Найти в Дзене
Елена Каштанова

Искупала красного коня

«Купание красного коня» — картина русского художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году. Какое это имеет отношение ко мне? Я его связала. У меня традиция - каждый год вязать символ наступающего года, в 2026 это будет красный конь. Выглядят мои кони так: Почему я их искупала? Это называется ВТО, и нет, это не Всемирная торговая организация, а влажно-тепловая обработка, которой полагается подвергнуть все вязаные изделия, чтобы они стали красивее. Кстати: их можно купить. И главное: при чем здесь Петров-Водкин? Дело в том, что пока я их вязала, я могла думать только о красных конях. И постепенно доставала всех окружающих. Один из этих бедняг милостиво согласился поделиться своими соображениями по поводу концепции картины. Что мы тут видим: всадник, он обнаженный, хрупкий и уязвимый, но при этом спокойный и уверенный. Конь странного, небывалого, дикого цвета. Ненормально огромный. Красный цвет – это цвет кровушки, цвет огня. На нас он действует безотказно. Конь раскален как паро
Оглавление

«Купание красного коня» — картина русского художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году. Какое это имеет отношение ко мне? Я его связала. У меня традиция - каждый год вязать символ наступающего года, в 2026 это будет красный конь. Выглядят мои кони так:

Почему я их искупала? Это называется ВТО, и нет, это не Всемирная торговая организация, а влажно-тепловая обработка, которой полагается подвергнуть все вязаные изделия, чтобы они стали красивее.

Кстати: их можно купить.

И главное: при чем здесь Петров-Водкин? Дело в том, что пока я их вязала, я могла думать только о красных конях. И постепенно доставала всех окружающих. Один из этих бедняг милостиво согласился поделиться своими соображениями по поводу концепции картины.

-2

***

Что мы тут видим: всадник, он обнаженный, хрупкий и уязвимый, но при этом спокойный и уверенный. Конь странного, небывалого, дикого цвета. Ненормально огромный. Красный цвет – это цвет кровушки, цвет огня. На нас он действует безотказно. Конь раскален как паровозная топка. Он - лукавая мощь, сжатая пружина. Он косится на всадника. Хочет пошутить над седоком? Замышляет недоброе? В руке всадника есть повод, но это только ниточка. Повод тонок, ненадежен и неубедителен, как и рука, его держащая.

Вокруг главных героев спит лазурная речка, обернутая в теплый бережок. На фоне тихие и плавные линии. Но конь уже заслонил и разорвал эту идиллию. Вода в левом нижнем углу под его копытом начинает потихоньку закипать.

У хорошей картины много интерпретаций, вот, что приходит в голову:

  1. Метафизическая. Человек и непреодолимая сила. Он думает, что обуздал и контролирует стихию, а она тихонько над ним посмеивается.
  2. Психологическая. Все внутри человека. Всадник – самодовольное сознание, конь – лукавое подсознание.
  3. Более заостренная психологическая версия: фрейдистско-сексуальная. Конь – либидо. Он тут на своём законном месте, все сходится. И расходится. И опять сходится. Ну, вы поняли.
  4. Историческая. Человек накануне Мировой войны и Революции. Вокруг еще спокойно, но Конь Апокалипсиса уже бьет копытом.
  5. Параноидальная. В духе теорий заговора: первые буквы ККК в названии появились не случайно, они означают Сами-Придумайте-Что.
  6. Символико-схоластическая. С привлечением для объяснения системы знаков, накопленных в культуре. В общем виде: конь – это традиционный символ Одного понятия, а голый человек — это устоявшийся символ Другого понятия. Изображенные вместе эти символы (иероглифы) рождают подобие текста. Например: конь -Сатана, голый человек – Грешник. В итоге имеем сошествие в Ад(Ъ), изображенное в начальной стадии. Если учесть, что Автор постоянно держит связь с русской иконописью, этот уровень прочтения может оказаться очень важным для понимания. Но, к счастью, не однозначным и не единственным.
  7. Радикально-эстетическая. Изображение не обязано порождать текст. Смысл его в сочетании линий, пятен и цветов, как в музыке – в сочетании звуков и пауз между ними. С этой точки зрения отдельного абстрактного искусства не существует. Любое изображение – это в первую очередь Абстракция, танец созвучий и контрастов. Любое сходство с предметами реального мира случайно и необязательно.

Слои интерпретаций и сопутствующих им мифов окутывают любое стоящее произведение, застрявшее в паутине человеческой Культуры. В какой-то момент обязательно захочется мягко, но настойчиво отодвинуть эти тенета в сторону при встрече с шедевром. Смотря на Джоконду из Лувра или любую другую Венеру из Милоса, убедиться, что взаимодействуешь с оригинальным произведением, а не читаешь вместо этого сопроводительную табличку или отвлекаешься на пузыри, которые пускает рядом твой музейный гид-экскурсовод. Посмотреть самостоятельно, без подсказок и прислушаться. Сработало? Отозвалось? Удалось?

***

P. S. А потом я сгоряча связала белого коня - для желающих кого-нибудь впечатлить, прискакав на белом коне (тут почему-то вспоминается конь-осёл из второго "Шрека"). И даже написала про него новогодний рассказ, который я вам не покажу. Можно даже кого-нибудь спасти, увезя на белом коне (уйди, конь-осёл). А можно и купить.

-3

______________________

Еще о живописи Маковский. Сеанс любительского искусствоведения

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье