Сотрясение мозга является одним из самых частых последствий бытовых и спортивных травм у детей. Его часто недооценивают: если ребёнок встал, разговаривает и ведет себя, как обычно, родители склонны считать, что не обязательно посещать врача.
Но важно понимать, что сотрясение — это не ушиб мягких тканей, а сложный патофизиологический процесс, который запускается биомеханическими силами (удар, резкое ускорение или торможение). Повреждений, видимых на КТ или МРТ, как правило, нет: страдает не структура, а функция. На клеточном уровне возникают ионные, метаболические и воспалительные реакции, из-за которых у ребенка могут начаться головные боли, появится повышенная утомляемость, чувствительность к свету или звуку и когнитивные трудности.
Как распознать сотрясение, чем оно опасно и почему даже «лёгкая» травма требует наблюдения, рассказывает Сарычева Анастасия Валерьевна, врач-невролог Олимп Клиник МАРС.
Как дети получают сотрясение?
- У малышей и детей раннего возраста чаще всего травма связана с падениями — с мебели, детских площадок, при обучении ходьбе.
- У школьников и подростков ведущими причинами являются спортивные травмы (футбол, хоккей, велоспорт), падения и дорожно-транспортные происшествия.
Какие могут быть последствия и почему они не сразу заметны?
В большинстве случаев ребёнок полностью восстанавливается после сотрясения мозга за 1–4 недели. Однако у части пациентов симптомы сохраняются дольше, формируя состояние, известное как посткоммоционный синдром (ПКС). Речь может идти о сочетании когнитивных, соматических и эмоциональных проявлений, которые напрямую мешают учёбе и социальной жизни.
1. Когнитивные трудности
Это наиболее частая и изученная группа нарушений.
- Нарушения внимания и концентрации. Ребенку трудно фокусироваться на задачах, он легко отвлекается, не может следить за инструкциями в классе. Это напрямую связано с нарушением работы нейросетей внимания, в частности, префронтальной коры.
- Снижение скорости обработки информации. Мышление замедляется. Ребенку требуется больше времени, чтобы понять вопрос, сформулировать ответ или выполнить задание. Это создает огромные трудности в быстром темпе школьного обучения.
- Проблемы с памятью. Чаще всего страдает рабочая память (способность удерживать и манипулировать информацией в уме), что критически важно для решения математических задач, чтения и усвоения нового материала.
- Исполнительная дисфункция. Нарушаются высшие когнитивные функции: планирование, организация, решение проблем, когнитивная гибкость (способность переключаться между задачами) и самоконтроль.
2. Физические (соматические) симптомы
Эти проявления наиболее заметны, но иногда сохраняются дольше ожидаемого.
- Головная боль — наиболее частый симптом. Может быть мигренозного характера (со свето- и шумобоязнью) или напряжения.
- Усталость. Даже небольшая умственная нагрузка вызывает выраженное утомление — так называемую «мозговую» усталость, связанную с метаболическим стрессом.
- Головокружение. Один из ключевых предикторов затяжного восстановления.
- Нарушение конвергенции глаз. Трудности с фокусировкой на близко расположенных объектах (например, на тексте в книге), зрительное перенапряжение, головная боль при чтении.
- Чувствительность к свету и шуму.
- Нарушения сна. Возможны как гиперсомния (сонливость), так и бессонница.
3. Эмоциональные и поведенческие изменения
Эти изменения часто наиболее тяжело переносятся семьей.
- Повышенная раздражительность и эмоциональная лабильность. Ребенок может плакать без видимой причины, демонстрировать непереносимость фрустрации.
- Тревожность и депрессивные симптомы. Часто возникает тревога, связанная с возвращением в школу (школьная фобия) или спортом. Может развиться депрессия из-за осознания своих ограничений и социальной изоляции.
- Апатия. Потеря интереса к ранее приятным видам деятельности.
4. Академические и социальные трудности
Эти симптомы напрямую отражаются на повседневной жизни ребёнка.
- Учёба. Когнитивный дефицит, головные боли и усталость затрудняют обучение, что нередко требует адаптации школьной нагрузки — сокращённого дня, увеличенного времени на задания, освобождения от контрольных.
- Социализация. Из-за ограничений физической активности и сенсорной чувствительности ребёнок может выпадать из общения со сверстниками.
Кто в группе риска затяжного восстановления?
Более младший возраст на момент травмы, повторные сотрясения в анамнезе, мигрень и тревожные расстройства, СДВГ, высокая выраженность стартовых симптомов (особенно головокружение, усталость, боль), а также преждевременное возвращение к учёбе и спорту.
Минимизация последствий
Основой лечения является физический и когнитивный покой в первые 24–48 часов после травмы. Необходимо ограничить экранное время, школьные занятия и физическую активность. После периода покоя следует постепенное, ступенчатое возвращение к учебе и физической активности по протоколу, под медицинским наблюдением. Это снижает риск затяжных симптомов и предотвращает развитие редкого, но опасного осложнения — синдрома второго удара.
Лихорадка и сотрясение мозга
Лихорадка не является типичным симптомом изолированного сотрясения мозга. Воспалительная реакция, возникающая после травмы, не изменяет терморегуляцию мозга. Если у ребёнка после ЧМТ появляется температура, это повод исключить:
- инфекцию (например, падение произошло на фоне болезни);
- внутричерепную инфекцию при открытой травме или переломе черепа;
- более тяжёлое повреждение мозга с вовлечением гипоталамуса.
Догоспитальная оценка
Хотя формальный диагноз должен быть поставлен врачом, родителей важно обучить распознавать признаки, требующие немедленного обращения в отделение неотложной помощи.
- Любая, даже кратковременная, потеря сознания.
- Усиливающаяся, постоянная или сильная головная боль.
- Многократная рвота.
- Измененное психическое состояние: спутанность сознания, дезориентация, сонливость.
- Судороги.
- Потеря равновесия или координации.
- Слабость или онемение в любой конечности.
- Разный размер зрачков.
- Вытекание жидкости из носа или ушей.
- У младенцев: выбухание родничка или непрекращающийся, надрывный плач.
Основные опасности при сотрясении мозга у детей
- Посткоммоционный синдром (ПКС). Это может привести к значительному функциональному нарушению в академической, социальной и семейной жизни.
- Синдром второго удара (СВУ). Редкое, но катастрофическое состояние, при котором второе сотрясение происходит до полного заживления первого, что приводит к быстрому, тяжелому отеку мозга. Это подчеркивает абсолютную необходимость медицинского разрешения перед возвращением в спорт.
- Влияние на развивающийся мозг. Потенциальное, хотя и не до конца изученное, влияние травмы на развивающиеся нейронные сети и когнитивные функции мозга.
Как отличить лёгкое сотрясение от тяжёлой ЧМТ?
При сотрясении возможны кратковременное оглушение, 1–2 эпизода рвоты, головная боль и головокружение с тенденцией к улучшению, нейровизуализация без структурной патологии.
Для тяжёлой ЧМТ типичны длительная потеря сознания, нарастающие симптомы без светлых промежутков, очаговый неврологический дефицит, многократная рвота «фонтаном» и изменения на КТ/МРТ.
Сотрясение мозга у детей является важной проблемой общественного здравоохранения. Высокий индекс подозрения, использование валидированных инструментов оценки, таких как PECARN, и консервативный подход к лечению, основанный на покое и постепенном возвращении к активности, имеют первостепенное значение. Распознавание «красных флагов», указывающих на более серьезную травму, крайне важно для обеспечения своевременного вмешательства и сохранения здоровья развивающегося мозга.