Найти в Дзене

О древней истории с улыбкой. ШУМЕР И АККАД: ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ

Колыбель истории, откуда человечество выбралось, шатаясь, как после трёхдневного запоя «То, что я прочла тебе в полночь,
Пусть певец повторит в полдень!»
– Энхедуана (2285–2250 до н.э.)
(Да, это почти древняя версия «перешли это сообщение всем друзьям, иначе проклятие!») История человечества началась не с наций, а с городов – этих древних ульев, где люди впервые решили жить плотнее, чем тараканы в заброшенной столовой. Всё началось с земледелия: как только Homo sapiens понял, что можно выращивать хлеб, не бегая за добычей с камнем и надеждой, он тут же превратился в оседлого налогоплательщика бронзового века. Среди всех мест на Земле пять тысяч лет назад мало что могло сравниться с регионом, который историки назвали Плодородным полумесяцем – то есть кусочком суши, где почва обожала людей и поощряла их аграрные эксперименты. Греки же назвали это место Месопотамией, то есть «междуречье», ибо креативность у них заканчивалась примерно на уровне «назови вещь так, как она выглядит». Там, меж
Оглавление

Колыбель истории, откуда человечество выбралось, шатаясь, как после трёхдневного запоя

(36)
(36)
-2

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ШУМЕРЕ И АККАДЕ

«То, что я прочла тебе в полночь,
Пусть певец повторит в полдень!»
– Энхедуана (2285–2250 до н.э.)
(Да, это почти древняя версия «перешли это сообщение всем друзьям, иначе проклятие!»)

История человечества началась не с наций, а с городов – этих древних ульев, где люди впервые решили жить плотнее, чем тараканы в заброшенной столовой. Всё началось с земледелия: как только Homo sapiens понял, что можно выращивать хлеб, не бегая за добычей с камнем и надеждой, он тут же превратился в оседлого налогоплательщика бронзового века.

-3

Среди всех мест на Земле пять тысяч лет назад мало что могло сравниться с регионом, который историки назвали Плодородным полумесяцем – то есть кусочком суши, где почва обожала людей и поощряла их аграрные эксперименты. Греки же назвали это место Месопотамией, то есть «междуречье», ибо креативность у них заканчивалась примерно на уровне «назови вещь так, как она выглядит».

Там, между Тигром и Евфратом – нынешние Ирак и Турция – жили ребята, называвшие себя саг-гига, то есть «черноголовые». (Не спрашивай, почему. Возможно, вопрос про волосы был тогда слишком личным.). Они были заняты выживанием, строительством и бесконечными войнами с соседями, которые были ровно такими же милыми, только вооружёнными.

Эти прекрасные люди настроили десятки городов, заливали землю ирригацией до состояния каши, строили гигантские зиккураты – древний аналог «смотрите, мы тоже можем понтоваться архитектурой» – и создавали литературу на глиняных табличках, потому что бумаги не было, а стенами всё уже было исписано.

Они оставили после себя первую в мире цивилизацию. Египет, конечно, категорически не согласен и недовольно бормочет в стороне, потряхивая мумиями, но это вечный спор двух стариков на лавочке: кто раньше начал умирать.

История Месопотамии делится на две эпохи:

1. До 2300 до н.э. – Шумер.
Города-государства объединены в союз, такой же крепкий и надёжный, как групповая работа студентов, где каждый делает вид, что помогает. Они говорили на одном языке, вместе тонули в наводнениях, вместе ссорились за воду и вместе страдали от царей, которые верили, что боги разговаривают с ними лично. (Иногда это даже не было шуткой.)

2. После 2300 до н.э. – эпоха государств.
Первым из них стал Аккад – государство, возникшее из города, который сказал:
«Хватит обсуждать – давайте всех завоюем».
И, к удивлению всех, у него получилось. На некоторое время. Как обычно.

-4

В ДНИ ШУМЕРА

Когда выживание зависело от погоды, урожая и от того, не решат ли соседи внезапно проверить, насколько крепки твои городские стены

Если бы ты жил в раннем Шумере, твоя жизнь вращалась бы вокруг земледелия и прогнозов погоды, которые, разумеется, всегда были плохими. Еда не была чем-то само собой разумеющимся, как у нас сегодня, когда хлеб материализуется на полке магазина без каких-либо видимых жертв. Для шумера же каждый урожай был лотереей, в которой главный выигрыш – не умереть от голода. Поэтому города заключали соглашения, обменивались ресурсами и отчаянно пытались не дать друг другу вымереть – не из доброты, а потому что вымерший сосед не возвращает долги.

Наводнения тоже были весомой причиной для сотрудничества. Когда культурный центр Шурруппак затопило около 3100 до н.э., пережившие катастрофу рассказывали об этом ещё тысячу лет. История настолько разрослась, что превратилась в легенду о всеобщем потопе и Утнапиштиме – местном аналоге Ноя, который, по преданию, был тогда губернатором города.

-5

Но даже сами боги со своими наводнениями были не главной угрозой.
Главной угрозой были люди. Как всегда.

Городам приходилось объединяться ради защиты от войн, потому что любая слабость привлекала врагов так же надёжно, как бесплатная еда привлекает голубей. Археологи обнаружили руины Хамукара неподалёку от Урука – некогда процветающего города, который около 3500 до н.э. пережил осаду, мягко говоря, не лучшим образом. Нападавшие использовали доступную «артиллерию»: глиняные шарики для пращ, которые пробивали стены и черепа примерно с одинаковым успехом.

Кто уничтожил Хамукар – неизвестно. Шумерская литература либо ничего не помнит, либо делает вид, что так и должно быть. Но сам факт говорит о главном: любой город, не подготовившийся к войне, получал шанс стать хорошей археологической находкой.

-6

ГУДЕА ИЗ ЛАГАША

Правитель, который пытался навести порядок, несмотря на то что вокруг его государства творилась стандартная для Месопотамии разруха

Если на глаза тебе попадалась статуя шумерянина – велика вероятность, что это был Гудеа, правитель Лагаша, который начал своё двадцатилетнее правление около 2144 до н.э. Его вечно изображали с выражением «я серьёзный государственный муж», хотя, учитывая обстоятельства, скорее всего он просто пытался скрыть мысль: «Неужели это действительно мой народ?»

-7

Гудеа занимался строительством, реформами, и даже разрешил женщинам наследовать имущество – поступок настолько прогрессивный для тех времён, что его можно было бы приравнять к попытке цивилизации вести себя… цивилизованно.

И хотя он не изменил судьбу всей Месопотамии, его попытки выглядят редким островком здравого смысла в эпохе, где смысл обычно утопал в разливе Евфрата.

**Если вы дошли досюда – значит, у вас есть то редкое качество,
благодаря которому история оживает: интерес к теням прошлого.**

Ниже — ссылки на ещё несколько статей, возможно, они вам тоже зайдут.**

-8