В «Росизо» в Москве стартовала выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек». Она будет работать до 25 января 2026 года
Адрес: г. Москва, Петроверигский переулок, д. 4, стр. 1 (м. «Китай-город»)
«Симфония туманов» – так критики окрестили пейзажи утра в Одессе, снятые режиссёром Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссе в фильме «Броненосец „Потёмкин“». Это название связано с тем, что во время съёмок в Ленинграде и Одессе было пасмурно и туманно, и Эйзенштейн и Тиссе решили снимать порт, не дожидаясь хорошей погоды. Предутренняя Одесса передана графикой рей, мачт, парусов и солнечных бликов. Возникает ощущение тишины и покоя, но какого-то звенящего. Горит свеча в руках убитого матроса, и её огонь в лучах утреннего солнца создаёт тревожное настроение. Образы, которые называют «симфонией туманов», не придуманы, а рождались из контакта кинокамеры с внешним миром. Эйзенштейн определил, что эти пейзажи «эмоционально досказывают то, что иными средствами невыразимо».
«Я не помню себя без карандаша и бумаги»
Выставка построена на рассказе о жизни и работе Сергея Эйзенштейна. Можно увидеть его личные документы и фотоархив, плакаты кинофильмов и фотографии со съёмок, представлены егозамечательные шаржи и рисунки к спектаклям, наброски кадров будущих фильмов. Да, рисунки самого Эйзенштейна очень профессиональные и ясно показывают, что хотел видеть режиссёр на площадке во время съёмок.
«Дом, где разбиваются сердца» – это неосуществленная постановка пьесы Бернарда Шоу 1922 года, для которой Эйзенштейн придумал костюмы и декорации. «Машина для игры», сконструированная Эйзенштейном, включала в себя цирковые трапеции и канаты, движущиеся лифты, тротуары и другие механизмы. Костюмы служили виртуальным ответом модным тогда кубистическим костюмам. Важно напомнить, что Эйзенштейн был учеником Мейерхольда, дружил с ОПОЯЗовцами, поэтому был на гребне авангардного искусства.
Феномен творчества Эйзенштейна подчеркивает и тот факт, что его методы и открытия в кинематографе до сих пор служат теоретической базой для кинематографистов многих стран мира. Посетители увидят авангардные инсталляции, отражающие внутренний мир художника и воссоздающие тот самый «монтаж аттракционов» – художественный метод воздействия на зрителя, разработанный Сергеем Эйзенштейном. Отдельного внимания заслуживает документальный фильм, демонстрируемый в рамках выставки о роли Сергея Эйзенштейна в мировом кино, снятый в формате интервью с известными киноведами.
Перед посещением выставки стоит прочитать книгу Наума Клеймана «Эйзенштейн на бумаге».
Графические работы русского кинорежиссерасобраны в огромный альбом, предисловие к которому написал Мартин Скорсезе:
Во времена моей юности Сергей Эйзенштейн принадлежал к числу великих классиков кинематографа. Он был одним из очень немногих кинематографистов (наравне с Чаплином), которых почитали серьезные интеллектуалы, определявшие, что являлось большим искусством, а что — нет. Имя Эйзенштейна можно было увидеть рядом с именами Джойса и Пикассо, О ‘Нила и Стравинского. Его «Броненосец „Потемкин“» считался одной из величайших картин в истории мирового кино.
Работы Эйзенштейна исключительно художественны и могут быть рассматриваемы не только как кинопроизведения, но и покадрово, где каждый кадр – отдельное произведение. Эту возможность выставка предоставила – демонстрируется фильм, привлекающий внимание.
Раскрывая себя как художник, Эйзенштейн до конца своих дней открывал возможности киноискусства: и как мастер его, и как теоретик, педагог, историк. На этом он сосредоточил свою универсальную культуру и энциклопедическую ученость, свои таланты графика и театрального постановщика, профессионализм инженера, внимательность лингвиста, искушенность психолога, и, наконец, глубоко таившуюся в нем тонкую музыкальность.
Студентам рекомендую познакомиться с работами:
«За кадром. Ключевые работы по теории кино».В издание включены ключевые работы Эйзенштейна по теории кино, отражающие его поиски в сфере режиссёрского искусства.
Статьи
«Монтаж аттракционов» (1923) – статья, написанная как комментарий к театральной постановке «На всякого мудреца довольно простоты» Островского. Эйзенштейн сформулировал основной метод монтажа –«монтаж аттракционов».
«О строении вещей» (1939) – работа зрелого периода творчества Эйзенштейна, где он стремится выявить объективный и диалектический характер закономерностей искусства, применить творческийанализ для создания целостной эстетической концепции.
«Неравнодушная природа» (1945–1947) –исследование, посвящённое проблемам метода искусства, природы патетического и комического, психологии художественного воздействия и восприятия.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед, доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