Ну что, друзья, пришло время разобрать самую первую магнитолу СССР и увидеть своими глазами её устройство.
Начнем с сравнения с «младшей сестренкой»- магнитолой «Азамат». Здесь 202 модель, точно такая же была и 302 модель, а она точная копия «Эврика-302».
Как видим -размеры магнитол одинаковые, хотя конструктивно они совершенно разные.
Вот схема магнитолы «Эврика-402»
В начале 70х годов в схемы бытовой радиоаппаратуры начали активно внедрятся первые микросхемы. Предполагалось, что скоро удастся создать целую линейку унифицированных микросхем, с минимум дополнительных элементов. Каждый блок аппаратуры должна была заменить отдельная микросхема.
Пришло время открыть заднюю крышку. В этом месте должны звучать фанфары: эту картину интернет еще не видел.
Над лентопротяжным механизмом плата усилителя воспроизведения –записи, а вторая плата, составная слева, это радиоприемная часть с усилителем низкой частоты.
Ну и как вам акустика? Целых два динамика -просто шик для первой магнитолы.
Очень необычная панель для жгута на дополнительной плате. Непонятно: почему нельзя было припаять провода из жгута сразу на плату, как это сделано на других платах?
Лентопротяжный механизм
Тоже весьма любопытная закономерность в развитии отечественного производства магнитофонов: по идее, надо было бы унифицировать ЛПМ всех магнитофонов по классам и производить централизованно. Увы, каждый конструировал ЛПМ со своими особенностями. Я специально сравнил ЛПМ «Эврика-402» со всем моделями кассетников СССР. Вроде бы все похожи, но в каждом масса своих особенных доработок и дополнений. ЛПМ «Эврика-402» будет применяться только на магнитофоне «Легенда-404», выпуск которого начнется через два года. Больше нигде.
Интересный алгоритм работы кнопок: если ЛПМ в режиме воспроизведения, кнопка выброса кассеты наполовину заблокирована- открывает только крышку кассетоприемника. В режиме перемотки блокировки нет, поэтому кассету легко выплевывает прям во время перемотки)))
На ЛПМ «Эврика-402» есть интересная пластина для равномерного выталкивания кассеты.
Эта пластина была только у магнитолы «Эврика-402» и магнитофона «Легенда-404».
Плата усилителя записи-воспроизведения.
Как снял плату, я сразу стал сравнивать даты выпуска деталей. В основном, там детали выпущенные в конце 74 года – начало 75-го. Но на некоторых деталях проскакивают и 60-ые года. Вот меня и озадачило: это магнитолу собирали из залежей или ремонтировали из старых запасов?
Очень огорчили ползунковые переменные резисторы СП-3. У них обломаны ручки.
У меня в запасах таких резисторов нет и достать нереально. Заменять на ползунки от СП3-23 кощунство(((
Очень интересна конструкция ручки переноски магнитолы- она с фиксацией в закрытом положении.
Видимо ручка деформирована и фиксация срабатывает с трудом. Выстреливается ручка нажатием кнопки сбоку.
Ну и про конструктив: на первый взгляд всё сделано также как и в любой другой бытовой аппаратуре СССР 70-х годов. А если посмотреть с точки зрения массового выпуска, сразу в глаза бросается куча трудоемких и непрактичных решений: все крепления выполнены "винт на гайку", да еще и надо умудрится добраться до этих гаек. Платы крепятся к стойкам, но прежде чем закрепить плату приходится долго подгонять положение, чуть ошибся и ручки-кнопки клинит, ручка настройки не крутится и т.д. и т.п.
Думаю, это была одной из главных причин, почему магнитола не пошла в производство- высокая трудоемкость производства, а следовательно и себестоимость.
Тут несколько читателей высказали свои соображения по причине прекращения выпуска этой магнитолы: мол, не было комплектующих, заводу было невыгодно производить, на магнитоле было мало диапазонов и т.д. Хочу напомнить: какую продукцию и в каких объемах выпускать- решалось не на уровне руководства советских заводов, а гораздо выше. План производства спускали с министерства и там же заранее решались вопросы поставок комплектующих. Завод максимум мог взять на себя повышенные обязательства.
Поэтому запрет на производство магнитол выдало министерство авиационной промышленности, куда и входил Арзамасский приборостроительный завод.
Ну и небольшая вишенка на торт: в комплекте с магнитолой шла такая кассета.
Какие мысли будут по восстановлению этой очень редкой магнитолы?
С одной стороны хочется, чтобы аппарат полноценно работал, а с другой стороны любой новодел только портит историческую ценность раритета. Как быть?
Если статья понравилась, можете угостить автора чашечкой кофе, нажав здесь.
Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала, там много интересных и полезных статей.
Полная или частичная перепечатка статьи, без письменного разрешения автора, запрещена.