Найти в Дзене

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ – ПЕТЕРБУРГУ НАЧАЛО. Часть 2

Вид на Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу со стороны алтарной части /фото из личного архива, 2018/ Предыдущая публикация: ПО ЗАКОУЛКАМ ДО ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ По «главной городской улице» Как только отходишь от Петровских ворот, главных в крепости, всё внимание сразу привлекает собор. Ещё бы! Он доминирует не только в ансамбле крепости, но и в городе, выросшем за её стенами! Расположенный впереди его восточный фасад в обрамлении завитков перекликается с декором Петровских ворот. И всё же, если уж знакомиться с крепостным городом, то даже не привлекающие внимание постройки проходить мимо не стоит. Петропавловская крепость на плане /Фото с сайта https://portel.ru/ А двигаемся мы между двумя домами по булыжной мостовой центральной аллеи. Если крепость – город, то эта аллея – «главная городская улица». Слева – Инженерный дом (1748-1749, арх. Муравьев). Здание оранжевого цвета с белой отделкой в стиле раннего барокко возведено было в середине 18 века, однако хранит память о тип
Оглавление
Вид на Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу со стороны алтарной части /фото из личного архива, 2018/
Вид на Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу со стороны алтарной части /фото из личного архива, 2018/

Предыдущая публикация:

ПО ЗАКОУЛКАМ ДО ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ

По «главной городской улице»

Как только отходишь от Петровских ворот, главных в крепости, всё внимание сразу привлекает собор. Ещё бы! Он доминирует не только в ансамбле крепости, но и в городе, выросшем за её стенами! Расположенный впереди его восточный фасад в обрамлении завитков перекликается с декором Петровских ворот. И всё же, если уж знакомиться с крепостным городом, то даже не привлекающие внимание постройки проходить мимо не стоит.

Петропавловская крепость на плане /Фото с сайта https://portel.ru/
Петропавловская крепость на плане /Фото с сайта https://portel.ru/

А двигаемся мы между двумя домами по булыжной мостовой центральной аллеи. Если крепость – город, то эта аллея – «главная городская улица». Слева – Инженерный дом (1748-1749, арх. Муравьев). Здание оранжевого цвета с белой отделкой в стиле раннего барокко возведено было в середине 18 века, однако хранит память о типовых домах ещё петровского времени. Когда в Петербурге началась застройка городских улиц вне стен крепости, Пётр 1 повелел разработать проекты типовых домов. Одинаковость, по мнению царя, должна была сделать улицы красивыми и аккуратными. Инженерный дом был построен по проекту дома для зажиточного горожанина.

Вид на Инженерный дом с центральной аллеи /фото с сайта Ситиволс https://www.citywalls.ru , автор - Mary, 2013.
Вид на Инженерный дом с центральной аллеи /фото с сайта Ситиволс https://www.citywalls.ru , автор - Mary, 2013.

В крепости это здание предназначалось для постоянного проживания инженеров-строителей, которые должны были следить за техническим состоянием всех фортификационных сооружений. Они же возводили по мере необходимости новые постройки для нужд крепости. В Инженерном доме первое время также располагались военные склады, а когда разного рода запасам стало тесно, напротив появилась специальная складская постройка – Артиллерийский цейхгауз (1801-1802, арх. Брискорн), военный склад. Дословный перевод с немецкого – дом для оружия («zeug» – оружие, снаряжение, «haus» – дом).

Артеллирийский цейхгауз /фото с сайта https://peterburg.center /
Артеллирийский цейхгауз /фото с сайта https://peterburg.center /

Совсем не интересно выглядит здание серого цвета – протяжённый монотонный фасад и много окон, но типичная гарнизонная постройка без архитектурных украшательств оказалась, однако, многофункциональной. Когда военному склад в цейхгаузе стало тесно, и его переместили в другое место, старая постройка активно включилась в гарнизонную жизнь. В разное время здесь размещалось пожарное депо, телефонная станция, а также учебные классы для личного состава гарнизона.

Оба здания, протянувшиеся вдоль «главной городской улицы», используются Музеем истории Санкт-Петербурга в качестве выставочных павильонов. Пройдя мимо них, я обычно сворачиваю за угол цейхгауза и оказываюсь перед восточным фасадом Петропавловского собора.

