Найти в Дзене
Школьный мир.

Интересная и подробная история возникновения казахских школ.

История казахских школ — это путь длиной в несколько столетий, путь от устных традиций к письменным школам, от кочевой культуры к современной государственно организованной системе образования. Этот путь отражает развитие всего казахстанского общества: изменения в образе жизни, религиозные влияния, политические реформы, появление новых профессий и технологий. В нём переплетаются древнейшие педагогические традиции тюркских народов, влияние исламской цивилизации и реформы новейшего времени. Образование у древних тюрков, в том числе у предков казахов, существовало задолго до появления организованных школ. Оно было естественным, бытовым и связано с образом жизни. Основным источником знаний была семья и родовая община. Мальчики с ранних лет учились: Девочек обучали: Эти знания передавались устно — через рассказы старейшин, пословицы, эпосы, песни и легенды. Существовали специальные хранители памяти — жырау, которые передавали молодому поколению историю рода, законы и моральные нормы. Кочевой
Оглавление

История казахских школ — это путь длиной в несколько столетий, путь от устных традиций к письменным школам, от кочевой культуры к современной государственно организованной системе образования. Этот путь отражает развитие всего казахстанского общества: изменения в образе жизни, религиозные влияния, политические реформы, появление новых профессий и технологий. В нём переплетаются древнейшие педагогические традиции тюркских народов, влияние исламской цивилизации и реформы новейшего времени.

1. Древнейшие формы обучения: когда школ ещё не было

Образование у древних тюрков, в том числе у предков казахов, существовало задолго до появления организованных школ. Оно было естественным, бытовым и связано с образом жизни.

📌 Домашние наставники и воспитание в ауле

Основным источником знаний была семья и родовая община. Мальчики с ранних лет учились:

  • верховой езде,
  • владению луком и копьём,
  • стратегии охоты,
  • дипломатии, умению вести переговоры,
  • кочевому быту и уходу за скотом.

Девочек обучали:

  • ведению домашнего хозяйства,
  • рукоделию и ремёслам,
  • ведению хозяйственных расчётов в условиях кочевой экономики.

Эти знания передавались устно — через рассказы старейшин, пословицы, эпосы, песни и легенды. Существовали специальные хранители памяти — жырау, которые передавали молодому поколению историю рода, законы и моральные нормы.

📌 Зачем кочевникам была нужна именно устная школа?

Кочевой образ жизни не позволял носить с собой большие библиотеки или организовывать стационарные учебные здания. Важнее всего было быстрое и практическое обучение, которое помогало выживать в степи.

Однако это не означает, что среди древних тюрков не было письменности. Напротив — существовала орхоно-енисейская письменность, а затем рукописные книги на тюркском и арабском языке. Но массовым письменное обучение станет позже, с распространением ислама.

2. Период исламизации: появление первых письменных школ

Примерно с IX–X веков в регионах, населённых тюркскими племенами, начинает распространяться ислам. Он принёс с собой развитую систему образования, центрами которой стали мечети и медресе.

-2

📌 Мектеп — первые религиозные школы

«Мектеп» — это начальная религиозная школа. В них преподавали:

  • чтение и письмо на арабском языке,
  • основы Корана,
  • каллиграфию,
  • этику и нормы поведения,
  • простую арифметику.

Уроки проводились в самой мечети или при доме имама. Учитель назывался «молда».

📌 Кто учился в мектебах?

Обучение было доступно практически каждому ребёнку, чья семья жила рядом с мечетью. Мектепы играли роль первых «школ», где дети учились дисциплине, письму и чтению. Несмотря на религиозный уклон, они дали казахам базовую грамотность и помогли закрепить письменную культуру.

📌 Медресе — высший уровень обучения

Медресе — это уже серьёзные образовательные центры. Там изучали:

  • богословие,
  • арабский язык и литературу,
  • математику,
  • астрономию,
  • логику,
  • философию.

При медресе жили ученики со всей степи. Медресе стали местом, где формировалась казахская интеллигенция XVIII–XIX веков.

3. XVIII–XIX века: новые идеи и просвещение Абая, Шокана, Ыбрая

К концу XVIII века казахское общество переживало большие перемены: усиливался контакт с Россией, возникала потребность в переводчиках, администраторах, военных. Это привело к появлению светских школ.

🎓 Шоқан Уәлиханов

Учился в Сибирском кадетском корпусе и стал одним из первых казахов с европейским образованием. Он полагал, что народу нужно знание науки, истории и языков.

-3

🎓 Абай Кунанбаев

Абай прекрасно знал как мусульманскую традицию обучения, так и русскую литературу. Он активно выступал за развитие светского образования, понимал ценность наук, логики, письма, математики. Его идеи стали фундаментом просвещения.

-4

🎓 Ыбырай Алтынсарин — отец казахской светской школы

В 1864 году он открыл первую казахскую светскую школу.

Алтынсарин создал:

  • учебники на казахском языке,
  • хрестоматии,
  • новые методики преподавания.

Он обучал детей не только письму и религии, но и:

  • естественным наукам,
  • истории,
  • географии,
  • русскому языку,
  • ремёслам.

Именно Алтынсарин впервые ввёл школьные парты, расписание и дисциплину западного образца. Его школы были открыты и для девочек — что стало настоящей революцией для того времени.

-5

4. Начало XX века: движение «Джадид» и новые методы

В начале XX века казахское образование пережило модернизацию. Появилось движение джадидистов — реформаторов, которые стремились обновить традиционные мектебы.

📌 Что джадиды изменили?

  • Заменили старый метод заучивания Корана на более понятное обучение чтению.
  • Ввели новые предметы: географию, арифметику, историю, природоведение.
  • Начали использовать казахский язык как язык преподавания.
  • Создали первые печатные учебники.

Джадидские школы стали мостом между религиозным и современным образованием.

В конце XIX — начале XX веков в мусульманских обществах Центральной Азии особую роль сыграло джадидское движение. Оно стало не только культурно-просветительским, но и педагогическим явлением. 
Джадиды рассматривали образование как главный инструмент модернизации общества, выхода из колониальной и духовной зависимости, а также как основу формирования нового поколения, способного осознанно участвовать в общественной и политической жизни. 
Реформирование образования сопровождалось внедрением новых методов обучения — «усули джадид» (с арабского — новый метод). В дальнейшем содержание этого понятия расширилось: джадиды стремились преобразовать традиционную мусульманскую школу, где обучение сводилось преимущественно к заучиванию религиозных текстов, в образовательное учреждение, где наряду с религией преподавались родной и русский языки, математика, история, география и другие светские дисциплины. 
Важным элементом педагогической концепции джадидов стало предоставление части учащихся бесплатного образования. Как правило, это были дети малоимущих семей, которым предоставлялись не только бесплатные уроки, но и учебные принадлежности.
В конце XIX — начале XX веков в мусульманских обществах Центральной Азии особую роль сыграло джадидское движение. Оно стало не только культурно-просветительским, но и педагогическим явлением. Джадиды рассматривали образование как главный инструмент модернизации общества, выхода из колониальной и духовной зависимости, а также как основу формирования нового поколения, способного осознанно участвовать в общественной и политической жизни. Реформирование образования сопровождалось внедрением новых методов обучения — «усули джадид» (с арабского — новый метод). В дальнейшем содержание этого понятия расширилось: джадиды стремились преобразовать традиционную мусульманскую школу, где обучение сводилось преимущественно к заучиванию религиозных текстов, в образовательное учреждение, где наряду с религией преподавались родной и русский языки, математика, история, география и другие светские дисциплины. Важным элементом педагогической концепции джадидов стало предоставление части учащихся бесплатного образования. Как правило, это были дети малоимущих семей, которым предоставлялись не только бесплатные уроки, но и учебные принадлежности.

5. Советский период: массовое образование и переход на кириллицу

После включения Казахстана в состав СССР в 1920–1930-х годах образование стало бесплатным и обязательным. Это был период драматических, но стремительных перемен.

