Найти в Дзене
AUTOMPS

Wartburg: социалистический "бумер"!

Возможно, сегодня не все знают, что в ГДР (Германская Демократическая Республика – была такая!) кроме пластикового Трабанта был ещё и престижный седан Вартбург, автомобиль, по размерам находившийся где-то между нашим «Москвичом» и «Волгой». Но откуда он там взялся? На самом деле, выпускавший его автозавод Automobilwerk Eisenach в одноименном городе Айзенах – один из старейших в мире, он начал производить машины еще в 19 веке, а первая модель называлась Wartburgwagen. Позже предприятие купила BMW, и историческое название надолго забылось: там клепали те самые «бумеры». И только после войны его вспомнили. Итак, Wartburg 311 начали выпускать в 1956-м, как раз тогда, когда у нас ставили на конвейер «Москвичи» 402 и «Волги» ГАЗ-21. Внешне он даже чем-то похож на них, но вот конструктивно... Вартбург был странной смесью устаревшего и... передового. Например, кузов у него был рамный, а ведь тогда автомобили такого класса были уже сплошь с несущими кузовами. Двигатель? Как вам двухтактный трех
Wartburg 311
Wartburg 311

Возможно, сегодня не все знают, что в ГДР (Германская Демократическая Республика – была такая!) кроме пластикового Трабанта был ещё и престижный седан Вартбург, автомобиль, по размерам находившийся где-то между нашим «Москвичом» и «Волгой». Но откуда он там взялся? На самом деле, выпускавший его автозавод Automobilwerk Eisenach в одноименном городе Айзенах – один из старейших в мире, он начал производить машины еще в 19 веке, а первая модель называлась Wartburgwagen. Позже предприятие купила BMW, и историческое название надолго забылось: там клепали те самые «бумеры». И только после войны его вспомнили.

Итак, Wartburg 311 начали выпускать в 1956-м, как раз тогда, когда у нас ставили на конвейер «Москвичи» 402 и «Волги» ГАЗ-21. Внешне он даже чем-то похож на них, но вот конструктивно...

Вартбург был странной смесью устаревшего и... передового. Например, кузов у него был рамный, а ведь тогда автомобили такого класса были уже сплошь с несущими кузовами. Двигатель? Как вам двухтактный трехцилиндровый? Но зато – передний привод! Мы к нему пришли только в восьмидесятых.

DKW (IFA) F9
DKW (IFA) F9

Дело в том, что базой или, как сегодня сказали бы, платформой для него послужила модель 1940 года DKW F9, выпуск которой наладили в Айзенахе под брендом IFA. а Здесь-то автомобиль и доработали – осовременили дизайн, растянули в длину на 10 см и... переименовали в Wartburg. Вы спросите, но почему именно «311»? А вот это как раз пришло от предыдущего владельца завода, BMW, чьи легковые автомобили, производимые в Айзенахе, как раз обозначались трехзначным номером, начинающимся с «3». Трёшка, короче, но больше от бумера ничего в нем не было.

Надо сказать, что рамная конструкция, хотя и устарела по сути, но позволила с легкостью необыкновенной манипулировать кузовами. Делай хоть седан, хоть купе, хоть родстер, хоть пикап. И все их и делали!

Wartburg 311 выпускали в ГДР с 1956 по 1965 год. А потом еще два года собирали временный переходный вариант Wartburg 312. Он имел обновленное шасси и меньшие 13-дюймовые колеса. Шасси также больше не требовало регулярной смазки. Детали будущей модели 353 постепенно устанавливались в 312 по мере их готовности, так что более поздние образцы были оснащены двигателем мощностью 50 л.с., а не 45. от модели 311. Некоторые машины получили даже дисковые тормоза спереди. Забавно, что некоторые фанаты марки заменяют кузов 353 кузовом 311 на том же шасси, что не требует серьезных переделок, создавая таким образом более старомодный автомобиль, но с осовремененной основой. Именно по этим причинам 312, отличающийся более плавной ездой, сегодня очень популярен среди немецких любителей старинных автомобилей.

Вартбурги были не только пределом мечтаний восточных немцев (почти, как Волги у нас), но и довольно активно экспортировались, притом, отнюдь не только в соцстраны!

Например, экспорт Wartburg 311 в ФРГ начался в 1958 году, а к началу 1960-х годов автомобиль экспортировался во многие другие страны, включая США и Великобританию. Всего с 1961 по 1964 год было построено 737 праворульных автомобилей.

В Аргентине небольшой двухдверный седан с небольшими двухтактными двух- и четырехцилиндровыми двигателями выпускался компанией IAME в Кордове в период с 1952 по 1955 год под названием Justicialista.

Название, кстати, политическое, в честь Перона, аргентинского президента, основателя политической доктрины страны перонизма, известного также как также известного как хустисиализм.

С 1956 года, когда власть поменялась, автомобиль окрестили нейтрально -- Graciela. До 1961 года было построено 2280 экземпляров. Также в Аргентине были доступны версии пикап и фургон. С 1962 года местный кузов был заменен на оригинальный четырехдверный Wartburg 311; он продавался под названием Graciela W. Он сохранил тот же двигатель, и до 1964 года было построено 646 штук.

