Предыдущая часть:
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ
Петропавловский собор – прорыв в будущее
В крепостном городе есть улицы, переулки и, конечно, главная площадь – Соборная. На ней царствует Петропавловский собор (1712-1733, арх. Д. Трезини). Он стоит в самом центре Заячьего острова. Если двигаться к нему от Петровских ворот по центральной аллее, мне кажется, он не отпускает! Посетители будто даже ускоряют шаг, проходя вдоль бокового фасада, а выйдя на площадь, все разом разворачиваются к нему и вскидывают голову! Вот это мощь, вот это высота, вот это величие! И тогда Монетному двору, который вроде был всё время перед глазами, совсем не достаётся внимания!
Подойдя к Соборной площади с другой стороны, мы по достоинству оценили построенное для производства денег здание, похожее на настоящий дворец. Двигаясь по «городским переулкам», мы на некоторое время отвлеклись от собора, и даже увлеклись историей Монетного двора. И вот теперь, стоя у его фасада, самое время развернуться на 180 градусов, чтобы Петропавловский собор появился перед нами во всём своём великолепии. И чем ближе мы стоим к Монетному двору, тем легче любоваться этим грандиозным и великолепным сооружением.
Прямо перед нами самая выразительная и самая высокая часть собора – Колокольня, увенчанная золоченым шпилем с фигурой ангела. На протяжении почти трёх веков она оставалась самым высоким архитектурным сооружением Санкт-Петербурга. Работы по возведению Колокольни высотой 122,5 метра были завершены к 1724 году. Это единственная часть собора, законченная при жизни Петра 1. Затеяв перестройку первой деревянной церкви, он спешил, словно торопился увидеть воплощённую в жизнь мечту! Новая церковь должна была ознаменовать начало новой жизни, поражать размахом и величием, «взорвать» рутину старого мира.
Колокольный звон – ярус за ярусом
Ярус за ярусом Колокольня поднималась вверх, а завитки-волюты плавно совершали этот переход. Строительство её ещё не было завершено, а Пётр уже задумался о её содержании.
Назначение Колокольни очевидно. Без колоколов православные церкви на Руси не обходились. Колокольный звон сопровождал человека по жизни. Его считали голосом небес. В колокола звонили, созывая прихожан на службу, благословляя молодых, прощаясь с усопшими, оповещая о надвигающейся беде. Колокола разговаривали с прихожанами на разные голоса. Благовест созывал на службу монотонными ударами в большой колокол; трезвон во все колокола оповещал о великих церковных праздниках; поочередный перезвон колоколов от самого большого к самому маленькому сообщал о траурной процессии. Православный человек, слушая голос колокола, радовался или грустил, спешил в церковь или погружался в таинства священнодействия во время литургии. Звук колокола зависел от его размера и металла, из которого был изготовлен.
Задумывая Петропавловский собор главным храмом Петербурга, Пётр мечтал об особенном звучании колоколов. Как обычно, использовал европейский опыт. В Бельгии ещё с конца 15 века в католических храмах стали устанавливать карильоны – колокольные музыкальные инструменты. Работают они на закреплённых неподвижно колоколах, языки которых связаны с клавиатурой. Каждый колокол настраивается на определённую ноту, а потому на карильоне музыкант может исполнять любую мелодию. Управляется инструмент руками и ногами. Примерно такой же принцип используется в органе. Любитель всяких технических новинок, Пётр 1 был восхищён, и приобрёл в Голландии карильон для строящейся Колокольни за огромные деньги. Его установили на первом ярусе. Уж очень хотел Пётр всех удивить! Радовался, как ребёнок новой игрушке!
Но отказываться от традиционных колоколов русской церкви Пётр не стал. На втором ярусе Колокольни, на высоте 42 метра, были размещены колокола русской звонницы. Сыграть на них ничего было нельзя, но услаждающий слух благовест, торжественный трезвон или раздирающий душу перезвон был так привычен русскому слуху, что никакие заморские новинки заменить его не могли. Благовест, раздававшийся с Колокольни Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. И город наполнялся мелодичным колокольным звоном.
Но самый удивительный раритет, часы куранты, был размещён на третьем ярусе Колокольни. Их часовой механизм был оснащён 35 колоколами, как в карильоне, только мелодию в определённое время выстукивали специальные молоточки. Специально для Колокольни Пётр заказал их в Голландии в 1720 году.
Ангел–хранитель Санкт-Петербурга
Но главным украшением нового русского храма стал высокий золочёный шпиль, тонкой стрелой пронзающий петербургское небо, такое непостоянное и капризное. Возвышающаяся над строящимся Санкт-Петербургом колокольня, устремлённая к новым горизонтам, стала прорывом в будущее. Это был путь в бесконечность. Не потому ли Пётр, начиная строить новый европейский город, от патриархальных церковных луковичных главок отказался, привнеся в Россию европейскую традицию храмового зодчества – церковные шпили?
Изящный золочёный шпиль, взметнувшийся на высоту 40 метров, стал самой выдающейся частью Колокольни и всего собора, в прямом и переносном смысле! «Смело, дерзновенно, словно брошен вверх, к бесстрастным небесам, изящный, тонкий, ярко блестящий шпиц Петропавловского собора – он весь порыв, сплошное стремленье…» (П.Н. Столпянский, из книги «Старый Петербург. Петропавловская крепость).
Крест должен был стать логичным завершением Колокольни православного собора. Однако Трезини, осознавая значение своего творения, решил добавить ещё одну деталь. В средние века в Европе для того, чтобы выделить постройку среди других домов, на крыше размещали флюгер. Он не только помогал следить за погодой. Флюгер считали оберегом, он был символом владельца дома. Трезини решил изготовить флюгер в виде Ангела.
Идея установить на шпиле колокольни Ангела с крестом родилась в 1722 году, через года после окончания Северной войны и на следующий год после создания императором Правительствующего Синода – высшего органа церковного управления. По замыслу Трезини Ангел должен был стать хранителем Санкт-Петербурга, аллегорией первого российского императора Петра 1 – основателя нового города, нового государства и покровителя церкви. На рисунке Трезини летящий почти горизонтально над городом Ангел-флюгер держал крест, укреплённый на шпиле Колокольни. За счёт поворотных механизмов в руках Ангела, под действием ветра флюгер поворачивался, словно, в самом деле, летел.
Сердце первого русского императора переполнялось гордостью и радостью, когда в 1724 году Колокольня вытянулась в полный рост и возвысилась над Петербургом. Колокольный звон трогал душу, Ангел вселял веру в светлое будущее. Только биться императорскому сердцу оставалось недолго. В январе следующего года Пётр 1 умер. А Колокольня продолжила свой путь в историю Петербурга.
Страдания Ангела
Непростой оказалась судьба петербургского Ангела. Первоначально шпиль представлял собой сложную деревянную конструкцию. Он стал забавной «игрушкой» для петербургской погоды. Солнце ласкало лучами его золочёную поверхность, отражаясь сиянием на синем небе. Ветерок, резвясь, раскручивал Ангела, меняя направление его «полёта». Когда набегали тучи, шпиль гордо и с достоинством держал Ангела, но всё же нередко сдавал позиции, когда погода начинала буянить. В Петербурге это случалось нередко. К тому же, громоотводов в начале 18 века ещё не было, и от ударов молнии шпиль неоднократно загорался. Три десятилетия удавалось вовремя справиться с огнём, но пожар, случившийся в 1756 году от удара молнии, уничтожил наружные деревянные конструкции храма.
Тогда же пострадал и изготовленный из меди Ангел, который восстановлению не подлежал. Его воссоздали по сохранившейся деревянной модели, так как чертежи Трезини были утрачены. Восстановление собора растянулось на 20 лет. В 1773 году, спустя почти полвека после возведения Колокольни, она вновь пронзила небо золочёным шпилем, облицованным медными золочёными листами. Над ней вновь парил Ангел. На этот раз совсем недолго.
Осенью 1777 года на город обрушился страшный ураган, устроивший сильнейшее наводнение и наделавший немало бед. Погибли фонтаны Летнего сада, была размыта Петергофская дорога. Досталось и Ангелу над городом. Он был сломлен. Ветер погнул фигуру и обломал крылья. На этот раз работать над его воссозданием Екатерина 2 поручила архитектору, которому доверяла больше всех. Антонио Ринальди (1709-1794) решил, что Ангел Трезини был очень громоздким и тяжеловесным. Его нужно было уменьшить, облегчить и сделать более устойчивым. Ангел Ринальди (1778) выпрямился почти вертикально. Теперь он «не держался за крест» как прежде, а сам надёжно его удерживал, а заодно был оснащён громоотводом. На этот раз продержался Ангел лет 40.
История кровельщика, спасшего Ангела
Очередная буря разыгралась в 1829 году. Она повредила шпиль, накренила крест и почти сорвала с него Ангела. Возводить леса не пришлось. Отремонтировать пострадавший шпиль, вызвался простой деревенский кровельщик Пётр Телушкин. Не имея специального оборудования, он при помощи только верёвки, силы рук и ног сумел взобраться по шпилю и произвёл необходимый ремонт. Награды за свой труд он не просил, а с достоинством сообщил, что лишь хотел послужить отечеству и государю.
Однако этот благородный жест крестьянина его же достоинство со временем погубил. Очень популярна в Петропавловской крепости легенда, дошедшая до наших дней. Городские чиновники всё же решили отблагодарить бескорыстного мужика. А чем русского мужика можно порадовать? Конечно, рюмкой водки. Вот и выдали Телушкину бумагу с печатью, предъявителю которой обязаны были преподнести чарочку в любом питейном заведении Петербурга бесплатно. И стал Телушкин ходить из кабака в кабак до тех пор, пока не впадал в беспамятство, а потому бумагу государственную терял постоянно, и придя в себя, шёл к чиновникам новую просить. Надоело в конце концов им возиться с этим «бескорыстным» работягой. Они ему взяли, и штамп под подбородком слева поставили. С тех пор Телушкину достаточно было постучать двумя пальцами по штампику, предлагая трактирщику почитать его текст, и он получал свою рюмочку. Так что традиционный жест алкоголиков всех времён имеет историческое начало!
Новый шпиль, новый Ангел
Во второй половине 19 века (1856-1858) другой русский умелец помог петропавловскому шпилю справляться с непогодой. Деревянные конструкции были заменены на металлические по проекту, разработанному русским инженером-мостостроителем Дмитрием Ивановичем Журавским (1821-1891). Он собрал шпиль в виде восьмигранной усечённой пирамиды по принципу мостовых ферм. Стальные конструкции были облицованы позолоченными листами. Демонтированный Ангел, прослуживший полвека тоже нуждался в реконструкции. После обследования его состояния было принято решение о его замене.
Вот тогда и появился четвёртый Ангел, который до сих пор парит над городом. Он весит 750 кг! Фигура укреплена на золочёном шаре диаметром 3 метра. Высота креста – 6 метров, а размах крыльев Ангела – около 4-х (3, 8 метра). При создании нового Ангела были применены современные технологии: объёмные части фигуры были изготовлены методом гальванопластики, остальные детали – методом штамповки из кованой меди. Поворотный механизм Журавский тоже усовершенствовал. Ангел-флюгер стал вращаться вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры.
Ангел хранитель, сохранённый потомками
Эффектно выглядел тонкий силуэт обновлённого шпиля на фоне петербургского неба. Конструкция оказалась не только изящной, но и прочной. Такому шпилю непогода была не страшна. Под напором ветра амплитуда его колебаний может достигать полутора метров. И вот уже почти 170 лет этот Ангел парит над Петербургом. Венчающая шпиль фигура Ангела с крестом, как и задумывал Трезини, стала символ Санкт-Петербурга. Петербуржцы всегда считали Ангела хранителем своего города, а потому и сами берегли его.
После революции службы в Петропавловском соборе в 1919 году были прекращены, а в 1920-х из храма исчезла церковная утварь и были «оголены» захоронения, прежде украшенные венками из драгоценных металлов и другими дарами. А Ангел оставался на шпиле даже тогда, когда в соборе был филиал музея Революции (1927-1954), а город носил имя её вождя. В годы Великой Отечественной войны для маскировки золочёный шпиль был закрашен защитной краской, а фигура Ангела накрыта мешковиной. Крепость подвергалась сильным бомбардировкам, но собор, к счастью, не был разрушен. И после войны очищенный от краски Ангел на золочёном шпиле вновь засиял над городом Ленина, которому в 1991 году вернули имя Санкт-Петербург, данное его основателем Петром 1.
Тогда Ангела впервые в 20 столетии сняли со шпиля, полностью разобрали и отреставрировали. Работы длились 4 года. Но не прошло и десяти лет, как Ангела вновь потревожили. Город готовился к 300-летнему юбилею. В Петропавловской крепости в 2000-2002 году были проведены масштабные реставрационные работы. Каждую постройку словно переодели в нарядное платье. Шпиль и Ангела, предварительно почистив, заново позолотили и покрыли защитным составом. С тех пор за состоянием нашего Ангела-хранителя неустанно следят специалисты. И Санкт-Петербург остаётся под его надёжной защитой.
Голоса курантов и музыка колоколов через века
Колокольные забавы Петропавловского собора, задуманные Петром 1, тоже оказались не вечными. В их судьбу вмешивались не только стихийные бедствия, но и социальные потрясения.
Куранты продолжили отсчитывать петербургское время, пока не случился пожар 1756 года. Пострадал не только Ангел. Сгорел карильон первого яруса, часовой механизм курантов был полностью уничтожен. Но к этому времени в Петербурге уже так привыкли к городским часам, «объявляющим» время, что растерялись. К удобствам привыкаешь быстро! И Елизавета Петровна, ещё не начав работы по восстановлению Колокольни, заказала в Голландии в 1760 году новые куранты и новый карильон. Часовой мастер Баренд Оорт Красс в том же году привёз в Петербург созданные им часы в разобранном виде. Только в 1776 новые часы установили на восстановленную после пожара башню. От последовавшего урагана 1777 года куранты и часы не пострадали. Но со временем они просто состарились.
В 1840 году был разобран карильон, обветшавший и пришедший в негодность. Без него обошлись и восстанавливать не стали. Механизм курантов износился к 1853 году, часы замолчали и остановились. К этому времени в России уже появились свои мастера часовых дел. Братья Бутенопы только что закончили работы по восстановлению курантов на Спасской башне в Москве (1851). Отремонтировали они и Петропавловские куранты в Петербурге. На циферблатах к часовым стрелкам добавились минутные, и вновь зазвучали мелодии. С тех пор до самой революции 1917 года куранты исполняли два гимна: церковный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской империи «Боже, царя храни».
Но со сменой власти в России куранты надолго замолчали. Только отмечая 20-летие революции появилась идея «заставить» куранты звучать в духе времени. Однако настроить их на исполнение Интернационала не удалось. Прошло ещё полтора десятилетия, и в 1952 году куранты заиграли гимн СССР, но к концу 20 века он уже был не актуален. Готовясь к 300-летию Петербурга, опять началась работа над звучанием старых курантов. На этот раз было принято решение вернуть им старые мелодии, которые они исполняли в 19 веке.
К своему 300-летнему юбилею Санкт-Петербург получил ещё один поистине царский подарок. На колокольню вернулся карильон, третий по счёту. Это был подарок Санкт-Петербургу от европейцев. Создавали инструмент в Бельгии, в исторической области Фландрия, а в финансировании проекта принимали участие более 350 спонсоров из разных стран мира. Новый карильон из 51 колокола был установлен на Колокольне Петропавловского собора в 2001 году. На этом «колокольном органе» можно исполнять любые музыкальные произведения – от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки.
Если без карильона в 19 веке обошлись, то без русской звонницы было никак нельзя. Пожалуй, колокола второго яруса меньше всех страдали от непогоды. За их состоянием следили, а в начале 20 столетия обновили. В 1905 году русская звонница насчитывала 27 колоколов, часть из них изготовили специально во время проведения работ. Тогда же был изготовлен главный колокол весом в пять тонн.
Но вскоре замолчала и русская звонница. Когда новое государство после революции отказалось от церквей, колокола Петропавловского собора умолкли. Часть из них сняли и отправили на переплавку для нужд народного хозяйства. Но уже в конце 20 века (в 1988 году), как говорится, опомнились, и утраченные в советское время колокола звонницы восстановили. Сегодня, купив билет, можно подняться на Колокольню до второго яруса, увидеть колокола и полюбоваться панорамой Петербурга.
Слушая колокола
Во время прогулки по крепости, которая при нашем темпе точно продлится не меньше часа, непременно нужно послушать колокола.
Каждую четверть часа на колокольне раздаётся бой часов, а затем куранты исполняют мелодии. Мелодии звучат каждые 15 минут. В четверть часа – 1 короткая мелодия, в половину – 2 короткие мелодии, в 45 минут – 3 короткие мелодии. Каждый час куранты исполняю «Коль славен наш Господь в Сионе», а 4 раза в сутки – «Боже, царя храни».
Если оказаться в крепости во время церковных праздников, можно услышать голоса колоколов русской звонницы. А летом можно случайно попасть на концерты карильонной музыки. И хотя они проходят по расписанию, для многих гостей крепости они могут стать неожиданностью. Но иногда карильонная музыка вдруг незаметно вкрадывается в вашу прогулку, тихо разливаясь вокруг.
Так что, возвращайтесь в крепость снова и снова и слушайте колокола. Научитесь различать их голоса, определять время, узнавать мелодии. Это делает прогулку необыкновенной, раздвигает пространство и время.
Виртуальный «пробег» по собору
Вот и я, стоя у Колокольни Петропавловского собора, глядя на парящего в небе Ангела, слушая голоса колоколов, совсем потерялась во времени. А ведь перед нами – не просто Колокольня. Через неё мы попадаем в собор. Это – портал в иной мир. На Руси храм – духовная потребность, неотъемлемая часть человеческого бытия, преддверие вечной жизни. В любой церкви человек утверждался в своей вере и надежде на будущую загробную жизнь. Как бы тяжело ему ни жилось, войдя в церковь он мог представить жизнь в раю. Оттого храмы поражали своей безудержной роскошью.
Петропавловский собор – храм особенный. Это место покаяния и поклонения Господу, но это ещё и место захоронения российских императоров. И это храм, который задумывался как главный храм нового государства – Российской империи. А потому Петропавловский собор непремнно должен посетить каждый человек, кто знакомится с Петропавловской крепостью.
Первое, что поражает в храме – огромное пространство, напоминающее зал во дворце, залитое светом из высоких окон и от нарядных люстр. А впереди – уникальный иконостас 18 века, от барочной роскоши и позолоты которого захватывает дух. Иконостас – таинственная, мистическая граница между миром видимым и невидимым, земным и небесным. За ним в алтаре незримо присутствует сам Господь. Иконостас притягивает к себе сразу всех входящих, его хочется рассматривать в деталях и постичь его сущность.
Обращают на себя внимание два необычных места. Это – кафедра проповедника и Царское место. В Петропавловском соборе впервые в истории православной церкви появилась кафедра для чтения проповедей. Апостолы Пётр и Павел, покровители собора, поддерживают её резную сень. А для представителей небесной власти на земле, для императоров, перед иконостасом было устроено почётное Царское место под балдахином из пурпурного бархата. Кажется, здесь не хватает трона. Но его не было и быть не могло! Императоры и императрицы, как и положено православным, молились стоя, либо преклонив колени. Погребальные вазы, установленные над балдахином, напоминают о предназначении собора, в котором никогда не венчали, не крестили, а только хоронили. Всё огромное пространство собора занято надгробиями.
Для каждого посетителя огромный интерес представляют захоронения Петропавловского собора. Переходя от надгробия к надгробию, мы знакомимся с эпохами Российской империи, с императорами и членами их семьи. В Екатерининском пределе (появился в царствование Екатерины 2, когда собор восстанавливали после пожара) захоронения были сделаны уже в 20 веке. В 1998 году были преданы земле предполагаемые останки последнего российского императора и членов его семьи. Надгробие из белого мрамора поставлено над общим погребальным склепом.
Иной раз двигаться в храме очень сложно от огромного количества посетителей. Чтобы подойти к иконостасу, или к захоронениям семьи императора Петра 1, или к необычным надгробиям родителей императора Александра 3, экскурсоводы выражают иной раз нетерпение, ожидая, когда закончит рассказ коллега. С экскурсией гулять по собору, конечно, интересней. Вы узнаете, что картины русских мастеров, расположенные над окнами сделали храм первой российской художественной галереей, познакомитесь с тематикой росписи плафонов, удивитесь, что собирали деревянный иконостас, изготовленный в Москве, прямо на месте, причём дважды (второй раз – после пожара, в ходе которого иконостас почти не пострадал). Экскурсовод обязательно расскажет, как совершались захоронения, когда появились одинаковые надгробия, как отличить монаршее надгробие и кому принадлежат два уникальных надгробия из уральских самоцветов. Возможно, вы даже успеете «забежать» в Великокняжескую усыпальницу. Но вот времени у экскурсовода, с которым вы отправились на прогулку по крепости, очень мало. Ведь впереди ещё так много нужно успеть увидеть и услышать.
А потому, после первого короткого экскурса в Петропавловский собор, хорошо бы туда вернуться. Рассмотреть декор интерьеров, детали иконостаса, фигуры апостолов и евангелистов у кафедры и символы государственности в отделке Царского места. А потом внимательно познакомиться с захоронениями, вспоминая, кто за кем правил, кто когда покинул этот мир, и кто когда был погребён в соборе. А потом, выйдя из церковного зала, неспеша пройти в Великокняжескую усыпальницу, а по пути познакомиться с историей захоронений, представленных в витринах экспозиции. Всё это требует времени. Я же сознательно совершила лишь «виртуальный» пробег по собору. «Виртуальная прогулка» – это отдельная история. Может быть, в другой раз! А сейчас пора заканчивать знакомство с Соборной площадью. Я и так задержалась.
Царский дворик
Купив билет в Петропавловский собор, вы попадаете в него через Колокольню, а покидаете, выходя из здания усыпальницы, появившейся только в начале 20 века. Перед ней был устроен маленький дворик. Это – Царский подъезд. Именно сюда подъезжал императорский экипаж перед службой в соборе. Последняя чета Романовых уделяла немало внимания облику Великокняжеской усыпальницы. Крест, венчающий купол, был выполнен по рисунку императрицы Александры Фёдоровны, а решётка ограды дворика по инициативе Николая 2 повторяла знаменитую решетку Летнего сада.
У выхода можно снова заметить воссозданный фрагмент крепостного канала, протянувшийся, как и раньше вдоль фасада собора. Однако к тому времени, когда появилась усыпальница, канал уже был засыпан.
Одновременно с созданием Великокняжеской усыпальницы рядом был построен Церковный дом (1905, Л. Бенуа) для хранения церковной утвари и для других служебных целей. Там же находились квартиры для проживания притча и покои для приезжих священнослужителей. Дом сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны от попавшего в него фугаса. Потому, наверное, именно этот восстановленный дом был выбран для установки в 2015 году мемориальной доски, посвящённой подвигу альпинистов, спасших Петропавловский собор в годы блокады Ленинграда. Церковный дом сегодня занимают специалисты музея истории Санкт-Петербурга. Для посетителей он закрыт.
На экскурсии в реальном времени, заканчивая знакомство с Соборной площадью, к следующей остановке я повела бы вас по самой короткой дороге. Но виртуально, пожалуй, пойду в обход, чтобы очутиться там, куда туристов обычно не водят. Может, и там найдётся что-то интересное?
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начало здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!