Здравствуйте, уважаемые читатели!
После того, как я перевела для себя Morgenblatt für gebildete leser (Вторник, 17 августа 1830 г.), взяла и прошла по отсылке в нём к другому тексту, оказавшемуся... основой для первого, опубликованной на английском и на два года раньше - в 1828 г., когда колонны ещё не устанавливали. Так что, решила оставить только базовое сообщение.
Вот так оно было представлено:
*) Из Dr. Granville's St. Petersburgh, a Journal of Travels to and from that capital etc. London 1828. Tom. II. S. 196. ff. 144 ff. приведено ниже.
Там же (в первой статье) была картинка:
и сообщалось, что
**) Этот набросок взят из работы: Plans, Profils, Vues perspectives ei détails de Pont de Bateaux de St. Isaac, exécuté sur la grande Neva a St. Petersbourg en 1820 d'après les projêts de S. Exc. le Lieut. Gen. Augustin de Betancourt, Dir. gen. des voies de communication, publiés par G. de Traitteur, Col. du Corps des Ingenieurs des voies de communication. St. Petersbourg. Fol. Представленный здесь вид кажется даже более точным, чем гравюра на дереве, содержащаяся в работе Гранвиля.
Я нашла и третью картинку в указанном альбоме Бетанкура:
Итак, по отсылке под звёздочками найдена книга "Санкт-Петербург, дневник путешествий в столицу и из неё" (начало на стр. 196):
Древняя церковь Святого Исаакия Далматинского была заложена в 1710 году Петром Великим в ознаменование его дня рождения. Екатерина, всегда стремившаяся увековечить имя своего великого предшественника, в 1768 году приказала перестроить церковь в мраморе в более обширном масштабе, достойном памяти ее основателя. Здание достигло своего антаблемента, когда смерть этой царицы положила конец всем дальнейшим работам. Эта церковь, как я уже отмечал ранее, стоит в одном конце Адмиралтейской площади и обращена к Неве; от которой, однако, она находится на значительном расстоянии. Во время правления Павла она претерпела различные изменения; и после многих лет, потраченных на её изменение и перестройку, а также на попытки исправить несколько важных недостатков первоначального плана императрицы Екатерины; из-за недостатков, которые немало усугублялись отсутствием гармонии между церковью в её нынешнем виде и окружающим зданием, покойный император Александр в 1818 году одобрил план её реставрации, представленный ему монсеньором Монферраном, французским архитектором, обладавшим признанными заслугами и большой предприимчивостью, и одним из самых искусных рисовальщиков, которых я знаю, проживающим в Санкт-Петербурге. Этот план уже несколько лет находится в процессе исполнения. Согласно ему, церковь имеет форму греческого креста длиной 334 фута (104.85 м) и шириной 288 ½ фут (87.9 м), включая боковые портики. В центре возвышается купол, внешний диаметр которого, окружённый открытым перистилем ионических колонн, составляет 105 футов (32 м). Общая высота здания от уровня площади, на которой оно стоит, до шара, на котором будет располагаться крест, равна 309 английским футам (94.2 м).
Интерьер храма будет украшен ста восемьюдесятью восемью колоннами и пилястрами коринфского ордера из мрамора, добытого в финских карьерах. Капители и основания будут из богато позолоченной бронзы. Сводчатый потолок, украшенный различными отделениями, украшенный всем, что только могут себе позволить живопись, скульптура и позолота, представит ансамбль, достойный лучших церквей Италии. Большая часть старой церкви, существующей сейчас, в которой находятся жертвенник и престолы, была сохранена не только потому, что эта часть представляет собой благородный стиль архитектуры и прекрасно отделана, но также из религиозных побуждений и почитания, которые покойный император питал к церкви своих предков.
Но самой удивительной и, безусловно, беспрецедентной особенностью этого великолепного здания будут четыре портика, которые будут должны украсить его внешний вид; Каждый из них будет состоять из восьми колонн спереди и трёх сбоку, с капителями и основаниями из позолоченной бронзы.
Эти сорок восемь колонн коринфского ордера, уникальные в Европе, были высечены из скалы в Финляндии, каждая из одного цельного куска гранита, пять футов десять дюймов в диаметре у своего основания, пять футов два дюйма около астрагала и пятьдесят шесть футов в высоту; следовательно, они намного выше, чем колонны Римского Пантеона, которые имеют длину всего сорок шесть футов девять дюймов и одиннадцать линий (14.28 м). Тридцать семь уже на месте, и двадцать из них отполированы и готовы к установке. Для этой цели были давно подготовлены леса, весьма остроумной конструкции, в подражание тем, которые применил архитектор Фонтана для возведения обелиска перед собором Святого Петра в Риме, и несколько кабестанов, замечательных по простоте и силе своих принципов, изобретение покойного генерала инженеров Бетанкура (1); и в течение этого лета тридцать две колонны будут установлены на свои основания. На территории постоянно трудятся полторы тысячи рабочих под руководством господина Монферрана и его помощников, месье Паскуаля и Андромини (Антонио Адамини), последний из которых – итальянец и искуснейший механик.*
(1) О кабестанах Бетанкура материалы в статье
(*) После того как были написаны вышеприведенные сведения, благодаря прибытию друга из Санкт-Петербурга, я узнал, что первая колонна была воздвигнута в присутствии императора, высших чинов двора и правительства, а также большого стечения народа, в мае прошлого года. Операция по возведению колоссальной колонны, её поднятию в вертикальное положение над уровнем пьедестала и опусканию на него заняла ровно пятьдесят восемь минут. С тех пор каждую неделю одна из них поднимается таким образом.
В самом здании был достигнут большой прогресс. Фундамент и крипта, в которой будет совершаться служба, завершены; гранитные столбы, на которых будут стоять пьедесталы и позолоченные бронзовые основания колонн для портиков, закончены, и некоторые из них уже на своих местах. Ничто не может быть богаче. Долго готовились капители, которые должны быть из того же материала. В сопровождении архитектора господина Монферрана, барон Николаи и я имели удовольствие обойти каждую часть этого огромного здания, изучить модель необычных лесов и машины для возведения колонн (которые с большой снисходительностью под руководством сеньора Андромини несколькими людьми были приведены в действие в нашем присутствии), и составить точное представление о большой простоте способа, которым гигантские колонны будут подняты на свои отведённые места. Эта операция, несомненно, привлечёт огромное множество зрителей; и если бы я был архитектором, которому предстояло бы участвовать в важных работах, я бы счёл поездку в Санкт-Петербург вполне вознаграждённой преимуществом присутствия при этом событии. Известно, что множество архитекторов всех стран выразили намерение присутствовать на церемонии, и такая возможность, которую не часто выпадает, – ни в прошлые времена, ни, по всей вероятности, в будущем, – увидеть сорок восемь колонн, каждая из которых представляет собой цельный блок отполированной бронзы и сверкающего гранита, окружностью семнадцать с половиной футов (5.33 м) у основания, и которые превосходят все, что когда-либо осмеливалась создать рука архитектора. Каждая колонна весит 8000 пудов (131.04 т), или 288 000 фунтов, и обошлась государству в 82 000 рублей. Девять лет ушло на их изготовление на месте, и в распоряжение архитектора были предоставлены все возможные средства для завершения сооружения, которое будет причислено к лучшим памятникам подобного рода в Европе.
Затем нас провели в комнату, где хранится макет церкви, какой она будет выглядеть после завершения строительства. Эффект будет невероятно грандиозным; но могут возникнуть сомнения. Многие задаются вопросом, не нарушат ли её внушительный вид четыре меньших купола, которые, следуя общепринятым принципам византийской церковной архитектуры, расположены по углам этого колоссального здания. Могу добавить, что как внутри, так и снаружи, Храм будет облицован драгоценным мрамором во всех своих частях, рамы, соединения и опоры будут повсюду чугунными, а использование древесины в его конструкции будет максимально исключено.
*-*-*
Обратите внимание, что у Бетанкура все четыре портика с колоннами, чего нет на первых двух изображениях, сделанных на основании первого проекта.
P.S.
Воображариум доктора Воланда прислал фотографию с близкого ракурса