Найти в Дзене
ARTПатруль

Искусство, которое видят пальцами. Нижегородец пишет картины для слепых детей

Когда художник создаёт картины для слепых людей, это выходит за рамки искусства. Это про человечность, внимание и желание вернуть миру тех, кого он привычно не замечает. Картины нижегородского художника можно «увидеть» на ощупь. Их читают пальцами, будто рельефные истории. Простая мысль — искусство должно быть доступно всем — однажды толкнула его действовать и превратила живопись в пространство, доступное всем. Он использует камень как полноценного участника художественного процесса. В его живописи самоцвет не украшение, а смысловая точка отсчёта. Каждая работа вырастает из характера минерала — его цвета, текстуры, энергии. К искусству Олег пришёл уже в зрелом возрасте, но минералами увлёкся гораздо раньше. Первое образование — география и минералогия. Оттуда пришло «собирательство», которое, как он говорит, невозможно остановить: достаточно взять в руки один красивый камень, почувствовать его — и навсегда остаться в мире самоцветов. Увлечение природным материалом привело художника к
Оглавление

Когда художник создаёт картины для слепых людей, это выходит за рамки искусства. Это про человечность, внимание и желание вернуть миру тех, кого он привычно не замечает.

Картины нижегородского художника можно «увидеть» на ощупь. Их читают пальцами, будто рельефные истории.

Простая мысль — искусство должно быть доступно всем — однажды толкнула его действовать и превратила живопись в пространство, доступное всем.

Олег Кумагин и гость выставки в библиотеке для слепых в Москве
Олег Кумагин и гость выставки в библиотеке для слепых в Москве

Олег Кумагин — художник-абстракционист, член Международной федерации художников и радиожурналист, автор концепции ArtStone.

Он использует камень как полноценного участника художественного процесса. В его живописи самоцвет не украшение, а смысловая точка отсчёта. Каждая работа вырастает из характера минерала — его цвета, текстуры, энергии.

Как камень учит слушать цвет

К искусству Олег пришёл уже в зрелом возрасте, но минералами увлёкся гораздо раньше. Первое образование — география и минералогия. Оттуда пришло «собирательство», которое, как он говорит, невозможно остановить: достаточно взять в руки один красивый камень, почувствовать его — и навсегда остаться в мире самоцветов.

Ассамбляжи  из серии «Река времени» на Неделе искусств Кипра
Ассамбляжи из серии «Река времени» на Неделе искусств Кипра

Увлечение природным материалом привело художника к флорентийской мозаике и русской камнерезной школе. Он подчёркивает: отечественная традиция сложнее и тоньше, но почти забыта. В ней камень не подстраивают под замысел, а наоборот — рисунок рождается из формы и характера минерала. Это ощущение первичности материала стало основой его стиля.

Когда самоцветы разговаривают

«У каждого камня есть свой голос», — говорит художник.

С одними он мгновенно находит гармонию, другие остаются чужими.
Флюорит, например, не стал союзником.
Зато чароит — особая любовь.

Ассамбляж «Карантинный домик»  представлен на масштабной выставке-каталоге «ARS LONGA» от Творческого союза художников России
Ассамбляж «Карантинный домик» представлен на масштабной выставке-каталоге «ARS LONGA» от Творческого союза художников России

Редкий самоцвет-эндемик, найденный всего полвека назад, появился на свет случайно, когда геологи искали уран.

«Такой камень видел то, чего человек не увидит никогда».

Американская авантюра с потерянной посылкой

Крупнейшее минерал-шоу Нью-Джерси стало для художника настоящим приключением. Он пробивался почти год и оказался единственным участником из России.

Часть работ до Америки не доехала — почта потеряла посылку. Но даже неполная экспозиция вызвала интерес: один из ассамбляжей купили сразу — с редким шайтансим перелифтом, любимым самоцветом Екатерины II.

Ассамбляж " Тайные знаки" Масло, холст на оргалите, пластины  шайтанского перелифта.
Ассамбляж " Тайные знаки" Масло, холст на оргалите, пластины шайтанского перелифта.

Добро, которое можно потрогать

Самая трогательная часть творчества выросла из детских воспоминаний.

Каникулы в Городце маленький Олег проводил рядом с фабрикой ВОС — среди людей, которые не видели глазами, но ощущали мир удивительно точно. Он помнит дядю Ваню — незрячего мужчину, развозившего продукты на телеге. Лошадь знала дорогу сама, дядя Ваня разрешал мальчишкам прокатиться и угощал леденцами. Эта простая доброта осталась в памяти на всю жизнь.

Олег Кумагин и участник мастер-класса
Олег Кумагин и участник мастер-класса
«Добро надо возвращать» — фраза, из которой родился проект тактильных инсталляций.

Художник создал восемь больших работ и привёз их в библиотеку слепых в Москве. Выставка стала событием: о ней сняли сюжет, заинтересовались МГУ и мэрия столицы.

Затем грянул ковид — и экспозиция задержалась в Москве, став самой долгой в карьере художника.

Работа Олега Кумагина притягивает зрителей
Работа Олега Кумагина притягивает зрителей

Сегодня коллекция находится в нижегородской библиотеке для слепых, где художник проводит лекции и мастер-классы.

Олег Кумагин проводит мастер-класс в нижегородской библиотеке для слепых
Олег Кумагин проводит мастер-класс в нижегородской библиотеке для слепых

Особенно трогательно наблюдать, как реагируют дети: они чувствуют рельеф, температуру, даже «ветер» работы пальцами — и отвечают на искусство без слов, всем телом.

Рядом с картиной Олега Кумагина
Рядом с картиной Олега Кумагина

У Олега Кумагина есть мечта — отправить выставку в путешествие по России, чтобы к ней смогли прикоснуться ещё больше людей, ради которых она создана.

Когда искусство звучит

Сейчас художник работает над новым проектом, где соединяет звук и цвет.

Он уверен: высокие и низкие тона вызывают те же эмоции, что холодные и тёплые оттенки.

Олег Кумагин
Олег Кумагин

Его цель — продолжать открывать искусство тем, для кого визуальный язык недоступен, чтобы каждый мог ещё и «услышать» живопись.

ИИ и народные росписи: где кончается рука художника

К искусственному интеллекту Олег Кумагин относится спокойно. Он сравнивает нынешний момент с концом XIX века, когда фотография изменила искусство. Всё зависит от того, как художник встроит новую реальность в свой язык.

Персональная выставка Олега Кумагина «Мост времени / Из прошлого в будущее» в Законодательном собрании Нижегородской области
Персональная выставка Олега Кумагина «Мост времени / Из прошлого в будущее» в Законодательном собрании Нижегородской области

В серии «Росписи» ИИ используется не как генератор идей и заместитель творчества, а как соавтор, помогающий привлечь внимание к народным промыслам. Показать традиции через призму технологий — возможность напомнить про культурное наследие, говорить о нём на современном языке, понятном молодёжи.

Особое место занимают северные росписи с их скрытой символикой. Каждая работа начинается с живописи художника, а нейросеть лишь продолжает диалог между прошлым и настоящим.

Искусство без границ

Олег Кумагин — соавтор регионального проекта OV gallery.

Его миссия — объединять профессиональных и начинающих художников на одной площадке.

«Любое изделие, созданное руками и с душой, уже искусство», — говорит он. Его кредо — открытость, доступность и уважение к каждому, кто ищет свой способ говорить с миром.
Олег Кумагин и Екатерина Копчинская
Олег Кумагин и Екатерина Копчинская

Материал подготовила Екатерина Копчинская специально для проекта «АРТПатруль».

Потому что даже в цифровую эпоху искусство — это, прежде всего, человеческое прикосновение. А если художник — Олег Кумагин, то прикосновение это может быть буквально.

Ставьте лайки и пишите в комментариях своё мнение о творчестве Олега Кумагина!