Фреска, которая «ожила»

Деревянная церковь во имя первопрестольных апостолов Петра и Павла была заложена в крепости вскоре после её основания, 29 июня 1703 года. Когда в 1712 году Санкт-Петербург был объявлен новой столицей России, на том же месте началось возведение каменного собора по проекту Доменико Трезини. Строительство растянулось на 21 год, но только через 9 лет после его завершения собор был освящён, сохранив посвящение своего предшественника. Открытый в 1742 году, он стал кафедральным и оставался главным городским храмом, пока в середине 19 века не появился Исаакиевский собор.

Вид на Петропавловский собор со стороны алтарной части /фото из личного архива, 2018/
Вид на Петропавловский собор со стороны алтарной части /фото из личного архива, 2018/

К входящим в крепость через главные ворота обращена огромных размеров фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (1730 год, А. Матвеев и А. Захаров), расположенная с восточной стороны Петропавловского собора, Она была создана в технике масляной живописи на медной доске. В условиях петербургского климата сохранить шедевр было очень трудно: краски темнели, покрытие деформировалось. И хотя попытки реставрации и повторения работы в другой технике предпринимались неоднократно, фреска снова и снова теряла свой облик, и словно исчезала с фасада. Думаю, не я одна проходила прежде мимо, даже не замечая её. Последний раз фреску восстановили в 2013 году, на этот раз – силикатными красками по штукатурке (худ. И.В. Болотов). Она вновь засияла яркими насыщенными цветами на наружной стене алтарной части храма, а святые лики по сей день излучают магический свет. И вот уже более 10 лет пройти мимо невозможно.

Фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» /фото с сайта https://spb.aif.ru/culture , автор - Яна Хватова/
Фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» /фото с сайта https://spb.aif.ru/culture , автор - Яна Хватова/

Петропавловский Собор стал не только главным православным храмом Петербурга, но и местом погребения монархов. В допетровской Руси царей хоронили в Архангельском соборе Московского кремля. Эта христианская традиция связана с идеей о божественном происхождении власти. Первое захоронение в Петропавловском соборе было сделано в 1731 году, когда в подземную усыпальницу опустили гробы с телами Петра 1 и его супруги Екатерины 1. До этого они стояли под сенью специально возведённой над ними деревянной церкви, расположенной внутри строящегося каменного храма.

К концу 19 века большая часть Петропавловского собора была занята семейными захоронениями Романовых, а количество здравствующих членов семьи сильно возросло. Поскольку царствовать правящий дом собирался долго, было принято решение продолжить захоронение в храме только членов семьи царствующего императора. Для погребения всех остальных его родственников рядом с собором в начале 20 века было возведено здание Великокняжеской усыпальницы (1908, арх. Д. Гримм, Ан.тон Томишко, Л. Бенуа).

Здание Великокняжеской усыпальницы /фото из личного архива, 2018/
Здание Великокняжеской усыпальницы /фото из личного архива, 2018/

Она была освящена во имя святого князя Александра Невского. Параболический свод усыпальницы, увенчанный луковичной главкой с крестом, уравновешивает основной корпус храма с устремлённой ввысь колокольней. Разделённые во времени двумя веками, собор и усыпальница воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

Мозаичные иконы Великокняжеской усыпальницы

Фасады усыпальницы украшены мозаичными иконами Божией матери: Казанской, Фёдоровской и Иверской. Все они были особо почитаемы в семье Романовых. С центральной аллеи хорошо видна Фёдоровская икона Божьей матери. Издревле она считалась покровительницей семьи Романовых. Именно этим образом был благословлён на царство Михаил Романов, в 1613 году ставший первым царём династии. А с 18 века иноземные принцессы, принимавшие православие, чтобы стать жёнами русских монархов, благословлялись этой иконой. Многие из них потому и получили отчество «Фёдоровна».

На восточном фасаде, обращённом к Петровским воротам, расположена икона Казанской Божьей Матери. Её считали защитницей Отечества. Когда-то, ещё юному Петру было предсказано, что он «…построит новый город на севере, и пока в том городе будет оставаться образ Казанской Божьей матери, в него не ступит нога врага». Список обретённой в Казани в 1579 году иконы, особо почитаемой на Руси, хранился в Москве у жены брата Петра 1 (Ивана 5), царицы Прасковьи Фёдоровны. Пётр повелел привезти икону в строящийся город. Специально для неё возводили в Петербурге храмы. Последним стал Казанский собор на Невском проспекте, где сегодня хранится икона. И, возможно, если верить пророчеству, уже три столетия защищает город от врагов.

Первый список Иверской иконы был привезён в Россию из Афонского Иверского монастыря в 1648 году в правление Алексея Михайловича, отца Петра1. Она помогла исцелению от болезни одной из его дочерей и принесла удачу в военном походе, после чего Романовы поверили в её чудодейственные силы. Икона хранилась в Москве. И все русские монархи, прибывая в древнюю столицу, спешили поклониться святыне.

А над центральным входом в усыпальницу размещён образ Спаса Нерукотворного. Его можно будет рассмотреть позже, когда мы окажемся на Соборной площади.

Там, где хранили деньги и начиналась история сыска

Если продолжать двигаться в сторону Кронверкской куртины, протянувшейся вдоль одноимённого пролива, справа по ходу движения стоит обратить внимание на добротное трёхэтажное здание. Это – бывшее Главное государственное казначейство (1838, арх. И. И. Гальберг), принадлежавшее Монетному двору. Это предприятие Пётр 1основал в Санкт-Петербурге в 1724 году. Заложенный в стенах Петропавловской крепости Монетный двор всё время оставался под её защитой (в отличие от других государственных учреждений, в разное время располагавшихся здесь и переведённых за пределы крепостных стен). Для нужд постоянно расширяющегося производства создавались разные постройки.

Казначейство, спрятанное от посторонних глаз за зданием Цейхгауза, солидно выглядит, звучит внушительно, предназначалось для размещения продукции Монетного двора, а попросту служило складом для денег. Однако во второй половине 19 века активно начинают использоваться бумажные денежные знаки. Здание столь внушительных размеров уже не требовалось, и его приспособили под административные и жилые помещения, надстроив третьим этажом и пристроив хозяйственный флигель.

Здание Главного казначейства, южный фасад /фото с сайта Ситиволс  https://www.citywalls.ru/
Здание Главного казначейства, южный фасад /фото с сайта Ситиволс https://www.citywalls.ru/

Казначейство скрывает более раннюю историю места. Здесь в 18 веке находились постройки для «розыскных дел Тайной канцелярии». Именно отсюда начиналась история политического сыска и расследования государственных преступлений. Но в Петропавловской крепости о политических преступниках мы обычно говорим в другом месте, лишь упоминая о создании этой государственной службы Петром 1. И у посетителей нет возможности составить представление о том, где же вершились судьбы изменников, предателей и заговорщиков с начала 18 века и на протяжении более полутора столетий. Да и проходя мимо Казначейства, не заглянув в историю, об этом трудно догадаться.

В этих постройках у Кронверкской куртины размещаются служебные помещения Музея истории Петербурга, и посетители сюда обычно не ходят. Ну разве что любопытные и праздно гуляющие, пройдут мимо.

Снова про деньги и немного про оборону

Переулок, в который мы свернули у цейхгауза, вывел к Кронверкской куртине. К ней главным фасадом обращён Штаб-офицерский флигель, построенный сразу за Великокняжеской усыпальницей в то же время. Этот красивый трёхэтажный дом называют Штаб-офицерский флигель (1908, Л.Н. Бенуа). В нём размещались квартиры для офицеров гарнизона крепости. Видимо, пришло время и появилась возможность улучшить военным жилищные условия.

А за этим домом стоит Дом фондовых капиталов (1844, арх. Куци). Он вполне логично соседствовал с Казначейством, пока между ними не появился жилой дом для гарнизонных начальников. В Доме фондовых капиталов хранили слитки драгоценных металлов, а также денежный фонд монет, обеспечивающий государственные кредитные билеты. До 21 века здание продолжало использоваться Монетным двором, но в 2007 было передано музею Санкт-Петербурга. После реставрации здесь устраиваются временные выставки.

Казённые утилитарные постройки не успевают наскучить, как прямо напротив появляется интересное здание. На территории Головкина бастиона стоит кавальер Анны Иоанновны – ещё одно фортификационное сооружение. Кронверк и равелин предназначались для наружной обороны, защищали крепостные стены. Кавальер – внутренняя оборонительная постройка, которая находилась под прикрытием стен. Она возвышалась над ними, что давало хороший обзор местности и позволяло вести ярусный её обстрел. Первый земляной кавальер в этом месте начали сооружать в 1705 году, одновременно с кронверком, чтобы обеспечить дополнительную защиту крепости с севера.

Назначенный руководить работами в крепости Бурхард Миних затеял в 1730 году перестройку кавальера в камне. Новое сооружение, в отличие от земляного пятиугольного, возводилось в форме подковы, направленной в сторону крепостной стены и было отделено от неё рвом с водой. Работы завершились в 1733 году, когда вернувшая двор в Петербург Анна Иоанновна активно взялась продолжать в столице дела дядюшки Петра. Она проявляла не женский интерес к крепости, и кавальер был назван в честь императрицы Аннинским.

