Найти в Дзене
Т⁠-Бизнес секреты

Почему руководитель виноват в ссорах сотрудников: 6 причин конфликтов

На самом деле конфликты часто возникают из-за руководителей и собственников компаний, которые своими действиями или бездействием создают для них почву. Чтобы разобраться, почему так происходит, мы поговорили с тренером по коммуникациям Бэлой Рубинштейн. В экспертной колонке Бэла разобрала шесть причин конфликтов сотрудников и дала лайфхаки, которые помогут их решить. Подписывайтесь на наш канал в Дзене — здесь мы делимся трендами бизнеса и полезными материалами для предпринимателей. Люди готовы бороться за то, что считают важным для себя до последнего, поэтому такие конфликты самые серьезные. Например, вы цените стабильность и рутинность, а новый коллега предпочитает экспериментировать и искать новые подходы. Это вызывает напряжение и нарушает привычный ритм работы. Чтобы избежать конфликтов, руководителю важно: Такие конфликты могут возникнуть в нескольких случаях: Задача руководителя — обеспечить доступ к необходимой информации, четко обозначить важные моменты и убедиться, что команд
Оглавление

На самом деле конфликты часто возникают из-за руководителей и собственников компаний, которые своими действиями или бездействием создают для них почву. Чтобы разобраться, почему так происходит, мы поговорили с тренером по коммуникациям Бэлой Рубинштейн.

В экспертной колонке Бэла разобрала шесть причин конфликтов сотрудников и дала лайфхаки, которые помогут их решить.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене — здесь мы делимся трендами бизнеса и полезными материалами для предпринимателей.

1. Конфликт ценностей

Люди готовы бороться за то, что считают важным для себя до последнего, поэтому такие конфликты самые серьезные.

Например, вы цените стабильность и рутинность, а новый коллега предпочитает экспериментировать и искать новые подходы. Это вызывает напряжение и нарушает привычный ритм работы.

Чтобы избежать конфликтов, руководителю важно:

  • подбирать кандидатов, чьи ценности совпадают с корпоративными. Причем неважно, берет он рядового сотрудника или какого-то суперэксперта, который хорошо разбирается в оптимизации процессов или в чем-то другом;
  • личным примером демонстрировать важность корпоративных норм, иначе сотрудники сочтут их необязательными. Простой пример: если говорите, что опаздывать на работу нельзя, не приходите постоянно на два часа позже.

2. Конфликт из-за информации

Такие конфликты могут возникнуть в нескольких случаях:

  • когда нет информации. Возникает у новых сотрудников: они плохо ориентируются в рабочих процессах и правилах, что снижает эффективность и вызывает недовольство команды;
  • когда работники намеренно скрывают информацию, чтобы получить получить преимущества перед коллегами. Например, я была на совещании, а вы — нет, и я не рассказываю, что там обсуждали. Даже руководство иногда принимает неверные решения из-за недостатка сведений;
  • когда информации избыточно. Руководители перегружают команду и не обозначают приоритеты, а сотрудники не знают, за что хвататься.

Задача руководителя — обеспечить доступ к необходимой информации, четко обозначить важные моменты и убедиться, что команда правильно все воспринимает.

3. Конфликт из-за ресурсов

Может образовываться, когда не хватает людей, времени, знаний, опыта.

Руководитель поручает заняться соцсетями сотруднику, у которого нет опыта. Вместо того чтобы попросить помощи, он ничего не делает и на каждое совещание идет со страхом. Возникает конфликт. В этом случае руководитель должен спросить, какого ресурса не хватает. Например, может выясниться, что нужно оплатить консультацию специалиста, который поможет разобраться.

Вместо того чтобы орать на подчиненного: «Я две недели назад дал поручение, а ты до сих пор ничего не сделал!» — стоит спрашивать, что помешало.

4. Конфликт из-за отношений

Он возникает, когда у коллег неприязнь друг к другу из-за прошлых обид, стереотипов или различий в ценностях. Например:

  • вы принадлежите к группе людей, к которым я отношусь с предубеждением. Например, считаю, что все блондинки глупые, а айтишники — странные;
  • я могу относиться к вам плохо, потому что вы когда-то не оправдали мое доверие, не сдержали слово. Допустим, Марина, одна из сотрудниц, провела Сергею платеж с опозданием, сорвался выгодный контракт. Позже к Сергею обращается Катя, тоже из бухгалтерии, и просит срочно найти данные. Сергей не хочет помогать, потому что она представляет отдел, который его подвел.

Если замечаете, что между вашими сотрудниками искрит, пригласите их обоих и задайте вопрос каждому: «Как ты видишь конфликт со своей стороны?» Просите именно описать ситуацию, а не рассказать, в чем неправ другой. Сотрудники должны проговорить, как должны взаимодействовать и как каждый должен изменить свое поведение, чтобы все получилось.

5. Конфликт из-за структуры

Случается, когда люди не понимают, кто и что делает.

Собственник без объяснений изменил структуру подразделения. Максим был начальником отдела, его понизили до менеджера, сверху поставили директора, над тем — еще одного руководителя. Максим не знает, почему так произошло, думает, что ему не доверяют, к тому же не понимает, кто за что отвечает. Все это приводит к конфликту между ним и новыми руководителями.

Руководитель, который не объясняет сотрудникам, как устроена компания, не рассказывает о роли каждой структурной единицы, сам плодит конфликты.

6. Конфликт интересов

В основном происходит между работником и руководителем. Приведем примеры:

  • ваш подчиненный отлично справляется с решением задач. Вам интересно, чтобы он оставался на этом месте. Сотрудник же хочет расти, а вы не даете этого делать;
  • работнику интересен творческий подход, а вы поменяли систему контроля и заставляете его каждую неделю писать огромные отчеты;
  • еще такой конфликт может возникнуть из-за разных интересов отделов. Отделу продаж важно заключить крупную сделку, нужно ускорить выпуск товара, что повлияет на качество. Одним нужно увеличить объем продаж, а другим — произвести продукт по всем требованиям.

Решать конфликты интересов помогают стратегические цели компании.

Я работала на телевидении. К нам взяли нового директора, и он стал настаивать, чтобы все приходили на работу строго к девяти. График был ненормированный: мы могли снимать ночью, выходить в выходные и праздники. Команда сказала, что согласна, но будет обедать с двух до трех и уходить строго в пять вечера — не позже. Директор подумал, что его долгосрочный интерес — рейтинги, которые при стандартном графике упадут, и отступил.

Лайфхак, как оценить и решить конфликт

У любого конфликта есть причины и последствия. Нарисуйте дерево. В районе нижних веток выпишите факты: какая сложилась ситуация. Например, из-за постоянных разногласий двух лучших сотрудников отдел сделал только половину того, что должен был. Факты могут выглядеть так: Иванов не разговаривает с Петровым, план за месяц выполнен на 50%.

Дальше попытайтесь понять, почему они перестали разговаривать, что привело к этому. Например, конфликт из-за структуры — у сотрудников нет четкого распределения обязанностей, из-за чего одну задачу решают или оба, или никто. Все возможные причины выпишите в корень дерева.

После идите в крону: предположите, к чему вы придете, что плохого может произойти, если вы пустите ситуацию на самотек. Когда сделаете это, вам захочется срочно запереться в одной комнате с участниками конфликта и не выходить, пока не разберетесь со всем. Это может быть долго и непросто, но вы будете настроены разрешить ситуацию, потому что крона, которую вы нарисовали, вас не устраивает.

Из-за чего произошел последний конфликт в вашей команде? Делитесь в комментариях!