Найти в Дзене
Виктория Новак

Как перестать чувствовать себя второстепенным персонажем?

Эту статью я бы могла назвать: как начать играть главную роль в своей жизни. Однако, положа руку на сердце, вы действительно этого хотите? Вы действительно хотите перестать звать в свою жизнь того, кто затмит вас и разрулит сюжет? Вопрос не праздный. Ну потому что очень много людей находятся в состоянии внутреннего зова. Кто-то зовёт маму, чтобы она дала знать, что всё будет хорошо и что жить всё ж таки можно. Кто-то зовёт мужчину в ожидании, что он решит все проблемы. Кто-то зовёт детей или ребёнка определённого пола для того, чтобы придать своей жизни смысл. Такие люди — второстепенные персонажи, вынужденные обслуживать настоящих героев. При этом «обслуживать» может звучать как в прямом смысле, так и в переносном: «если мне некого любить, я не состоятелен». Статья не будет мотивационного характера. В ней я не буду объяснять, зачем ставить себя на первое место. Она является продолжением рассуждения о нарративах, поэтому, чтобы вникнуть глубже, рекомендую начать сначала. Здесь мы обсуж

Эту статью я бы могла назвать: как начать играть главную роль в своей жизни. Однако, положа руку на сердце, вы действительно этого хотите? Вы действительно хотите перестать звать в свою жизнь того, кто затмит вас и разрулит сюжет?

Вопрос не праздный. Ну потому что очень много людей находятся в состоянии внутреннего зова. Кто-то зовёт маму, чтобы она дала знать, что всё будет хорошо и что жить всё ж таки можно. Кто-то зовёт мужчину в ожидании, что он решит все проблемы. Кто-то зовёт детей или ребёнка определённого пола для того, чтобы придать своей жизни смысл. Такие люди — второстепенные персонажи, вынужденные обслуживать настоящих героев. При этом «обслуживать» может звучать как в прямом смысле, так и в переносном: «если мне некого любить, я не состоятелен».

Статья не будет мотивационного характера. В ней я не буду объяснять, зачем ставить себя на первое место. Она является продолжением рассуждения о нарративах, поэтому, чтобы вникнуть глубже, рекомендую начать сначала. Здесь мы обсуждаем, как выйти из роли второстепенного персонажа и ввести в свою жизнь роль человека, которым вы хотите быть.

Даже если тот человек, каким вы хотите быть, на вас не похож, это не значит, что у вас должно быть другое прошлое. Желание иметь другое прошлое обрекает вас на комплекс самозванца по жизни. Так что работаем с тем, что есть сейчас.

Прежде всего, ответьте себе честно, каким человеком вы СТАЛИ. Но не пытайтесь выражать себя через негативные эпитеты в духе «неуверенный», «тревожный», «никому не нужный» и так далее. Это оценка с провокацией. Кто-то будет провоцироваться на опровержение. А кто-то будет провоцироваться на согласие. Но и там, и там другому не даётся возможности решить самостоятельно.

Для того чтобы постараться на себя взглянуть более объективно, можно попробовать описать себя через метафору животных, явлений и обстоятельств окружающего мира. Например, «я как треснувшая чашка, из которой много пили». «Я как чайник, который постоянно нагревают». «Я как гроза обрушилась на город». «Я как кошка: хочу укушу, хочу дам себя погладить». В таких описаниях вы не столько даёте себе оценку, сколько признаёте свои чувства и сами же даёте объяснение этим чувствам.

А теперь стоит окинуть взглядом того человека, которым вы ХОТИТЕ стать.

Тот человек, которым вы хотите быть, может проявлять те качества и ценности, которые вы уже проявляете, а, может, он имеет другие качества и ценности. Это не проблема. Возможно, вы поймёте, что этот персонаж на кого-то похож. Это тоже не проблема, потому что вам не удастся ни поменять свою жизнь на чужую, ни потерять себя.

Поразмышляйте о себе, как о персонаже некой книги. И было бы нормально, если бы вы размышляли о себе как о персонаже КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это бы делало ваше восприятие себя более направленным и чётким.

Попробуйте соединить его жизнь во фразу: «Это история о [человеке], который...». Например, «эта история о мастере своего дела, который…» Данный «логлайн» (т.е. краткое изложение сюжета) должен отразить некий опыт, который вам дан в жизни, чтобы привести вас к новому персонажу.

Заметьте, даже если опыт всё ещё не привёл вас к новому персонажу, то практика всё равно работает.

Вы можете попробовать разделить свою жизнь на главы от 2 до 7. И каждая глава будет как-то называться. Подумайте, как одна глава переходит в другую, что послужило причиной перехода?

Проще всего для примера взять человека, который пережил определённые тяжёлые события в своей жизни. Действительно пережил и за счёт них изменился. Например, женщину, которую оскорблял отец, в 16 лет она ушла из дома, отправилась работать где-то кассиром, в 20 лет пошла куда-то учиться, затем вышла замуж за человека с пристрастием к алкоголю.

Такой женщине стоит иметь в виду, что это далеко не вся её жизнь и самое интересное заключается в тех главах, которые она пишет прямо сейчас. Поэтому её прошлое группируется в несколько глав таких, чтобы был понятен бэкграунд её жизни.

Каждая глава переписывается (переосмысляется) с новым смыслом, который она хочет заложить.

Интерпретация может быть

1) новым опытом эмоциональной окраски,

2) научением поддержки себя и безусловной ценности себя,

3) новым выводом, который она делает из условий текущего момента.

Не «как мой отец меня унижал», а «чему я научилась, исходя из своего тяжёлого детства». «Вот, через что я прошла». «Вот, из каких условий я вышла». «Вот, откуда моё стремление». «Вот, почему я хочу».

Её уход из дома также можно воспринимать не столько в контексте одиночества, сколько с точки зрения приобретения самостоятельности. И её опыт работы кассиром тогда будет называться «обретение независимости», взамен «насколько же я одинока».

Какие-то главы придётся сокращать. К примеру, часто приходится сталкиваться с тем, что женщина не отпускает отношения, закончившиеся много лет назад. Не отпускает — это значит, что временами она сама себе рассказывает всю историю отношений до подробностей.

Теперь эта женщина может хотеть быть в счастливых отношениях с другим человеком, может хотеть поменять свою самооценку. Значит, прошлая глава должна звучать как «почему нам было не по пути» или «почему он мне не подошёл». И да, ей надо перестать называть ту историю «самой большой любовью» в своей жизни, если ей была причинена такая боль. Впрочем, это может быть история про selfmade woman и тогда её отношения с бывшим будут рассматриваться под углом «как я научилась защищаться». Или «как я поняла, что хочу от отношений». Или «через что мне пришлось пройти, чтобы начать зарабатывать самой». И так далее.

Её главы про актуальную жизнь должны быть о том, как она СПРАВЛЯЕТСЯ. И даже если она справляется не всегда, может быть, далеко не всегда, то бывают же периоды, когда она справляется. Надо коллекционировать и помнить о тех периодах, где она ближе к себе настоящей.

Переход из второстепенного персонажа в главного означает переход из позиции жертвы в позицию авторства. Женщине из примера нужно понимать, зачем и почему она вкладывает новые смыслы в старые события. Это не просто игра разума, это воспитание себя.

В каждой главе нужно выбрать основные события. И здесь опять же вилка возможностей: либо переиначивать те события, которые вы считаете для себя судьбоносными, либо вспоминать те события, которым вы раньше НЕ придавали значения.

К примеру, как-то в средних классах я должна была выступать с докладом перед всей школой. И перед выступлением я была уверена, что помню каждое слово. Однако, выйдя на сцену и начав говорить, я со страхом обнаружила, что не могу связать и двух слов. Я не помнила текст. И это НЕ история успеха. Если вы ожидаете, что дальше я напишу, что собралась и всё вспомнила и моё выступление было высоко отмечено, то вы ошибаетесь.

Пролепетав бессвязную речь, я махнула рукой и села на своё место. Долгое время этот эпизод я ставила себе в анти-пример. Вроде как моё поведение было непозволительное и я такого больше не должна допускать. Однако мой сын школьник. И этот эпизод теперь называется не «как я облажалась», а «как я могу поддержать своего сына, когда всё идёт не так, как он хочет». Вместо того, чтобы делать меня в своём понимании маленькой и ущербной, он заставляет чувствовать меня шире, чем я есть.

Ваше новое восприятие себя обязательно должно включать воспоминания, которым вы придадите намного большее значение из раннего детского опыта. Вместо того, чтобы себя повергать в грусть воспоминаниями, как от вас уходил папа (к примеру, естественно), вы можете начать вспоминать, как устраивали себе укромное место во дворе и вам было тихо и уютно. И теперь вы уже не покинутый, а человек, нашедший себя сам.

Ценность там, чему уделяется внимание. Это не значит, что воспоминания о том, как папа оставил семью, надо срочно забыть. Это значит, что нужно поднять из памяти другие воспоминания. У вас будет расширенный образ себя. Расширяйтесь.

Люди склонны забывать и обесценивать свои маленькие победы и достижения. Это чисто психологический феномен. Однако, если мы заставляем себя окунуться в ту атмосферу и вспомнить подетально, как оно было, то событие обретает новый вкус. Чем больше мы обращаемся в воспоминаниях к (казалось бы) не важным событиям, тем больше они обрастают для нас ценностью. И рано или поздно становятся ОПОРНЫМИ точками психики.

Туда же в копилку подгребаются воспоминания из подросткового возраста, из юного и более взрослого. Выбирайте события, которые много говорят о вас.

Для того, чтобы интенсифицировать работу, давайте представим, что вы сидите на свидании и вас просят рассказать о себе. Помимо каких-то автобиографических фактов, ваша задача достаточно ёмко и образно представить 1-2 события из вашей жизни, которые о вас многое говорят. Не для того, что впечатлить собеседника или собеседницу, а для того, чтобы дать человеку напротив представление о себе.

Вспоминайте логлайн, который вы более-менее сформулировали в начале статьи. Какие события делают вас таковым?

Подумайте ещё о том, как ваш персонаж видит своё будущее: какие у него мечты? Его видение будущего похоже на ваше? Что он хочет больше всего, какие желания его сопровождают.

Ещё важно предположить, с какими проблемами сталкивается ваше новое я? Чему он или она придаёт вес, а чему нет. Вы можете набрасывать какие-то слова, детали, даже составить своеобразный муд-борд.

Можете ли вы теперь, додумав до конца или (что лучше) прочитав то, что написали, увидеть некую общую идею или тему за этим человеком, прочувствовать его? Вот оно — ключевое. Прочувствовать связь между собой и им. И если у вас это получится, вы перестанете звать другого человека и начнёте откликаться на зов из своего будущего.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Психические особенности и личностные границы

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии