится. Если нет — спросишь у меня. Всё равно я слушаю это уже во второй раз.
Я последовал её совету и вернул всё внимание на Али, хотя на полях моего дневника уже появилась новая пометка — об Эмме и её особенности.
— Продолжая развивать направление заклинательных догм, наши предшественники вновь столкнулись с расколом. Так появились ритуалы и заклинания.
Али снова взяла мел и провела две линии от круга «Заклинательные Догмы»: одну к новому кругу «Ритуалы», другую — к «Заклинаниям».
— Для начала обсудим ритуалы. По сути, это случай, когда несколько кастеров читают одну и ту же догму в унисон. Это не только усиливает создаваемое волшебство, но и делает процесс куда безопаснее. Теперь сила и стабильность магии напрямую зависят от количества участников и их слаженности.
Преподавательница обернулась к аудитории, и её взгляд скользнул по Кристоферу, а затем по Бруту, сидевшим в разных концах зала.
— Ритуалы стали основополагающим видом каста для некоторых рас и превратились не только в инструмент, но и в культурный обычай. Впрочем, нашлись энтузиасты, которые вывели это направление на новую ступень, избавившись от необходимости собирать группу равноуровневых кастеров. Они научились обращаться к магическим существам напрямую.
Она повернулась к доске и провела от «Ритуалов» новую линию, закончившуюся свежим кругом.
— Так в нашем мире появился способ каста, известный как Покровительство, а среди кастеров — Чародеи. Это те, кто заимствует силу напрямую у магических существ, заключая с ними соглашения, именуемые контрактами. Благодаря покровительству — будь то фея, демон или дракон — кастер получает доступ к способностям, к которым у него изначально не было предрасположенности. В нашей аудитории есть такие представители?
Первым делом я подумал о Ребекке, которая сама хвасталась контрактом с демоном по имени Эхо, следующим за ней в облике радужного пламени. Но, поразмыслив глубже, я наткнулся на интересную мысль. А могу ли я считаться чародеем, если заключил контракт с Каем и использовал его силу в последней битве? Хотя, если вспомнить, Кай пользовался моим телом и до нашего соглашения. Так у меня и появились первые вопросы о собственной магической идентичности — как бы забавно это ни звучало. Я сделал пометку в дневнике, а также отметил, что стоит обратиться к Кристоферу за подробностями о ритуалах — раз уж его раса так глубоко в них погружена, что сделала их частью своей культуры. А пока следовало сосредоточиться на лекции.
— Теперь вернёмся к самому популярному методу каста среди современных кастеров — заклинаниям.
Своей популярностью он обязан относительной простоте, высокой эффективности и экономному расходованию маны. По сути, заклинания — это искусно сокращённые догмы. Они несколько слабее, но зато куда безопаснее. Если чтение заклинания прервать, волшебство попросту не сработает, а кастер потеряет лишь часть маны — что уже не так критично.
Али снова повернулась к студентам, поправляя очки. Линзы на мгновение отразили свет, полностью скрыв её глаза, отчего её вид стал чуть более угрожающим.
— По нашим скромным наблюдениям, в последнее время произошёл своеобразный сдвиг. Если раньше обучение магии начиналось со Слов Силы, то теперь юные волшебники с детства осваивают именно заклинания. Пока сложно сказать, вызвано ли это влиянием магической среды или генетическими изменениями, но назвать это явление абсолютно положительным нельзя. В будущем вы узнаете почему, а сейчас вернёмся ко второй ветви нашей схемы.
Вот так я и узнал, что даже в основах этого мира — в самой магии — нет ничего раз и навсегда установленного. Феномен смещения заинтересовал и меня, хоть я вряд ли смогу внести вклад в местную науку — по крайней мере, мне будет крайне сложно. Зато, оглядываясь на знакомых, использующих заклинания, я мог легко подтвердить их популярность. Шедоу часто прибегает к ним, и Мефисто, будучи важным волшебником, тоже их использовал — во всяком случае, мне так казалось. Наверное, продолжив обучение, я смогу дать себе чёткий ответ.
— Телесные печати по сравнению с догмами — это совершенно иное направление. Здесь кастеры полностью отказались от вербализации, и главным инструментом творения волшебства стало движение. Метод основан на том, что, перенаправляя ману в определённые точки тела, кастер может творить невообразимое. Правда, здесь требуется недюжинная практика: если в прошлых методах ключом был интеллект, то здесь золотом становится опыт. Основоположниками телесных печатей стали...
— Зверолюды!
Гордый возглас прозвучал из глубины аудитории. Комо, будто пытаясь взобраться на парту, вскинула руку. Было видно, как взволнованно подрагивают её уши и встаёт дыбом шерсть.
— Это всё благодаря зверолюдам!
— Да-да, Комо, ты права. К удивлению всего магического сообщества, этот вид каста изобрели расы, далёкие от волшебства, — а именно зверолюды, точнее, те немногочисленные кланы, что не испытывали негативного эффекта от воздействия маны.
Выходит, в этом мире и впрямь есть целые расы, неспособные к магии. Это стало для меня небольшим, но открытием. Да и Комо предстала в новом свете — не просто как громкая «кошко-девочка», а как представительница интереснейшей культуры. В памяти тут же всплыл ещё один знакомый образ — девушка-барс, напавшая на Рая. Её рука тогда была сжата в ледяной коготь. Неужели это и есть телесные печати в действии?
Мои размышления вновь осели на полях дневника, пока я вместе со всей аудиторией наблюдал, как от круга «Телесные печати» расходится целых три новых линии.
— Этот метод каста оказался невероятно плодовитым, породив три новых ответвления, и последнее из них — совсем уж необычное. Так в невербальном волшебстве появились Ручные Печати, Концентрация и Способности.
Мел Али указал на соответствующие круги.
— Начнём с самого необычного — Способностей. Наши предки показали, что возможности тела порой сравнимы с волшебством. Если говорить просто, способности основаны не на мане, а на физических данных кастера. Самый простой пример — заклинание «Таран» и минотавры. Заклинание позволяет кастеру ускориться, игнорируя мелкие препятствия, но минотавры благодаря врождённой силе и скорости способны на то же самое и без магии.
Способности — это высшая степень развития тела и духа или же уникальная особенность расы. Некоторые из них можно усилить манной, что всё теснее сплетает их с нашей общей системой.
Услышав пример, я тут же вспомнил, как в меня и Кая на полном ходу врезался Торгар. Вот он, живой пример «Тарана». Не самое приятное воспоминание в моём арсенале, зато невероятно наглядное.
— Способности — это ещё и полноценное достижение рыцарей, которые в некотором роде завидовали кастерам и доказали, что ничуть не хуже. Это достойно уважения, но не единственный их вклад в волшебство. Перейдём к следующему методу — ручным печатям. Здесь кастеру достаточно перенаправить ману в руки, и, складывая их в определённые знаки, он может творить колдовство с высокой скоростью и почти бесшумно. Это даёт огромное преимущество в стратегии и разведке. В дальнейшем это направление эволюционировало.
Али провела линию вниз и нарисовала новый круг.
— Из ручных печатей родились руны. Руны — это символическое, сокращённое описание печатей, позволяющее с огромной скоростью и без слов реализовывать сложное волшебство. Кроме того, руны можно нанести заранее, и они останутся инертными до тех пор, пока через них не пройдёт магическая энергия кастера. Можно сказать, руны подарили нам отложенное волшебство.
Это открытие меня поразило. Выходит, моё предположение, что местная письменность состоит из жестов, было в корне неверным. Руны же оказались в этом мире стратегическим инструментом. Кто бы мог подумать, что не всё из игр и книг моего мира окажется правдой здесь? А то, что к разработке магических методик приложили руку рыцари, и вовсе заставило меня улыбнуться.
