Томск – западносибирский город на Великом Чайном пути. Решили рассказать о его чайной истории.
ЧАЙ И ТОМСКИЕ СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ
Освоение сибирских земель началось еще в конце XVI века. А в 1604 году по указу царя Бориса Федоровича Годунова на берегу реки Томи был построен острог, получивший название Томск.
В 1618-1618 годах, в правление царя Михаила Федоровича, томские казаки Иван Петлин и Петунька Киселев побывали в Китае, чтобы наладить политические и торговые отношения. Иван Петлин составил «Роспись китайскому государству и пообинскому и др. государствам и улусам» с чертежом».
В 1638 году из Томска от имени царя Михаила Федоровича отправилось посольство к Алтын-хану (так титуловали правителей в Северо-Западной Монголии). Посольство возглавили дети боярские (так называли одну из категорий служилых людей) Василий Старков и Степан Неверов. В отчете о посольстве Старков писал, как русских угощали у хана: «... А пили – чай словет, а чай лист не ведать деревяной, не ведать травы какой, а варят ево в воде, да прибеливают молоком. А к ним, к мугальцом, чай идет ис Китайского, а сказывают, что чай лист снимают с виноградного дерева, а како дерево имянно, росказать не умеют». И «сколько де соболей и иного чего есть Алтын-царь собрал, то и шлет к государю, да и чай де шлет». Иными словами, томские служилые люди привезли царю Михаилу Федоровичу первый в Европе чай. В Западную Европу чай попадет только в 1648 году.
ТОМСК: «ВЕСНОВАНИЕ» ЧАЯ
Томск имел весьма выгодное расположение на Сибирском тракте, связывавшем центральную Россию, Сибирь и Китай. К 1804 году Томск получил статус губернского города. И на Великом чайному пути ему была отведена значимая роль. Читаем в монографии (1892 год) экономиста Андрея Павловича Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая»: «Большая часть чаев отправляется из Кяхты зимою, с января по апрель, остальные преимущественно осенью и в декабре. Чай, отправленный в ноябре и позднее, идет по зимнему пути в Ирбит: первый путь свершается во время навигации сплавом по Селенге или сухопутьем до Байкала, по так называемому коммерческому тракту, затем по кругобайкальской дороге, или по льду через Байкал; от Иркутска – по тракту на Красноярск, Томск, Каинск, ст. Еланскую, Ишим и Тюмень. До Ирбита доходит в 50-90 дней. Чаи, отправленные из Иркутска в феврале и марте доходят на санях до Томска, где ждут открытия навигации и везутся на пароходах по рекам Томи, Оби, Иртышу, Тоболу, Турь до Тюмени, откуда идут до Перьми – прежде по торговому тракту, а теперь по железной дороге, от Перьми на пароходе по Каме и Волги в Нижний Новгород, а оттуда по ж.д. в Москву». То есть в Томске чай «весновал» до начала новой навигации.
Путь от Иркутска до Томска составлял 1, 554 версты и 20-50 дней, от Томска до Тюмени – 1, 768 версты и 25-30 дней. Если подсчитать, то получается: на долю Томской губернии приходилось 18% Великого чайного пути.
Во второй половине XIX века в Томске выстроили склады, на которых оставляли чай, чтобы «не ронять цену на ярмарке».
ЧАЙНЫЙ ИЗВОЗ
Извоз по Сибирскому тракту был делом выгодным, обеспечивавшим большую часть населения Сибири. Так, между Иркутском и Томском в среднем в год двигалось до 80-100 тысяч обозов. На извозе можно было сделать состояние. Например, еще дед известного томского купца Евграфа Николаевича Кухтерина (1834-1887) как ямщик доставлял купеческие грузы из Тюмени в Томск и Ирбит. После развития пароходного сообщения Тюмень уступила место центра ямской гоньбы Томску. Перебрался в Томск и Евграф Николаевич Кухтерин. Его торговый дом «Евграф Кухтерин и сыновья» исследователи считают наиболее масштабным по объему перевозок в последней четверти XIX века – 20% от всех перевозимых по Сибирскому тракту грузов. Вот лишь некоторые цифры: с июля 1886 года по июль 1887 года было перевезена 751 тысяча пудов грузов, в том числе от Кяхты и Иркутска до Томска – 419 тысяч пудов и в обратном направлении 222 тысячи пудов. Во всех этих объемах преобладал чай. И только в январе 1908 года фирма прекратила заниматься гужевой транспортировкой грузов. Также Кухтерины сами торговали чаем оптом и в розницу, вкладывали деньги от извоза и продаж чая в разные производства.
ТОМСКАЯ ТОРГОВЛЯ
В начале XIX чаеторговля томских купцов еще не была отдельным, специализированным видом получения дохода. Но первым крупным томским купцом-чаеторговцем можно назвать Гаврилу Игнатьевича Елисеева (?–1882). Начинал он в 1847 году как купец первой гильдии, в 1860-х был купцом первой гильдии, крупным владельцем недвижимости и большим благотворителем. Сохранились сведения о доставке для него в 1851 году 1476 пудов 5 фунтов разных чаев из Томска в Тюмень.
На первом месте в торговле Томска всегда был мануфактурный товар, на втором – бакалейный, в котором преобладал чай. Правда, к концу XIX века из-за роста доставки чая морским путем его стало меньше, но несущественно: так, в 1863 году в Томск было привезено 300 тысяч пудов чая, в 1875 году – 287 тысяч пудов.
Многочисленные чайные лавки находились в Томске в рядах на Базарной площади, расположенной неподалеку от пароходной пристани. Сейчас площадь называется площадью Ленина, а старинные торговые ряды были снесены в конце 1970-х годов.
Торговали чаем и на Томской ярмарке, которая проходила с 15 декабря по 15 января. Однако эта ярмарка не вошла ни в число крупных чайных, ни в число крупных российских и сибирских: по подсчетам исследователей даже в годы ее расцвета (1860-е) товаров здесь имелось на 20-40 тысяч рублей, а их продажи составляли 8-12 тысяч.
И, конечно, чайная торговля не могла не сопровождаться продажей сахара и кондитерских изделий. Например, в Томске с 1895 года работала «конфектно-кондитерская и пряничная» фабрика Ивана Георгиевича Тихонова, при которой было «крендельное отделение». К началу XX века в Томске были известны пять солидных кондитерских фабрик.