Картины передвижников напоминают многим из нас о тоскливых уроках истории или литературы в средней школе. Кроме того, сюжеты многих из них уже успели стать для нас непонятными совершенно. А сюжет у передвижников важен. Ради него все и писалось.
Однажды принес мне Интернет одну из таких картин-загадок вместе с вопросом: «Зачем дядька, сидящий на стуле, нацепил на себя кусок красной трактирной скатерти?»
Абсурдность вопроса вызвала интерес к произведению. Написал картину предположительно художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (не тот, который бабник - Константин, а его брат). Предположительно - потому что официальный список произведений художника не включает эту картину. Да и называют ее по-разному - "В баре", "В трактире" и даже "Утешитель". Чтобы разобраться, придется посетить Третьяковскую галерею и всю ее обойти в поисках.
Обычно сюжет подается как часть авторской серии про виды русского пьянства. Однако антиалкогольная пропаганда тут не читается, а если это зарисовка, часть типологии, то хотелось бы понять, что за яркий пример из жизни тут изображен.
Герои произведения явно конфликтуют между собой. Чувствуется напряженность, угадывается драматургия. Но в чем причина?
Малиновая скатерть действительно хорошо «рифмуется» с ярким пятном на груди сидящего господина. Это сделано автором нарочно, для привлечения зрительского внимания.
Первое, что пришло в голову, - неловкий момент, когда рисунок ткани вашего платья совпадает с цветом обивки салона в автобусе или скатерти в ресторане. Но едва ли столь почтенные господа обратили бы внимание на такую мелочь. А если бы и обратили, то улыбнулись, а переживать бы ни секунды не стали.
Картина не относится к популярным, скачать ее репродукцию с приличным разрешением не получится. Но если приглядеться, то окажется, что сидящий дяденька одет в деревенскую вышиванку. Там вокруг ворота плотная яркая вышивка. В каждой губернии свой узор и фасон, но распознать ее стиль не выйдет. Деталей недостаточно.
На основании этого пустяка придумалось прочтение, как мне кажется, вполне в духе того времени. Уже в те далекие годы образованная (и не очень) часть общества любила Родину по-разному. Любители эти делились на две непримиримые группы - на западников и славянофилов. Если и роднила эти два лагеря какая-то общая черта, то это страсть к спорам на социально-философские темы. Употребление спиртных напитков диспутам не только не препятствовало, а, наоборот, очень даже способствовало.
Народная рубаха вышиванка на одном из героев навела меня на мысль, что как раз о таких спорщиках картина и написана. У второго дядьки и сюртучок какой-то а-ля парижский и папироска со шведской спичкой и вид глумливый.
Славянофилы любили славян, держались корней и считали, что готовы любого научить жить с широкой душой по-славянски честно, справедливо и правильно. Будь он хоть тунгус, хоть друг степей калмык, а и даже унылый финский рыболов, печальный пасынок природы, и тот на худой конец сгодится. А вся эта мерeхлюндия английская (ну прогресс там, мелиорация али механизация, позитивизм, и прочие науки) - это все от лукавого, ересь и блажь. На русской почве они неприменимы вовсе, а если и применимы, то только после тщательной локали(ТЬФУ, ПРОПАСТЬ! ОПЯТЬ СЛОВО ИНОЯЗЫЧНОЕ!)зации.
Западники, напротив, мракобесия чурались, посконную народность в грош не ставили, по-русски в приличном обществе изъясняться стеснялись (зачастую бывало, что и не умели вовсе). Считали, что темный русский люд должен склониться перед западной Цивилизацией, смиренно воспринять ее уроки, стараясь суть в процессе познания не утратить, мелких деталей не растерять и лаптями по углам не наследить. Варварство наше проклятое, говорили они, решительному искоренению подлежит. А тех, кто там за эти корни держится, таких бесноватых тоже лучше на всякий случай убрать подальше. Даже в носу и то ковырять воспрещали. Строго-настрого.
Писатель Лесков посмеивался над обеими сторонами в своем произведении "Левша". Там наш простой тульский мастер аглицкую iBlokhu подковал подковами блестящими, и на каждом гвоздике имя свое написал. Всем все доказал. Всех иностранцев превзошел. Только iБлоха от этого танцевать разучилась. Лежит себе без дела и вайфай больше не ловит. Вот и спрашивается, на кой чОрт он ее ковал-то? Пусть бы себе танцевала.
Спор этот не закончен по сию пору. Вот лично вам какая точка зрения ближе?