— А теперь позвольте представить мой любимый и один из сложнейших методов сотворения волшебства, существующих в нашем мире. Он же — ответ на вопрос, что я использовала в дуэли с Брутом. При совмещении заклинаний и рун волшебники создали самый мощный способ — магические круги.
Она обвела на схеме два соответствующих круга, соединив их в один, больший и более сложный.
— Будь вы внимательнее в той битве, то заметили бы, что я один раз нарочно и демонстративно возвела круг, хотя в моём распоряжении были сотни заготовленных. Это говорит о том, что магические круги вобрали в себя лучшее от заклинаний и рун, став поистине универсальным методом. Круг можно призвать и голосом, и беззвучно, а также использовать его отложенную версию в мгновение ока. Всё это, однако, сбалансировано тем, что кастер не сможет воспользоваться этим методом, не изучив досконально все предыдущие. Да и создание кругов, хоть и увлекательное, но невероятно рутинное и сложное занятие. За свою долгую жизнь я бесследно извела столько чернил и пергамента, что хватило бы на несколько лет снабжения всей нашей Академии.
Вот и ответ. Становление Али преподавателем было закономерным. Ей искренне интересно изучать магию — это читалось в её горящих глазах, когда она говорила о магических кругах, и в её словах, что она не остановилась в своём познании. К её трудам нельзя было не проникнуться уважением.
Тем временем преподавательница достала из кармана часы и бросила на них взгляд.
— У нас осталось не так много времени, а значит, переходим к следующему методу — концентрации. В отличие от других, здесь всё довольно просто. Кастер распространяет всю свою манну по телу, преобразуя его и нарушая привычные законы.
Стоило мне отвести глаза к дневнику, чтобы проверить записи, как, подняв взгляд, я обнаружил, что мисс Али исчезла. Её голос прозвучал со спины. Мы с остальными студентами обернулись и с изумлением наблюдали, как девушка, держа руки за спиной, медленно лавирует между партами, возвращаясь к доске.
— Телепортация — самый популярный вид концентрации. Его также предпочитают стихийники — кастеры, работающие с чистой стихией.
Вернувшись к доске, она провела от «Концентрации» ещё три линии.
— И закончим мы сегодня на последних видах каста, вышедших из концентрации. Это обращение и концентрация на расходниках и артефактах.
Мел указал на первый новый круг.
— Если кастер, распространив ману по телу, начнёт её преобразовывать, то и его физическая оболочка изменится. Это и есть обращение. Оборотни, перевёртыши и мимики используют этот способ для выживания.
Она перевела взгляд на следующий круг.
— Последний метод популярен среди шаманов для их ритуалов — концентрация на расходниках. Шаманы перенаправляют ману в различные заготовки — будь то кости или, как у дварфов, простая земля, — наделяя их волшебными свойствами. Возвести стену или создать оружие из ничего. Довольно полезный каст для обладателей живого воображения.
Девушка выдохнула, подошла к столу и из своего цилиндра достала длинный посох с зелёным камнем на навершии.
— Завершим же нашу первую лекцию кастом концентрация на артефактах. Скажу всего пару слов, ибо эта тема заслуживает отдельной лекции. Кастер либо использует заряд артефакта, либо наполняет его собственной маной. Магический предмет, в свою очередь, реализует заложенное в нём волшебство. Всё просто. Сложность же заключается в том, чтобы разобраться в самих артефактах.
Внезапно по аудитории прокатился тихий, но пронзительный звон колокольчика. Али опустила посох и сделала лёгкий поклон.
— На этом наша лекция о видах каста окончена. Не имею права задерживать вас дольше. Спасибо за внимание.
Она подняла взгляд и, кажется, чему-то удивилась.
— Вы же можете поблагодарить меня вежливым кивком.
Тут же все студенты, словно по команде, поднялись с мест и отдали поклон в знак уважения. Али кивнула в ответ и направилась к своему столу. Я же опустил взгляд на браслет в виде дракона на своей руке.
— Выходит, и взаимодействие с артефактом — это волшебство?
Начало:
Предыдущая глава:
Интересняе новости о проектах, активности и не только здесь 👇