Найти в Дзене

Как яростно отменяли ёлку.

Мы продолжаем цикл новогодних исторических событий, и сегодня в центре внимания - всеми любимая ёлка. Но всегда ли она была в фаворе? Рассказываем в нашей статье. В 1927 году в СССР обострилась борьба за власть внутри правящей коммунистической партии. Восторжествовала группа, возглавляемая Сталиным. Троцкий и его соратники ушли в оппозицию. Отношения к НЭП и его вольностям переменились. Идеология ужесточилась. Так как внешних врагов достать были руки коротки, всюду начались поиски врагов внутренних, и, увы, небезуспешные. В результате усилились нападки на религию вообще, но большей частью именно на православие и связанные с ним обычаи. Точно так же император Николай Александрович в 1914 году узрел в рождественской ёлке проявление немецкого духа, пятнадцать лет спустя коммунистические идеологи сочли её религиозным символом. И запретили. А дальше… Дальше, началось такое, что, как говорится: «нарочно не придумаешь». В авангарде борьбы «с проявлениями религии» шел «Союз воинствующих безбо

Мы продолжаем цикл новогодних исторических событий, и сегодня в центре внимания - всеми любимая ёлка. Но всегда ли она была в фаворе? Рассказываем в нашей статье.

В 1927 году в СССР обострилась борьба за власть внутри правящей коммунистической партии. Восторжествовала группа, возглавляемая Сталиным. Троцкий и его соратники ушли в оппозицию. Отношения к НЭП и его вольностям переменились. Идеология ужесточилась. Так как внешних врагов достать были руки коротки, всюду начались поиски врагов внутренних, и, увы, небезуспешные. В результате усилились нападки на религию вообще, но большей частью именно на православие и связанные с ним обычаи.

Точно так же император Николай Александрович в 1914 году узрел в рождественской ёлке проявление немецкого духа, пятнадцать лет спустя коммунистические идеологи сочли её религиозным символом. И запретили. А дальше… Дальше, началось такое, что, как говорится: «нарочно не придумаешь».

В авангарде борьбы «с проявлениями религии» шел «Союз воинствующих безбожников», активисты которого в новогодних вечеринках и украшенных елках подозревали попытку скрытно праздновать Рождество, что рассматривалось в лучшем случае как «проявление мещанства», а в худшем – как противопоставление идеологии социалистического строительства. А это, знаете ли, была очень опасная формулировочка, применение которой могло увести туда, где елочек очень много, а все остального совсем мало.

В своей яростной ожесточенности борьба с новогодними и рождественскими символами носила явный параноидальный характер. Мало того, что ёлку объявили идейно чуждой, так и дед Мороз, совсем как живой человек(!), был объявлен «агентом клерикалов» - его чихвостили в газетных статьях, обзывали «поповским прихвостнем» и «идеологически вредным явлением».

-2

В предпраздничные дни школьников выводили на демонстрации под лозунгами: «Родители! Не сбивайте нас с толку, не устраивайте поповскую елку!», «Мы с тобой враги попам, Рождества не надо нам!» и т.д., и т.п. За празднование «поповской елки» школьников исключали из пионеров и комсомола. Спасти советских детишек от «религиозного дурмана» пытались, публикуя такие вот разоблачительные перлы:

«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность детей начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются ''милой'' елочкой и ''добрым'' Дедом Морозом для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

(«Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.)

-3

В наследство от тех времен нам остался стихотворный опус, сюжет которого был завязан на поимке пионерами Деда Мороза в сети. Между юными безбожниками и их пленником завязался такой диалог:

- Ах, попался, старый дед,
К пионерам в сети!
Приносил ты детям вред
Целый ряд столетий!

- Нерадушен ваш прием.
Стрелы ваши колки!
Лучше, детки, попоем
Вкруг блестящей елки!

- Приволок ты неспроста
Пеструю хлопушку:
Нас от имени Христа
Хочешь взять на пушку!

- Вашим я не рад словам!
Ах, что за манеры!
Ну, зачем, зачем я вам.
Душки, пионеры?!

- Дед рождественский с мешком,
Был ты чтим когда-то!
А теперь тебя смешком
Встретят все ребята!

- Я всегда любил детей
И дарил им книжки.
Для меня всего святей
Добрые детишки.

- Детям ты втирал очки,
Говоря о боге.
Только мы не дурачки —
С нашей прочь дороги!

- Что за дикие слова?
Дерзки ваши клики.
В день Христова Рождества
Это грех великий!

- Нам твои противны, дед,
Сказочки да шутки.
Простаков меж нами нет —
Не надуешь! Дудки!

- Но для деда благодать
Сказочки все эти.
Отпустите поболтать.
Развяжите сети!

- Опустил ты грустно нос —
Не твоя, брат, эра.
Что твой сладенький Христос
Против пионера?!

-Слышу звон колоколов,
Полон умилений.
Детки, все, без дальних слов
Станьте на колени!

- Мы все божеское вон
Гоним неустанно,
Нам милей, чем праздный звон,
Грохот барабана!..

-Никуда я не гожусь!
Ах, удел мой дерзкий!
Делать нечего — сдаюсь
В плен ваш пионерский!

- Прочь религии дурман,
Прочь грядущего оковы.
Твой рассеивать туман
Мы — всегда готовы.

(сборник «Песня пионеров» 1927-й год)

-4

Хорошо хоть, что в этой поэме старого волшебника к стенке не поставили, а только вон погнали. Но детки-то ладно, что с них взять. Их так научили. Но взрослые проделывали номера ещё похлеще ловли дедов Морозов в сети! Тогда пытались улавливать в идеологические тенета и вполне живых людей.

По мере того как компания борьбы «с религиозным дурманом» набирала ход, энтузиазм гнал «воинствующих безбожников» на новые подвиги. В ночь с 31 декабря на 1 января, по зимней улице хаживали группы партийно-комсомольских активистов, высматривавших освещенные в полночь окна. Такие адреса записывались и сообщались «куда надо», а уж там устанавливали, кто проживает по подозрительному адресу, и сообщали в партийную организацию предприятия. Дальнейшее зависело от многих обстоятельств. Могло и забыться, а могло и пригодиться, когда на человека начинали собирать «компромат», перед тем как «шить ему дело».

-5

***

И вдруг… После восьми лет безудержных атеистических камланий, советская власть вдруг пошла на компромисс. Нет-нет, Рождество праздновать официально не начали, и выходных дней, как бывало при НЭПе, объявлять не стали, но зато реабилитировали Новый год! Вернее им решили подменить Рождество, сделав главным праздником, а ёлку превратили из рождественского, в новогодний атрибут.

Вот вообразите себе теперь, какова была реакция советских граждан, уже начавших привыкать к тому, что праздновать Новый год нельзя и идеологически вредно, когда открыв главную партийную газету «Правда» от 28 декабря 1935 года прочли они небольшую заметочку озаглавленную: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку», подписанную секретарем ЦК ВКП(б) и кандидатом в члены Политбюро ЦК товарищем П.П. Постышевым. Необычный текст гласил следующее:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники непременно устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих через окно с завистью поглядывали на сверкающую огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему наши школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают такого удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники под новый год должны устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление совместно с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелестное мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах! П. Постышев».

-6

Уже через три дня после этой публикации в «Правде» вся страна совершенно легально отмечала Новый год. С наряженными ёлками. Прямо как раньше. Чу-де-са!!!

Если пропустили новогодние статьи:

Новогодние традиции Коломны.
Традиция ёлки в России. Откуда?

Будем рады подписке!