Найти в Дзене
Минтранс России

15 ноября 1934 года при Моссовете создали Управление метрополитена

В структуру управления вошли следующие эксплуатационные службы: Движения, Тяги, Связи и сигнализации, Электромеханическая, Пути и Сооружений. Предлагаем вашему вниманию восемь фактов об истории появления метро в Москве. 1. Постоянное увеличение населения Москвы требовало искать альтернативу перегруженному наземному транспорту. Идеи создания эстакад и подземок появлялись еще в царской России. Однако на их реализацию в бюджете не хватало денег. Первая мировая, а потом и гражданская война заставили отложить все планы в долгий ящик. 2. Дискуссии о целесообразности появления метро шли в 20-е годы. Окончательное решение о строительстве первой линии Московского метрополитена приняли на Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Главным руководителем проекта назначили первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича. 3. Начальник метростроя Павел Ротерт выступал за более дешевый открытый способ строительства, как в Берлине. Но это парализовало бы Москву. Инженер Вениамин Маковский п

В структуру управления вошли следующие эксплуатационные службы: Движения, Тяги, Связи и сигнализации, Электромеханическая, Пути и Сооружений. Предлагаем вашему вниманию восемь фактов об истории появления метро в Москве.

Художник Каразин Н.Н., акварель «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Красная площадь (по проекту инженеров П.И. Балинского и Е.К. Кнорре).»
Художник Каразин Н.Н., акварель «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Красная площадь (по проекту инженеров П.И. Балинского и Е.К. Кнорре).»

1. Постоянное увеличение населения Москвы требовало искать альтернативу перегруженному наземному транспорту. Идеи создания эстакад и подземок появлялись еще в царской России. Однако на их реализацию в бюджете не хватало денег. Первая мировая, а потом и гражданская война заставили отложить все планы в долгий ящик.

Черновик резолюции пленума с рабочими правками
Черновик резолюции пленума с рабочими правками

2. Дискуссии о целесообразности появления метро шли в 20-е годы. Окончательное решение о строительстве первой линии Московского метрополитена приняли на Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Главным руководителем проекта назначили первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича.

Павел Ротерт (слева) внутри одного из возводимых туннелей метрополитена
Павел Ротерт (слева) внутри одного из возводимых туннелей метрополитена

3. Начальник метростроя Павел Ротерт выступал за более дешевый открытый способ строительства, как в Берлине. Но это парализовало бы Москву. Инженер Вениамин Маковский предложил строить глубокое метро: тоннели проделывались горным способом, как угольные шахты, что позволило сохранить нетронутой всю наземную инфраструктуру.

Собранный тоннелепроходческий щит «Маркхем» английского производства, фото сделано напротив гостиницы Метрополь в 1934 году
Собранный тоннелепроходческий щит «Маркхем» английского производства, фото сделано напротив гостиницы Метрополь в 1934 году

4. К концу 1934 года подготовили три станции: «Сокольники», «Комсомольская» и «Красносельская». На стройках одновременно работали более 75 тысяч человек. Всего затрачено около 21 миллиона человеко-дней.

Два вагона были разных цветов: один красного, а другой песочного цвета
Два вагона были разных цветов: один красного, а другой песочного цвета

5. 15 октября 1934 года состоялась пробная поездка. Состав с двумя вагонами под управлением Михаила Шполянского отправился от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». Первый поезд шел со скоростью 20–25 км/ч. Всего за день сделали шесть рейсов, в конце скорость увеличили до 60 км/ч.

Очередь на вход в метро «Сокольники» во время открытия станций для показа
Очередь на вход в метро «Сокольники» во время открытия станций для показа

6. Торжественный запуск первой линии метро состоялся 15 мая 1935 года. В 5:48 в метро включили ток. В 6:45 распахнулись двери вестибюлей. А в 7 часов по графику стали ходить поезда. За проезд установили цену 50 копеек. К октябрю 1935 года стоимость снизили до 30 копеек (по абонементу - 25).

Машинисты Московского метрополитена
Машинисты Московского метрополитена

7. На момент запуска метро подготовили 58 вагонов, из них делали четырехвагонные составы. К открытию сформировали 40 поездных бригад по три человека в каждой: начальник поезда, машинист (оба находились в головной кабине и управляли составом) и проводник (располагался в хвостовой кабине и отвечал за посадку-высадку пассажиров).

Первая схема, опубликованная в буклете «Что должен знать пассажир метрополитена»
Первая схема, опубликованная в буклете «Что должен знать пассажир метрополитена»

8. Первая линия имела длину 11,2 км и состояла из 13 станций. Она проходила от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». На метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» добирались за 21,5 минуты, поездка на трамвае занимала более двух часов.