Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Роман Тургенева «Дым». Ох и надымил Иван Сергеевич

Написанию романа «Дым» в жизни Тургенева предшествовали весьма любопытные события. В год выхода романа «Отцы и дети» (1862) Тургенев дважды выезжает за границу, где встречается с Герценым и недавно сбежавшим из Сибири Бакуниным. Более того, он сотрудничает с ними (с преступниками, строго говоря), дает Бакунину денег. Удивительно ли, что в начале 1863 года писателя вызвали в Сенат по делу «о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами»? Самое обидное для Тургенева заключалось в том, что к этому времени он идейно уже разошелся с этими эмигрантами. На всякий случай обеспокоенный писатель решил отсидеться в Париже. Среди «передовых» людей России немедленно распространился слух, что Тургенев испугался ответственности и именно поэтому разорвал связи с противниками режима. А своей неявкой в Сенат еще и ухудшил положение других. В 1864 году Иван Сергеевич снова в России и пытается восстановить репутацию. С удивлением он обнаруживает, что многие старые знакомцы поменяли свои убе
Роман экранизирован в 1992 году. Не очень хорошо, но уж что есть.
Роман экранизирован в 1992 году. Не очень хорошо, но уж что есть.

Написанию романа «Дым» в жизни Тургенева предшествовали весьма любопытные события.

В год выхода романа «Отцы и дети» (1862) Тургенев дважды выезжает за границу, где встречается с Герценым и недавно сбежавшим из Сибири Бакуниным. Более того, он сотрудничает с ними (с преступниками, строго говоря), дает Бакунину денег.

Удивительно ли, что в начале 1863 года писателя вызвали в Сенат по делу «о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами»? Самое обидное для Тургенева заключалось в том, что к этому времени он идейно уже разошелся с этими эмигрантами. На всякий случай обеспокоенный писатель решил отсидеться в Париже.

Среди «передовых» людей России немедленно распространился слух, что Тургенев испугался ответственности и именно поэтому разорвал связи с противниками режима. А своей неявкой в Сенат еще и ухудшил положение других.

В 1864 году Иван Сергеевич снова в России и пытается восстановить репутацию. С удивлением он обнаруживает, что многие старые знакомцы поменяли свои убеждения в соответствии со сменой политики правительства. Повернули носы по ветру. Или, как писатель отметит в романе «Дым», сменился ветер, сменил направление и дым.

Жить в России в социальном вакууме Тургеневу не улыбалось, а тут еще и Полина Виардо с дочерью писателя перебрались в Баден-Баден. Укатил на этот модный курорт и Иван Сергеевич. Именно Баден-Баден и стал местом действия романа «Дым», вышедшего в 1867 году.

Кадр из фильма "Дымъ" (1992).
Кадр из фильма "Дымъ" (1992).

Роман сильно отличается от предыдущей четверки. В нем нет ни центрального сильного героя, ни тургеневской героини. Главный герой Литвинов отнюдь не является представителем какого-то передового движения или мысли. Уставший от жизни человек, пытающийся обрести личное счастье. И всё.

Мыслить в романе Тургенев предоставляет герою второстепенному – Потугину. Его устами автор как бы выкладывает свои мысли. Они далеки и от славянофильства, и от крайнего западничества. Они не социалистические и не консервативные. Они – всплеск взвешенного здравомыслия в обществе, увлекающемся навязанными ему чужими мыслями.

Личная драма Литвинова (обретение утраченной десять лет назад невесты и разрыв с невестой новой) проходит на фоне русского общества, собравшегося в Баден-Бадене. Вот уж тут Иван Сергеевич позволяет себе нехарактерные для него сатирические нотки. Это скорее Салтыков-Щедрин какой-то, а не романтичный Тургенев.

За эти сцены попало писателю и справа и слева. Решительно всем не понравилось, как Тургенев изобразил их единомышленников. Революционные демократы обвинили его в резком крене вправо. Либералы обиделись за высмеивание русского либерализма. Почвенники-славянофилы обиделись на монологи Потугина.

Символический дым тут во всём. Народ мечется в культурной и социальной тьме, аки в дыму. Убеждения различных групп меняются, как меняет направление дым под действием ветра. Да и сам Литвинов живет как в чаду, как в угаре, будто задыхается в дыму.

Концовка романа всё-таки оставляет будущее за людьми, подобными Литвинову. То есть не за увлекающимися модными идеями пустыми людишками, а за теми, кто готов работать на своей земле несмотря ни на что.

Сатира сатирой, но оптимизм финала связан только с фигурой Литвинова. Только ему автор дарит если уже не готовое светлое (очищенное от дыма) будущее, то хотя бы надежду на него. Остальные так и скрываются в мареве, покрываются копотью.

Кадр из фильма "Дымъ" (1992).
Кадр из фильма "Дымъ" (1992).

Взрыв негодования после выхода романа удивил Тургенева. На предварительных читках он такого не слыхал. Правда, надо отметить, что читал Иван Сергеевич роман немногочисленным друзьям и единомышленникам. Они, конечно, хвалили книгу.

«Судя по всем отзывам и письмам, меня пробирают за «Дым» не на живот, а на смерть во всех концах нашего пространного отечества. «Я оскорбил народное чувство — я лжец, клеветник — да я же не знаю вовсе России...» А мне все это — как с гуся вода».

Критика и недовольство еще более усилили одиночество Тургенева. Так что неудивительно, что после этого он всё чаще и дольше проживает за границей.

Очерк написан в рамках Двойного марафона Тургенев+Блок, объявленном каналом БиблиоЮлия: