Найти в Дзене
УМАПАЛАТА

Философский камень: алхимия, ставшая основой химии

Хотеть всего везде и сразу было девизом человечества во все века. Порой эта мечта сподвигала людей на невероятные усилия. Такие, что кажется, примени они их с другим вектором, то и в самом деле смогли достичь всего и везде, пусть и не сразу. Насколько ведь привлекательна идея, раз, и превратить свинец в золото, раз, и получить лекарство от всех болезней. Именно эти надежды возлагались на легендарный философский камень, на чьи поиски были истрачены силы не последних умов своих столетий. Концепция философского камня возникла в античной алхимии во 2-4 вв. в тогдашней интеллектуально столице Александрии, где греко-египетские тексты описывали трансмутацию металлов как духовное очищение. Идея камня как физического объекта кристаллизовалась в арабской алхимии VIII–X веков: Джабир ибн Хайян в трактатах о "великом эликсире" связал его с превращением металлов, основываясь на теории четырёх элементов и ртутно-серной модели. Наконец до Европы эта занятная идея дошла через переводы арабских тексто

Хотеть всего везде и сразу было девизом человечества во все века. Порой эта мечта сподвигала людей на невероятные усилия. Такие, что кажется, примени они их с другим вектором, то и в самом деле смогли достичь всего и везде, пусть и не сразу.

Насколько ведь привлекательна идея, раз, и превратить свинец в золото, раз, и получить лекарство от всех болезней. Именно эти надежды возлагались на легендарный философский камень, на чьи поиски были истрачены силы не последних умов своих столетий.

Концепция философского камня возникла в античной алхимии во 2-4 вв. в тогдашней интеллектуально столице Александрии, где греко-египетские тексты описывали трансмутацию металлов как духовное очищение.

Идея камня как физического объекта кристаллизовалась в арабской алхимии VIII–X веков: Джабир ибн Хайян в трактатах о "великом эликсире" связал его с превращением металлов, основываясь на теории четырёх элементов и ртутно-серной модели.

Наконец до Европы эта занятная идея дошла через переводы арабских текстов в 12 и 13 вв., особенно через работы Альберта Великого и Роджера Бэкона. Наверное, европейцы решили не отделяться от коллектива и тоже поносить воду в решете.

Однако европейцы по камню угорели как-то особенно рьяно и искали его на протяжении долгого времени вплоть до 17-го века (даже Ньютон немного алхимией баловался).

Камень считался синтетическим: его создавали через "Великое Делание" (Magnum Opus), многоступенчатый процесс: кипяти, толки, наговоры приговаривай, дистиллируй, собирай тыквы под луной, все в эту копилку.

Алхимики искали камень в лабораториях, смешивая металлы, минералы (например, киноварь), органику (кровь, растения) в печах и ретортах. Передавали зашифрованные рецепты в своих текстах ("Изумрудная скрижаль"). Эксперименты включали растворение металлов в кислотах, нагрев с серой, возгонку.

И вот эта работа с металлами, минералами и кислотами оказалась к удивлению сколько-нибудь полезным действием, потому что во многом через накопленную благодаря этой работе базу, новые люди, приверженцы научного метода смогли стартовать с хороших позиций.