В 19 веке пришло постепенно осознание, что крепость утратила свою актуальность как оборонительное сооружение. Ров с водой вокруг кавальера засыпали ещё в 1812, а в 1830-х годах кавальер перестроили под новый цейхгауз, эффектно оформив здание в классическом стиле. Когда сюда переместили оружие, старый цейхгауз у Петровских ворот стали использовать для других целей. В советское время и бывшему кавальеру пришлось искать новое применение.

Артиллерийский цейхгауз Анны Иоанновны /фото из личного архива, 2018/
Артиллерийский цейхгауз Анны Иоанновны /фото из личного архива, 2018/

После революционных событий в 1924 году новое городское правительство вывело гарнизон из стен крепости, решив превратить её в музей. А Монетный двор оставили под их защитой. Новый сосед старого Монетного двора, музей истории города, поделился с предприятием крепостными сооружениями. Анненский кавальер добавился к производственным постройкам и также, как расположенные напротив дома, использовался под склад до 21 века. А после реставрационных работ в 2016 году в нём открыли уникальный Музей истории денег, созданный по инициативе и на средства АО Гознак. Место настолько интересное, что не стоит сюда заглядывать мимоходом. Здесь легко можно провести целый день. Если история самого востребованного товара всех времён и народов не изучена заранее , лучше постараться попасть в этот музей с экскурсией. Лично я буквально потерялась в музее без «проводника» в царстве денег!

Там, где делали деньги

Пройдя мимо Аннинского кавальера, мы вышли на «главную городскую площадь». И здесь, в продолжение денежной темы, «лицом к лицу» оказались перед зданием Монетного двора, где с момента основания предприятия в 1724 году всегда «делали деньги».

Монетный двор /фото из личного архива, 2018/
Монетный двор /фото из личного архива, 2018/

До Петра 1 русская денежная система была несовершенна. В Древней Руси в княжествах чеканили собственные монеты или пользовались иноземными. На пути создания Московского государства это стало проблемой, от «разных» денег отказались, заменив единой монетой – копейкой. Денежное производство попытались централизовать, передав в ведение Приказа Большой казны. Денежная реформа, проведённая отцом Петра 1, Алексеем Михайловичем, ввела в оборот рубли и медные копейки, но допустила множество огрехов, которые даже привели к народным бунтам.

Начав в стране проведение реформ во всех сферах деятельности государства, Пётр 1 не обошёл стороной финансы. Совершенствования денежной системы требовали армия и флот, а также активно развивающаяся торговля с Европой. Русский царь начал решительный переход от ручной чеканки монет к машинному производству денег. Это позволило ввести в обращение новые номиналы монет, которые стали изготавливать из разных металлов: меди, серебра и золота.

Из меди выпускали копейки, денги, полушки, пятаки. Из серебра – рубли, полтины, гривны, десять денег (пять копеек), алтыны и копейки машинной чеканки. Из золота – червонцы и двойные червонцы. Справится с этими объёмами в масштабе страны и должен был Санкт-Петербургский Монетный двор. На него также возлагалась почётная функция – изготовление орденов и медалей.

Первоначально Монетный двор разместили в Екатерининской куртине, соединяющей Трубецкой и Нарышкин бастионы. Она обращена к зданию Зимнего дворца, так что деньги делались «под неусыпным государевым контролем»! Вспомним, что эта единственная куртина осталась без собственных ворот. Как оказалось, не случайно!

Производство денег стремительно разрасталось с ростом Петербурга и успехами Российской империи. К концу 18 века цеха Монетного двора занимали уже пятую часть территории крепости. Назрела необходимость строить персональное производственное здание. Оно появилось в начале 19 века (1805, арх. Антонио Порто) и протянулось главным фасадом практически от одной крепостной стены до другой. Этот превосходный образец промышленной архитектуры в стиле классицизма, на самом деле, больше напоминает дворец и украшает главную крепостную площадь.

До середины 20 века Петербургский Монетный Двор сохранял монополию на изготовление денег в России. Сегодня он остаётся действующим предприятием. Как и прежде, здесь создаются российские награды, а вот деньги делать почти перестали. Исключение – коллекционные и юбилейные монеты.

С сокращением производства высвобождаются производственные территории. В северной части крепости нам уже встретились обновлённые корпуса, ранее принадлежавшие Монетному двору, а теперь включившиеся в музейную деятельность. А с прошлого года (с июня 2024) появилась возможность попасть в действующий производственный цех, где посетителям демонстрируют основные этапы изготовления продукции. Однако надо понимать, что Музей истории Санкт-Петербурга и Монетный двор – разные юрлица. А значит единый билет на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости не даёт право познакомиться с экспозициями от Монетного двора.

Памятник «дедушке Российского Флота»

Пересекая площадь и рассматривая Монетный двор, маленький домик всё время отвлекал и старался «затмить» собой большой «Денежный дворец». И ведь неслучайно! Цену себе он знает! Небольшой изящный павильон стоит в самом центре площади. Это Ботный дом (1767, арх. А.Ф.Вист), сооружённый для хранения петровской реликвии – ботика Петра 1.

Ботный дом на Соборной площади //фото из личного архива, 2018/
Ботный дом на Соборной площади //фото из личного архива, 2018/

Это небольшое судёнышко с одним парусом английской работы было обнаружено юным царём Петром, когда он вместе с матушкой проживал в подмосковном селе Измайловском (во времена регентства его сестры Софьи). Бот приобрёл дальний родственник Петра по отцовской линии и использовал для речных прогулок с друзьями, а после смерти хозяина ботик долго лежал никому ненужным. Починка судна была поручена голландскому мастеру на русской службе, который начал давать подростку Петру первые уроки хождения под парусами на Яузе реке.

Свой первый парусник Пётр не забыл. Благодаря ему он навсегда влюбился в водную стихию. Начав создавать боевые корабли, Пётр стал называть свой старенький ботик «Дедушкой русского флота». А в 1723 году император пожелал видеть старый ботик на параде Балтийского флота, устроенном в ознаменование второй годовщины победы над шведами в Северной войне. Парусник с великими почестями доставили из Москвы на берега Невы. С тех пор при Петре 1 ботик открывал все морские парады на Неве как отставной генерал. Матросы-ветераны на руках, выносили его на Комендантскую пристань у стен крепости и спускали на воду. Пётр умилялся этому зрелищу, восклицая: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!». Затем Пётр повелел соорудить над ботиком навес-укрытие, и в назидание потомкам приказал хранить его вечно.

Ботик Петра 1 в Военно-морском музее. Фото с сайта Википедия. Авторство: Sergey Nemanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1725804/
Ботик Петра 1 в Военно-морском музее. Фото с сайта Википедия. Авторство: Sergey Nemanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1725804/

Потомки наказ выполнили. После смерти Петра 1 они решили, что «Флотскому деду» некомфортно под навесом, и в 1728 году разместили его в одном из казематов. А в середине 18 века решили построить для ботика собственный дом. В годы советской власти ботик вывезли из крепости в Петергоф (пусть там гостей развлекает!), а в 1940 году передали на хранение в Военно-морской музей. К трёхсотлетию русского флота в Ботном доме поставили копию ботика Петра, созданную по чертежам 18 века. Сегодня в этом павильоне расположены кассы музея истории Санкт-Петербурга, а потому у каждого, кто решил познакомиться с экспозициями, представленными в стенах крепости, есть возможность увидеть корабль, ставший прародителем Военно-морского флота России.

Копия ботика Петра 1 в Ботном доме /фото с сайта Википедия https://ru.wikipedia.org. Автор Андрей Викторович Бутко /
Копия ботика Петра 1 в Ботном доме /фото с сайта Википедия https://ru.wikipedia.org. Автор Андрей Викторович Бутко /

Но не только воссозданный ботик заслуживает внимания. Ботный дом следует внимательно рассмотреть. На его крыше статуя, прославляющая Российский флот. Эту «Девушку с веслом», героиняю парков отдыха трудящихся в советскую эпоху, с восторженными возгласами приветствуют все, кто когда-нибудь встречался с подобной барышней. Но эта девушка из века 18 – аллегория богини Навигации, способствующей мореплаванию.

Статуя "Девушка с веслом", аллегория Навигации /фото с сайта http://shturman-tof.ru/Morskay/morskie_musei /
Статуя "Девушка с веслом", аллегория Навигации /фото с сайта http://shturman-tof.ru/Morskay/morskie_musei /

Ботный дом, удачно сочетая классический стиль с барочным декором, соединяет две эпохи, встретившиеся на Соборной площади. Он гармонично объединяет в единый ансамбль два главных здания – промышленное предприятие и православный собор.

Продолжение читайте по ссылке:

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!