С 1917 года по начало 1930-х годов в рамках политики коренизации советская власть поддерживала расширение социальных функций коренных языков народов СССР. Для них создавались алфавиты на основе латиницы и литературные стандарты, государство развивало культуру и массовое образование на этих языках. 
С приходом к власти Иосифа Сталина языковая политика изменилась: коренизация была свёрнута, а вместо неё началась русификация. Преподавание на коренных языках в школах и вузах ограничивалось, сокращалось издание литературы, языки СССР переводились на кириллицу. 
С середины 1930-х годов советская власть постепенно начала вводить для народов СССР новые письменности на основе кириллицы взамен ещё недавно утверждённой латиницы. В период с 1936 по 1940 годы происходил массовый переход на кириллицу для всех новых письменностей. 
В 1950-е и 1960-е годы были разработаны стандартные учебные программы, учебники и литература на родных языках, использующие кириллицу. Этот процесс способствовал повышению грамотности среди народов Дальнего Востока и их интеграции в советскую образовательную систему.
С 1917 года по начало 1930-х годов в рамках политики коренизации советская власть поддерживала расширение социальных функций коренных языков народов СССР. Для них создавались алфавиты на основе латиницы и литературные стандарты, государство развивало культуру и массовое образование на этих языках. С приходом к власти Иосифа Сталина языковая политика изменилась: коренизация была свёрнута, а вместо неё началась русификация. Преподавание на коренных языках в школах и вузах ограничивалось, сокращалось издание литературы, языки СССР переводились на кириллицу. С середины 1930-х годов советская власть постепенно начала вводить для народов СССР новые письменности на основе кириллицы взамен ещё недавно утверждённой латиницы. В период с 1936 по 1940 годы происходил массовый переход на кириллицу для всех новых письменностей. В 1950-е и 1960-е годы были разработаны стандартные учебные программы, учебники и литература на родных языках, использующие кириллицу. Этот процесс способствовал повышению грамотности среди народов Дальнего Востока и их интеграции в советскую образовательную систему.

📌 Победа массовой грамотности

За несколько десятилетий уровень грамотности вырос почти до 100%.

Школы получили:

  • централизованные учебники,
  • программы,
  • новые предметы,
  • учителей, подготовленных в педагогических институтах.

📌 Переход алфавитов

За короткий период казахская письменность сменила:

  • арабскую графику,
  • затем латиницу,
  • и наконец перешла на кириллицу.

📌 Новые здания и формы обучения

Строились большие школы в городах, интернаты в сельской местности, лагеря отдыха и дома пионеров. Появились:

  • школьные лаборатории,
  • предметные кабинеты,
  • спортзалы.

Казахстан стал одним из регионов Средней Азии с наиболее развитой сетью школ.

6. Период независимости: национальная школа Казахстана

С 1991 года образование Казахстана начало развиваться уже на собственных принципах.

-8

📌 Важные изменения

  • Появились национальные программы и учебники.
  • Возродился интерес к истории казахского просвещения и наследию Абая и Алтынсарина.
  • Созданы специализированные школы и лицеи, такие как Назарбаев Интеллектуальные школы.
  • Введено обучение на трёх языках: казахском, русском и английском.
  • Стали появляться современные технологии: интерактивные доски, электронные дневники и онлайн-платформы.

Сегодня Казахстан входит в число стран, активно реформирующих систему образования.

7. Интересные факты о казахских школах

Вот несколько необычных и интересных фактов о казахских школах.

13 фактов о школьном образовании в Республике Казахстан.                                                              1. В Казахстане насчитывается 7307 дневных государственных общеобразовательных школ. Если каждый день посещать по одной школе, то потребуется 20 лет, чтобы побывать в каждой.

2. Более половины всех школ (52%) ведут обучение на казахском языке, 18% – на русском, 29% – в смешанном порядке, 1% – на других языках.

3. Из каждых 10 школ 8 приходится на сельскую местность и только 2 на городскую. Однако в городских школах обучается 56% всех учеников страны.

4. В Казахстане насчитывается 2,5 миллиона учеников, т.е. каждый 7-й житель страны – школьник. Это больше, чем все население Латвии и Исландии вместе взятых.

5. Больше всего учеников в ЮКО – более полумиллиона, меньше всего в СКО – около 70 тысяч.

6. В школах страны работают почти 300 тысяч учителей. Это больше, чем работников на всех горнодобывающих предприятиях Казахстана. Треть учителей имеет стаж работы более 20 лет.

7. Более 80% всех школьных учителей – женщины. Больше всего женщин среди школьных учителей в Атырауской области и городе Алматы (почти 90%).

8. Почти четверть всех учителей (23,9%) заняты преподаванием языков (казахский, русский, английский).

9. Около трети всех школ работают в одну смену, 68% – в две, и 1,5% – в три смены.

10. В аварийном состоянии находятся 177 школ (2,4%). Больше всего аварийных школ в Кызылординской области (8,6%).