Версии Wartburg 311

311/0 седан
311/0 седан
311/1 седан-люкс
311/1 седан-люкс
311/2 двухдверный кабриолет
311/2 двухдверный кабриолет
311/3 купе
311/3 купе

311/4 полицейский вездеход

311/5 универсал
311/5 универсал

311/6 праворульный седан

311/7 двухдверный пикап
311/7 двухдверный пикап

311/8 седан с мягкой крышей

311/108 седан-люкс с мягкой крышей

311/9 трехдверный универсал
311/9 трехдверный универсал
311-300 Hardtop купе
311-300 Hardtop купе
313/1 Родстер
313/1 Родстер

Рыцарский Вартбург

Преемник Wartburg 311, Wartburg 353, известный на некоторых экспортных рынках как Wartburg Knight выпускался с 1966 по 1988 год, став Вартбургом-долгожителем, разошедшимся в количестве более миллиона экземпляров!.

Wartburg 353
Wartburg 353

В ГДР он использовался для всех правительственных перевозок...

...а иногда  и в качестве полицейской машины.
...а иногда и в качестве полицейской машины.

Частники тоже могли его приобрести, только надо было постоять в очереди десять – пятнадцать лет.

Этот автомобиль также экспортировался на большинство европейских рынков и в Южную Африку.

Wartburg 353 всё так же оснащался 3-цилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 1 литр, на доработку которого ушло почти два десятилетия. Развивая мощность от 50 до 55 л.с. в зависимости от типа карбюратора, он выдавал крутящий момент более 100 – 106Н⋅м, что было типичной величиной для многих более крупных четырехтактных двигателей того времени. Трансмиссия была оснащена муфтой свободного хода, что позволяло не выжимать сцепление при переключении между передачами. Разработанное в целях экономии топлива и защиты двигателя от недостатка масла, характерного для двухтактных двигателей, это устройство отключало торможение двигателем, так что автомобиль мог свободно катиться при отпускании педали газа. Впрочем, водители могли отключить муфту свободного хода с помощью переключателя под рулевой колонкой, чтобы воспользоваться торможением двигателем. Правда, большинство водителей никогда не отключали муфту, поскольку она значительно облегчала и сглаживала переключение передач, хотя и не делала его быстрее.

Интересно, что вплоть до 1985 года на всех Вартбургах радиатор стоял... не перед, а ЗА двигателем – наследство прародителя DKW!

Сегодня сохранившиеся особо рисковые водители разгоняют аж до 200 км/ч, но вообще максималка составляла 150 – 155 км/ч, а разгон до сотни занимал 12 секунд, причём, на второй передаче благодаря высокооборотистому двигателю. (Всего передач в коробках было четыре и изредка пять).

Как вам ни покажется странным, но на рынках Западной Европы Wartburg был довольно конкурентоспособен, особенно благодаря высокой максимальной мощности 58 л.с. при 5400 об/мин и максимальной скорости 170 км/ч, что необычно для легковых автомобилей на Западе, несмотря на двухтактную конструкцию двигателя.

Wartburg 353 был широко известен среди владельцев под прозвищем «Надежный Ганс» или «Пукающий Ганс» из-за своей прочности и обильных выхлопных газов, особенно при холодном запуске и/или переливании масла. Отличительными чертами модели были простая конструкция, надежность, редкое и недорогое техническое обслуживание, прочная рама на базе шасси, передний привод, багажник объемом 525 литров и инновационные электронные датчики, установленные после 1983 года. Недостатки с точки зрения комфорта пассажиров также хорошо известны: отсутствие какой-либо звукоизоляции приводило к передаче шума двигателя через кузовные панели, и гулкая реверберация привела к появлению другого прозвища — «Бочка». Из-за этого очень немногие Wartburg были оснащены стереосистемой, поскольку было невозможно наслаждаться обычным уровнем громкости. Подвеска обеспечивала совершенно разное управление и комфорт пустого и загруженного автомобиля. По отзывам владельцев, управляемость и плавность хода улучшались по мере увеличения нагрузки.

Зато Wartburg 353 активно участвовал в гонках.
Зато Wartburg 353 активно участвовал в гонках.

В 1978 году во время ноябрьского ралли RAC, последнего этапа чемпионата мира, все четыре автомобиля Wartburg 353W заводской команды прошли изнурительную 715-километровую трассу за 3 дня и ночи. Они преодолели все узкие, заснеженные и обледенелые гравийные лесные трассы Великобритании, печально известный лес Килдер, а затем Озерный край, Северный Йоркшир. Затем последовал целый день в лесах Северного и Южного Уэльса. Уступив по скорости только Skoda, Вартбурги доказали, что являются чрезвычайно прочными и надежными автомобилями.

Последний результат Wartburg 353 в чемпионате мира по ралли был показан в 1993 году на ралли «1000 озер», где Альпо Саастамойнен финишировал пятым в своем классе.

Технические характеристики Wartburg 311 1956 года

Рабочий объем двигателя – 901 см³

Коробка передач – механическая 3-ступенчатая

Габариты – 4300 х 1570 х 1450 мм

Колесная база – 2450 мм

Снаряженная масса – 960 кг