В момент расцвета Римской империи это огромное государство простиралось от Испании и Британии до Египта и Сирии, охватывало всё побережье Средиземного моря и занимало почти 4 миллиона квадратных километров. Существование сверхдержавы стало возможным благодаря чрезвычайно развитой инфраструктуре, в которую входили морские пути и надёжные дороги, обеспечивавшие торговлю, связь, сбор налогов и военный контроль над территориями.
Некоторые римские дороги уцелели до сих пор, но это лишь крошечная часть. Много десятилетий ученые исследовали древнюю дорожную сеть с помощью всё более совершенных инструментов.
И вот опубликованы результаты нового грандиозного исследования. После многолетней работы коллектив ученых представил Itiner-e – цифровую карту римской дорожной сети высокого разрешения. Общая протяженность дорог составляет 299 171 км, что почти вдвое превышает ранее известные значения. Карта даже позволяет рассчитать, сколько времени займёт путь из одной точки в другую с помощью римского транспортного средства – колесницы или осла.
До этого момента самым подробным источником информации о римских дорогах был «Атлас греческого и римского мира» Баррингтона, изданный в 2000 году. Но собранные в нем карты не учитывали рельефа местности, города порой просто соединялись прямыми.
С 2020 по 2024 год создатели Itiner-e постарались оцифровать все известные или предполагаемые дороги Римской империи, существовавшие около 150 года н.э.
Начав со старых публикаций и средневековых копий римских карт, исследователи затем обработали аэрофото и спутниковые снимки. Обратились даже к рассекреченным кадрам времен холодной войны для районов, впоследствии затопленных при постройке плотин.
Помимо этого, в базу данных занесли каменные вехи, или милиарии – дорожные столбы, скрупулезно расставленные римлянами по всей империи. Таких вех набралось более 8000. Изучены были тысячи отчетов о раскопках и исследованиях, и в итоге получилась огромная база данных по известным римским дорогам. Но каждый год археологи находят новые, и тысячи километров древних трасс скрыты от нас. Авторы Itiner-e занялись поиском «дорог-призраков». Они, например, анализировали топографические карты XIX и начала XX века, отражавшие мир до появления современных автомагистралей, разрастания городов и строительства гигантских плотин.
Когда дорога вовсе не была видна, эксперты соединяли известные точки, мимо которых она обязана была проходить – верстовые столбы или древние руины. Но не просто проводили прямую, а учитывали цифровую карту рельефа, так что дороге приходилось петлять через горы или тянуться вдоль русла реки. Понятно, что уже благодаря этому общая длина дорог сильно увеличилась.
Тщательно изученные дороги составили всего 3% от общего числа путей, вошедших в Itiner-e. Почти 90% — это предполагаемые маршруты, в пользу существования которых есть веские свидетельства. Наконец, оставшаяся часть базы данных – гипотетические дороги, про которые ничего неизвестно, но которые почти наверняка проходили между городами.
Ну а зачем кому-то понадобится подробная карта 2000-летней давности? Вам, в обыденной жизни, это может и ни к чему. Но для историков создан бесценный инструмент. Теперь можно с гораздо большей точностью моделировать древнюю торговлю или военные походы. Сколько дней занимала доставка пшеницы из Египта или вина из Галлии в Рим? Сколько времени потребуется легиону, чтобы выступить из форта и подавить восстание в провинции? Новая карта позволяет рассчитать путь с точностью до часа.
Карта и весь набор данных находятся в открытом доступе. Разумеется, база данных будет постоянно пополняться новыми открытиями археологов. Как мне кажется, в текущей версии очень не хватает морских путей. Составлены и «карты достоверности», на которых отражены плохо изученные регионы – на них археологам следует сосредоточить будущие поиски.
Автор текста — Александр Соколов. Источники.
💀 Нравятся наши публикации? Поддержите наш проект на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите эксклюзивные научно-популярные видео.
Вам также может быть интересно: