Найти в Дзене

О Средневековье с чёрным юмором: эпоха, где жалость считалась роскошью

Средневековье – это не просто старинные замки и гербы.
Это мир, где казнь могла длиться дольше, чем праздник, а наказания придумывали так тщательно, будто это было искусство.
Это вторая часть цикла о пытках Средневековья
Если пропустили первую часть, вот ссылка внизу (14) Средневековью не требовалась фантазия – оно само было фантазией, но той, что лучше бы не видеть во сне.
Методы, с которых начинается эта часть, запоминаются быстрее, чем их хочется понимать.
И всё же, если мы хотим увидеть эпоху такой, какой она была, придётся признать: это был мир, где боль считалась универсальным языком общения. СДИРАНИЕ КОЖИ И «ПЧЕЛИНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В средневековом мире фантазия палачей часто опережала фантазию поэтов, и пытка со сдиранием кожи была одной из их визитных карточек. Её применяли не ради простого наказания, а ради демонстрации — так сказать, чтобы даже самые храбрые в толпе вспомнили о послушании. Жертву крепко фиксировали, после чего приступали к «разговору» — медленному, обстоятель
Оглавление

Средневековье – это не просто старинные замки и гербы.
Это мир, где казнь могла длиться дольше, чем праздник, а наказания придумывали так тщательно, будто это было искусство.
Это вторая часть цикла о пытках Средневековья
Если пропустили первую часть, вот ссылка внизу

(14)
(14)
-2

Средневековью не требовалась фантазия – оно само было фантазией, но той, что лучше бы не видеть во сне.
Методы, с которых начинается эта часть, запоминаются быстрее, чем их хочется понимать.
И всё же, если мы хотим увидеть эпоху такой, какой она была, придётся признать: это был мир, где боль считалась универсальным языком общения.

-3

СДИРАНИЕ КОЖИ И «ПЧЕЛИНАЯ ДИПЛОМАТИЯ»

В средневековом мире фантазия палачей часто опережала фантазию поэтов, и пытка со сдиранием кожи была одной из их визитных карточек.

Её применяли не ради простого наказания, а ради демонстрации — так сказать, чтобы даже самые храбрые в толпе вспомнили о послушании.

Жертву крепко фиксировали, после чего приступали к «разговору» — медленному, обстоятельному, и, увы, далеко не философскому.

В зависимости от региона процедуру могли сопровождать дополнительными «эффектами». К примеру, жертву могли медленно протаскивать по доске, покрытой гвоздями (пытка гвоздевой доской).

А иногда — пчёлами, которых специально выпускали, чтобы они превратили и без того тяжёлую казнь в настоящую феерию боли и истерики.

Пчёлы, существа, обычно занятые куда более благородными делами, в средневековой фантазии палачей превращались в бесплатный оркестр: жужжание добавляло драматической атмосферы, а укусы считались «инструментом ускоренного раскаяния».

Такая казнь была предназначена прежде всего для тех, кто совершил что-то действительно серьёзное — предательство, измену, крупный бунт или особенно дерзкое оскорбление власти. Её задача была проста: показать народу, что с законом спорить можно, но ровно один раз.

-4

КАЗНЬ В ПОДВЕСНОЙ КЛЕТИ – «ГОСТИНИЦА» БЕЗ ВЫХОДА

Если вам казалось, что средневековая фантазия на тему «как продлить человеку мучения» уже достигла потолка, то вот вам новый уровень – подвесная клеть.
Жуткая, скрипучая и невероятно честная конструкция: вход есть, выхода нет. Всё остальное – детали.

Эта тесная коробка служила одновременно тюрьмой, приговором и, если угодно, архитектурным украшением городской площади. В неё запихивали человека так плотно, что он мог лишь выбирать, что болит сейчас: ноги, спина или вся жизнь. Дальше клетку торжественно поднимали на высоту, чтобы каждый житель города видел новый «пример правосудия», желательно до ужина.

Смерть здесь была делом неторопливым.
Не пытка, а марафон: дождь, ветер, холод, жара, голод – всё работало бесплатно и без перерывов. Птицы, пресловутые любители открытого шведского стола, тоже вносили вклад в процесс. Если очень повезёт, мимо пройдёт священник – но обычно проезжала только телега с кочанами капусты.

Герметизация тел в смолу (улучшение "выставочного качества")
Позднее тела стали заливать в затвердевшую смолу и оставлять в клетках, чтобы труп меньше разлагался и дольше висел в качестве назидания.

Машины с металлическими клетками и молниезащитой
Некоторые городские “клеточные машины” оснащали специальными громоотводами, чтобы мертвецов не ударила молния — иначе клетку пришлось бы ремонтировать.

Закончившись, казнь вовсе не заканчивалась: тело оставляли висеть ещё недели, потому что правосудие того времени считало, что мертвый преступник полезнее живого. Он дисциплинировал народ, украшал пейзаж и напоминал детям, что лучше учить ремесло, чем лезть в бандиты.

-5

УТОПЛЕНИЕ В БОЧКЕ – ТИХО, ДЕЛОВИТО, БЕЗ ЛИШНИХ ХЛОПКОВ

Если колесование было шоу, а раскалённое железо – театром боли, то утопление в бочке считалось чем-то вроде «офисной» казни:
сухо, спокойно, без лишней драмы – как будто казнь проводили бухгалтеры.

Жертве связывали руки и ноги, чтобы исключить всякие попытки стать пловцом года, затем аккуратно поднимали и опускали в наполненную водой бочку.

Бочка была высока, узка и почти вертикальна – человек не мог оттолкнуться, вдохнуть или даже предпринять что-то кроме «задуматься о жизни».

Были и вариации:

  • бочку могли закрыть крышкой – чтобы уж точно без неожиданностей;
  • могли не закрывать – чтобы жертву можно было поднять, «дать воздуха» и опустить снова;
  • иногда использовали вино, мочу или грязную воду – как считали «символичным».

В общем, тихая, простая казнь – если вы палач, и мучительно долгая – если нет.

-6

БОЧЕЧНЫЙ ПОЗОР: КАК В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КАТАЛИ ГРЕШНИКОВ, БУДТО НЕСВЕЖУЮ СЕЛЬДЬ НА РЫНОК

Если вы когда-нибудь жаловались на тесный лифт или давку в метро – добро пожаловать в Средневековье, где людям предлагали альтернативу: персональный деревянный «общий отсек» под названием «бочка», с функцией «катись, куда скажут».

Перед нами – одна из самых унизительных и одновременно самых показательных казней эпохи: публичное прокатывание преступника в бочке по улицам города.
Не убивало сразу, зато убивало всё остальное: достоинство, репутацию, социальную жизнь и желание когда-либо снова что-то украсть, поджечь или сказать плохое слово о городском совете.

Как это работало
Берём преступника – желательно такого, который вдруг решил, что законы не для него.
Затем берём бочку – удобно, надёжно, экологично.

Преступника туда заталкиваем, бочку завязываем или прибиваем, и – самое главное – выводим весь город посмотреть.

Оркестр глумления начинает играть сразу:
крики, смех, дети бегут рядом, женщины машут руками, солдаты слегка подталкивают копьями – и вся эта ярмарка ехидства неспешно катит по улицам.

Иногда бочку просто везли на носилках; иногда – катили по мостовой, чтобы провинившийся в полной мере осознал преимущество ровной жизни над той, что катится под углом 45°.

Варианты отличались от города к городу, но суть всегда была одна:
публичный позор, приправленный
лёгким напоминанием о том, что судьба любит подкатывать неожиданно.

ГОРОХ ПОД КОЛЕНЯМИ: ПЫТКА, КОТОРАЯ ЗВУЧИТ БЕЗОБИДНО — ПОКА НЕ ПОПРОБУЕШЬ

Средневековый способ заставить человека переоценить абсолютно всё

Если вам когда-нибудь казалось, что стоять в очереди – мучение, то Средневековье спешит сообщить: вы просто стояли не на том. Перед нами одна из самых коварных «мягких» пыток: без крови, без дыбы, без гвоздей – только человек, пол и несколько на вид безобидных горошин.

Принцип прост, как монастырская дисциплина: жертву ставят на колени или босыми ногами прямо на слой сырых горошин, сушёных бобов, вишнёвых косточек – или любой другой природы, которая умеет быть мелкой, круглой и злобной.
Задача проста – стоять. Час. Два. Иногда всю ночь.

Сначала это выглядит как наказание из детского сада. Но уже через несколько минут человек понимает, что этот «овощной ковролин» создан явно не для комфорта. Давление на точки опоры растёт, суставы немеют, ноги дрожат, а каждый горошек превращается в маленького личного мстителя.

Пытка была идеальна для тех случаев, когда нужно наказать, но не оставить следов – ни внешних, ни формальных. Так что её любили все: монастыри, школы, городские магистраты и родители, которые считали, что фраза «подумай над своим поведением» должна звучать… убедительнее.

-7

ТЕСНО, ДУШНО И ОКОНЧАТЕЛЬНО: ЧТО СКРЫВАЛА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА»

Перед нами – легендарная «Железная дева», звезда всех музеев пыток, икона мрачного туризма и главный предмет, из-за которого Средневековье кажется эпохой, где дизайнеры интерьеров тайно соревновались в жестокости.

Высокий шкаф в форме женщины, створки украшены милыми заклёпками, внутри — классический «ничего хорошего». Открываешь – а там каркас с штырями, которые встречают жертву с той нежностью, какую обычно проявляет инквизитор, заметив ложь в третьем слове.

Как это работало
Принцип считался изысканным: человека ставили внутрь, двери закрывали – и штыри должны были касаться тела, но не убивать сразу. Такой себе средневековый «обнимательный девайс»: близко, тесно, душевно, но лучше бы не надо.

Цель – не моментальная смерть, а медленное, мучительное осознание того, что пространство можно ненавидеть.

На практике, правда, историки считают, что классическая Железная дева в таком виде – скорее поздняя легенда и музейный миф XIX века. Но образ оказался настолько впечатляющим, что давно живёт своей жизнью.

Зачем её показывали
Для устрашения и для красоты (в их понимании). Для назидания публике и поддержания городского порядка.

Чем всё обычно заканчивалось
Тем, что человек оставался внутри надолго, а наружу выходил редко.

-8

ПЫТКА ОГНЁМ: КОГДА «ПОДОГРЕТЬ РАЗГОВОР» ПОНИМАЛИ СЛИШКОМ БУКВАЛЬНО

Если Средневековье чему-то и учило, так это тому, что огонь – универсальный инструмент. Им грели дома, ковали мечи, готовили еду… и, когда требовалось, «выжигали правду» из тех, кто очень упорно молчал. Пытка огнём была настолько распространённой, что иногда казалось: палачу достаточно просто вздохнуть на факел, и у каждого подозреваемого начинались философские откровения.

Как это выглядело
Вариантов было много, и все они одинаково неприятны. Кто-то предпочитал подносить раскалённые железные прутья к телу – не сразу, чтобы нагнать драматизма. Другие клали руки или ступни жертвы над углями, подбрасывая дрова ровно в тот момент, когда казалось, что «ну вот, хуже уже не будет». Очень популярны были факелы, поднесённые к чувствительным местам – там правда всплывала особенно быстро.

Считалось, что огонь «очищает душу». На практике он очищал в основном кожу, терпение и всякую способность держать ровный голос.

Для чего применялось
– для допроса:
– для наказания за кражи, ересь, богохульство;
– как «мягкий предварительный прогрев» перед более серьёзными пытками;
– иногда – как самостоятельная казнь для тех, кому просто не повезло родиться не в то столетие.

Последствия
После огненных процедур человек мог сохранить жизнь, но часть кожи, подвижность и способность спокойно смотреть на камин – обычно нет. Однако в отличие от более изощрённых способов, пытка огнём была, как ни странно, относительно «прямолинейной» – без шестерёнок, блоков и хитроумных механизмов. Только жар, факел и крепкая воля палача.

Итог
Огонь в Средневековье уважали. А после такой процедуры – уважали особенно сильно.

Вышло продолжение средневекового абсурда ужаса, часть 3 (ссылка внизу)

Средневековье с чёрным юмором: ЭТИ 5 ПЫТОК ЗВУЧАТ КАК ЦИРК, НО ЯВЛЯЮТСЯ ЧИСТЫМ КОШМАРОМ
Записки старого Интер-Антиквара19 ноября

Пропустили начало? Там даже Старому Интер-Антиквару
пришлось пить валерьянку. Одним словом – УЖАС (ссылка внизу)

**Если вам понравилось – то либо у вас крепкие нервы,
либо вы просто любите хороший исторический ужасец.
И в обоих случаях – вы по адресу.**

Вот еще пара занимательных постов "ОБ ИСТОРИИ С ЧЕРНЫМ ЮМОРОМ" (ссылка внизу)

-9