11. Более половины всех школ в стране (51,3%) не имеют туалетов внутри помещения (только надворные), а каждая пятая школа в стране использует привозную воду.

12. Казахстан занимает 63 место в мире по доступности интернета в школах. В среднем 25% школ страны не подключены к широкополосному интернету. При этом в сельской местности не подключена почти половина школ (47,7%).

13. В среднем на 1 школьный компьютер приходится 13 учеников. При этом 48 тысяч школьных компьютеров (19,5%) на сегодняшний день требуют замены.
13 фактов о школьном образовании в Республике Казахстан. 1. В Казахстане насчитывается 7307 дневных государственных общеобразовательных школ. Если каждый день посещать по одной школе, то потребуется 20 лет, чтобы побывать в каждой. 2. Более половины всех школ (52%) ведут обучение на казахском языке, 18% – на русском, 29% – в смешанном порядке, 1% – на других языках. 3. Из каждых 10 школ 8 приходится на сельскую местность и только 2 на городскую. Однако в городских школах обучается 56% всех учеников страны. 4. В Казахстане насчитывается 2,5 миллиона учеников, т.е. каждый 7-й житель страны – школьник. Это больше, чем все население Латвии и Исландии вместе взятых. 5. Больше всего учеников в ЮКО – более полумиллиона, меньше всего в СКО – около 70 тысяч. 6. В школах страны работают почти 300 тысяч учителей. Это больше, чем работников на всех горнодобывающих предприятиях Казахстана. Треть учителей имеет стаж работы более 20 лет. 7. Более 80% всех школьных учителей – женщины. Больше всего женщин среди школьных учителей в Атырауской области и городе Алматы (почти 90%). 8. Почти четверть всех учителей (23,9%) заняты преподаванием языков (казахский, русский, английский). 9. Около трети всех школ работают в одну смену, 68% – в две, и 1,5% – в три смены. 10. В аварийном состоянии находятся 177 школ (2,4%). Больше всего аварийных школ в Кызылординской области (8,6%). 11. Более половины всех школ в стране (51,3%) не имеют туалетов внутри помещения (только надворные), а каждая пятая школа в стране использует привозную воду. 12. Казахстан занимает 63 место в мире по доступности интернета в школах. В среднем 25% школ страны не подключены к широкополосному интернету. При этом в сельской местности не подключена почти половина школ (47,7%). 13. В среднем на 1 школьный компьютер приходится 13 учеников. При этом 48 тысяч школьных компьютеров (19,5%) на сегодняшний день требуют замены.

📌 Алтынсарин учил детей на казахском — это было смело и ново

Большинство школ XIX века преподавали на татарском или арабском. Казахский язык впервые стал полноценным учебным языком благодаря его инициативам.

📌 Первые школьные книги казахов выглядели как маленькие брошюры

Они печатались в Казани и Оренбурге, были тонкими, без иллюстраций, но очень популярными.

📌 Во многих аулах уроки проводили в юртах

Учителя носили с собой тетради, доски и книги. Юрта на время становилась настоящей «классной комнатой».

📌 Девочки начали учиться одновременно с мальчиками гораздо раньше, чем во многих странах

Алтынсарин открыл женские школы уже в 1880-х годах. Европа в это время ещё только обсуждала женское образование.

📌 Советская школа в Казахстане строилась быстрее, чем в большинстве республик СССР

Это связано с огромными расстояниями и необходимостью обеспечить доступ к образованию всех детей — от городов до отдалённых степных районов.

8. Что казахские школы дали современному Казахстану

За последние сто лет казахстанская школа:

  • создала мощную систему подготовки научных кадров, учёных и инженеров;
  • обеспечила высокий уровень грамотности населения;
  • сформировала современные культурные и профессиональные стандарты;
  • дала стране множество выдающихся личностей — от космонавтов и политиков до писателей, музыкантов, математиков и спортсменов.

Образование стало основой национального развития Казахстана.

Заключение

История казахских школ — это история перехода от устных традиций к грамотности, от мечетей к современным лицейским комплексам, от обучения у старейшин до международных олимпиад и цифровых технологий.

Каждый этап — от древних жырау до Алтынсарина, от медресе до современных школ — внёс свой вклад в формирование уникальной образовательной системы Казахстана.