Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Отцы и дети. «Вот был бы тогда ВТБ»

Итак, самый знаменитый роман Тургенева. Конечно, в свое время он имел большое значение. Он был откликом на процессы, происходившие в обществе. Автор пытался разобраться в новых людях. Или предложить обществу примиряющий взгляд на них. Хорошо ли, плохо ли разбирался в нигилистах Тургенев – не ведаю. Только для нынешнего читателя, тем паче для школьника, всё это искание не имеет никакого значения. Мы выпали из контекста времени, мы не понимаем атмосферы и сути проблем. В этой связи вполне характерно и символично обыгрывание или опопсовывание «Отцов и детей» в рекламе банка. «Вот был бы тогда ВТБ!» «Да ну их в болото». На самом деле нам нужны романы о процессах, происходящих здесь и сейчас. Только где вот они? По крайней мере, в поросшей седым мхом школьной программе их нет. Вот и заставляют шестнадцатилетних оболтусов, которые и так читать не хотят, копаться в непонятном и неактуальном Базарове. Базаров – следующий шаг Тургенева после героя романа «Накануне» Инсарова. Инсаров хоть уже и

Итак, самый знаменитый роман Тургенева. Конечно, в свое время он имел большое значение. Он был откликом на процессы, происходившие в обществе. Автор пытался разобраться в новых людях. Или предложить обществу примиряющий взгляд на них.

Хорошо ли, плохо ли разбирался в нигилистах Тургенев – не ведаю. Только для нынешнего читателя, тем паче для школьника, всё это искание не имеет никакого значения. Мы выпали из контекста времени, мы не понимаем атмосферы и сути проблем.

В этой связи вполне характерно и символично обыгрывание или опопсовывание «Отцов и детей» в рекламе банка. «Вот был бы тогда ВТБ!» «Да ну их в болото».

На самом деле нам нужны романы о процессах, происходящих здесь и сейчас. Только где вот они? По крайней мере, в поросшей седым мхом школьной программе их нет. Вот и заставляют шестнадцатилетних оболтусов, которые и так читать не хотят, копаться в непонятном и неактуальном Базарове.

-2

Базаров – следующий шаг Тургенева после героя романа «Накануне» Инсарова. Инсаров хоть уже и не совсем «гамлет», уже почти «дон кихот», но он не наш, не русский. Базаров – это уже порождение родных осин. По крайней мере, таких, какими их видел Тургенев.

Книга писалась в 1860-1861 годах. Переломное время для Ивана Сергеевича. Без учета событий, происходивших тогда в его жизни, может быть и не понять настроения «Отцов и детей».

Прежде всего, значительную часть 1860 года писатель провел во Франции. Здесь по нему в очередной раз проехалась холодностью обожествляемая Полина Виардо. Здесь он встречался со своей дочерью. Фактически, столкнувшись с проблемой «отцов и детей».

Тургенев в письмах прямо сравнивает дочь Полину с Инсаровым (Базаров еще не создан). Она прямо отождествляется с молодым поколением, описанным в «Отцах и детях». Конкретная, не одухотворенная, пренебрегающая творчеством, сосредоточенная на материальном мире. И сам Тургенев (как братья Кирсановы) весь в творчестве, в мире духовном, в любви и так далее.

Дальше. В 1860 году умерло множество знакомых, товарищей или даже друзей Тургенева. Это погрузило его в меланхолию. И товарищей жаль, и о себе уже задумываешься.

-3

Обострился конфликт с редакцией «Современника». Уже не только с Чернышевским и Добролюбовым, но и с самим Некрасовым. Окончательно разошелся с Гончаровым. Едва не дрался на дуэли с Львом Толстым.

И многое из пережитого попало на страницы романа. Скажем, нет ли отголосков истории с толстым в дуэли Базарова и Кирсанова? Что до фигуры Базарова, то Тургенев прямо говорил, что наделил героя чертами Добролюбова.

Однако декларируемой целью Тургенева было примирение. Примирить «гамлетов» и «дон кихотов». Найти слабости у Кирсанова, найти слабости у Базарова. Показать всё-таки власть чувств над внешне холодным Базаровым.

Но посеяв ветер, писатель пожал бурю. Думал ли он, что пишет свой самый знаменитый роман? Что споры вокруг «Накануне» покажутся детским лепетом перед спорами вокруг «Отцов и детей»? Что вместо примирения книга еще более разделит два лагеря? Что всякий увидит в книге свое и еще обидится?

-4

Что, в конце концов, школьников XX и XXI веков будут мучить этой книгой? И будут они закатывать глаза и скрипеть зубами на Ивана Сергеевича. Который, кстати, ни в чем не виноват. Чем наши школяры провинились перед Тургеневым и Базаровым?

Ну, как же, как же. Ведь Базаров был примером для подражания поколения шестидесятников XIX века. Просто супер. А нынешним детям кому подражать? Как известно, Павка Корчагин или Алексей Мересьев нынче не в моде. Ну так Базаров устарел еще раньше.

Обычно людьми, плохо помнящими роман, превозносится «вечный» конфликт отцов и детей. Ну да, есть тут один (всего один!) спор Павла Кирсанова и Базарова. Есть удрученное сетование другого Кирсанова, дескать, мы не понимаем наших детей, родители не понимали нас. И всё-с.

В остальном роман о Базарове, то есть Тургенев выводит типаж нового или лишнего человека, копается в нем, представляет аудитории, призывает поспорить. Но всё это имеет значение только в контексте эпохи реформ. Где здесь какая-то абсолютная ценность, значимая и по сей день, убей бог, не понимаю.

В общем, еще одно лишнее в сегодняшней школе произведение, которое не будет прочитано абсолютным большинством учеников. И скучно, и им не нужно.

Очерк написан в рамках Двойного марафона Тургенев+Блок, объявленном каналом БиблиоЮлия: