Шаманизм – неотъемлемая часть культуры Прибайкалья. Ещё не доезжая до Байкала, прибывшие в Иркутск туристы видят в городе сувенирку на шаманскую тему, посещают музейные выставки, где встречают отсылки к древним божествам, которых люди почитали здесь ещё до освоения казаками Восточной Сибири.
Немного погрузиться в эту тему я решила после того, как прошла этой осенью курс повышения квалификации для экскурсоводов. При этом я не практикующий экскурсовод. Полученные знания мне нужны для более глубокого и разностороннего понимания историко-культурного потенциала Иркутской области (раз уж я приехала жить в Иркутск, навпечатлялась, завела этот блог и пишу-пишу-пишу).
В музей истории им. А. М. Сибирякова на лекцию практикующей бурятской удаган (шаманки) я шла с десятком вопросов, в том числе от вас, подписчиков (и ещё потом пару задала лично). Вопросы взяла из комментариев под этой статьёй, спасибо за вашу активность! 👇
Пришла на встречу первой, и, когда застала в одном из залов Елену Андреевну Боронову (Дождикову), рассматривавшую экспозицию музея, я не сразу поняла, что вижу перед собой удаган. Современная стильная женщина с короткой стрижкой, одетая в восточном стиле. Вот кого я увидела.
Это теперь, после лекции, я не страдаю некоторыми предубеждениями, вижу детали и не фантазирую лишнего. Значит, не зря потратила эти два с лишним часа!
Теперь смешно вспоминать, как ожидала увидеть женщину в шаманской шубе и какой-нибудь маске, скачущую на одной ножке, ожидала какие-нибудь спецэффекты, горловые напевы и пучки трав, которые бы летели в сторону нашей аудитории 🤣🤣🤣 Ну да, такая вот я фантазёрка! И ведь так легко фантазируется, когда нет знаний по теме)) Собственно, поэтому такие встречи религиозная организация шаманов «Байкал», которую представляет Елена, и инициирует. Чтобы люди меньше фантазировали и меньше свои фантазии транслировали другим.
Современные шаманы – за знания и просвещение.
Так как в аудитории были новые лица (я, например, была на такой встрече впервые) в начале лекции удаган немного рассказала о себе.
Елена Боронова (Дождикова) родилась в Иркутске и живёт тут всю жизнь. Получила юридическое образование в Иркутском политехническом университете, 15 лет работала по профессии. Жизненные обстоятельства и события мистического характера поставили Елену перед выбором – пройти посвящение и стать удаган или попытаться игнорировать знаки с непредсказуемыми для себя последствиями. В итоге Елена Боронова прошла посвящение в двух школах, у неё третий уровень белого и третий уровень чёрного посвящения (всего возможных уровней девять). Таким опытом обладают не все современные шаманы, а наличие гуманитарного образования позволяет Елене работать с большими объёмами информации, анализировать и готовить комплексные лекции (история, культура, религия, практические аспекты работы шаманов). Елена Боронова является ведущей-модератором на ежегодном Международном шаманском тайлгане «Арын 13 Ноёд», который проходит летом на острове Ольхон (этому событию уже почти четверть века!). Так как помимо шаманов на остров приезжают любопытные туристы, она подсказывает людям, как себя вести и что делать, чтобы не нарушить обряды, комментирует всё происходящее, отвечает на вопросы. Благодаря этому тайлганы – это для туристов не только экзотика и яркие впечатления, но и новые знания.
Лекции Елена Боронова читает в основном для специалистов туристической сферы и культурологов. Я узнала о встречах с удаган как раз в одном из чатов для экскурсоводов, которым обзавелась во время учёбы на курсе ИГУ. Весной её лекции возобновятся, и о них обязательно сообщу на канале. Потому что, как признаёт Елена, даже коренные жители Иркутска во многом далеки от знаний о культуре народа, на чьей земле живут. И, кстати, этот факт созвучен мыслям Василия Новикова, археолога и куратора выставки «Сны Сибири», которая до 1 марта проходит в Иркутске 👇
По его словам, мы неплохо знаем культуру Египта, интересуемся западноевропейской культурой, но так мало обращаем взгляд на древнюю историю своей страны и земель, которые когда-то стали её частью. Вот так разные люди – археолог и шаманка – в течение этой недели озвучили одну и ту же мысль...
Давайте же начнём знакомиться с бурятами и их шаманами!
Буряты – это совокупность племён (считается, что предки бурят – племена байырку и курыканы). Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм и шаманизм.
Вообще некорректно говорить или писать «шаманизм», правильно – «тэнгрианство», «тэнгризм», «боо-мургэл». Елена предпочитает последний вариант. Бурятского шамана правильно называть «боо», а шаманку – «удаган». Поклоняются они богам, которых называют «тэнгри»/«тэнгрии».
Для нас, далёких от этого всего, понятнее «шаманизм», «шаман» и «шаманка», но это не значит, что не стоит расширять свой словарный запас.
ПАНТЕОН БОЖЕСТВ
Уважаемая подписчица Наталья Зайцева, ниже ответ на ваш вопрос 👇
В представлении бурятских шаманов Вселенная делится на три сферы: Верхний, Срединный и Нижний миры:
- Верхний мир (Дээдэ зам) — многослойный, состоит из многочисленных небес (их количество варьируется, но традиционно девять) и населяющих их небожителей. Это царство вечного света, порядка и гармонии, откуда на землю нисходит жизненная сила.
- Срединный мир (Дунда зам) — в свою очередь делится на сакральный (мир духов) и профанный (мир людей). Это пространство, где мир людей и мир духов не просто соприкасаются, а тесно переплетены.
- Нижний мир (Доодо зам) – это не только мир мёртвых, но и существ воды и земли. Лусад-ханы у — это духи-хозяева воды (морей, рек и водоёмов). Они имеют облик дракона или змеи и охраняют водную стихию.
Эти миры не изолированы, они пронизаны единой космической осью, которая служит каналом для обмена энергией, информацией и для путешествий душ и шаманов. Чаще всего эту ось представляет Мировое Древо (Тургэн Модон), чьи корни уходят в подземное царство, ствол находится в мире людей, а крона достигает небесных чертогов.
Ну то есть видим сходство с мировоззрением других языческих племён: древних славян, селькупов, нанайцев, коми-зырян и др.
Пантеон богов бурятского шаманизма построен в иерархическом порядке, где каждый бог и дух олицетворяет определённые явления природы и общества.
Тэнгри — небесные божества, вечные и всемогущие духи неба. Они управляют мировым порядком, природными явлениями, судьбами людей и народов. Выше на фото слайда мы видим имена богов Прибайкалья.
Мужское и женское начала в мировоззрении бурят неразрывны, поэтому у каждого бога есть вторая половина, и во время некоторых обрядов иногда упоминается пара богов. Но в основном всё-таки боо и удаган ведут диалог с одним божеством.
ШАМАНЫ, ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ И ПОСВЯЩЕНИЕ
В России слово «шаман» появилось в XVII веке в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь.
Во время освоения Сибири Московским государством наблюдение духовных практик шаманов впечатляло свидетелей. Слово «саман», которое они слышали, интерпретировали как «неистовство». Во время ритуалов и обрядов шаман забывался, вёл себя экзальтировано, неистово.
У кого-то способности к общению с духами проявляются с детства, у кого-то в весьма зрелом возрасте. Бывают случаи, когда на появление способностей влияет экстраординарное событие, например, в человека ударила молния. И не всегда проявление способностей в детстве – это хорошо, потому что детской психике бывает сложно справиться с таким грузом, особенно когда начинается «шаманская болезнь». Можно сказать, что это комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы. Некоторые проявления шаманской болезни: приступы сонливости, головной или сердечной боли, ночные кошмары, слуховые и зрительные галлюцинации. Человек начинает слышать голоса духов, видит странные и пугающие видения.
Часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, но симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми.
Такое состояние испытала и Елена, которая начала видеть тонкие миры. За полгода у неё случилось несколько тяжёлых травм, и медики не видели шансов для восстановления здоровья (два перелома позвоночника), но когда она внутренне решила, что пройдёт посвящение, вселенная будто перестала её «ломать» и испытывать на прочность. Она сейчас твёрдо стоит на ногах, восстановление её организма после тяжелейших травм современная медицина не может объяснить.
Шаманом – боо или удаган – можно стать только после обряда посвящения. Уровней посвящения всего девять. После посвящения (инициации) и начала духовных практик шаманская болезнь проходит.
Перед своим посвящением Елена полагала, что сейчас ка-а-ак превратится в кудесницу, искры будут сыпать из глаз! Но нет. Её видения и общение с духами прекратились. Она даже почувствовала облегчение без спонтанных вспышек информации из тонкого мира. Получив свой первый шаманский атрибут, который защитил её от постоянной связи с миром духов, она начала практиковать осознанные контакты с духами.
Начинающий шаман постигает шаманские заповеди.
«Изучай традиции и языки народов, с которыми живёшь бок о бок, ибо сколько языков ты знаешь, столько будет и сторонников у тебя и друзей».
Кроме того, шаман, проходящий посвящение, даёт клятву помогать всем окружающим, невзирая на религию, национальность, богатство или бедность, здоровье. Как у медиков клятва Гиппократа.
В шаманизме бурят шаманы делятся на «белых» и «чёрных». Многие шаманы способны служить на две стороны (как Елена Боронова). И нет, это не добрые и злые волшебники, так делить неправильно. Деление на белых и чёрных опирается на источник силы шамана – Верхний или Нижний мир и на его аудиторию.
Белые шаманы обращаются к божествам и родовым духам, они целители, целевой аудиторией их практик являются люди их рода. Чёрные шаманы могут работать с любыми людьми, даже с иноверцами.
Атрибуты у белых и чёрных шаманов отличаются.
Белый шаман не работает с бубном, его альтернативный атрибут – колокольчик с его высокими «полезными» вибрациями (такие вибрации у храмовых колоколов).
Чёрный шаман может работать с любым человеком и использует для этого бубен – другие звуки, другой источник энергии. Поэтому мы в основном и воспринимаем образ шамана с бубном. Такими когда-то и увидели шаманов те, кто пришли на байкальские земли.
Атрибуты шаманов создают как сами шаманы, так и разные умельцы. Без обряда посвящения эти предметы не работают, их надо оживлять.
Поэтому можете не переживать, приобретая сувениры в виде шаманских атрибутов. Без особых обрядов эти предметы – просто этнические сувениры. В Улан-Удэ есть магазины, продающие шаманскую атрибутику, в интернете есть онлайн-магазин ShamanBazar, на маркетплейсах тоже продаются атрибуты. Всё это просто вещи, пока их не оживят строго определёнными ритуалами. Ну и далеко не все эти вещи сделаны правильно, это просто элементы декора или способ развлечения 👇
Шаманская шуба (ехэ амитай) – это самый сильный атрибут. И тяжёлый! Её вес может достигать до 50 кг. Дело в том, что не только меха тяжёлые. К шубе пришиваются различные элементы из ткани, металла и других материалов. И внутри шубы есть металлические элементы, символизирующие кости человеческого скелета: на груди — продолговатые пластины, изображающие рёбра, на спине — широкие пластины, обозначающие лопатки, на рукавах — металлические изображения плечевых костей и костей предплечья, вплоть до изображения кистей рук.
У шаманов почти нет храмов. В 2019 году в Улан-Удэ на территории шаманского центра «Тэнгэри» открылся «Тэнгэриин Ордон» (Дворец Неба). Храм построен по традициям кочевых народов в виде восьмиугольной юрты с куполом небесного цвета 👇
Отсутствие практики строительства храмов объясняется кочевым прошлым бурят и тем, что шаман с оживлёнными атрибутами по сути и есть живой храм своей веры.
Продолжение статьи по мотивам лекции удаган тут 👇
Если у вас или ваших знакомых есть интерес к теме тэнгрианства, духовных практик и религиозных событий на Байкале, то присоединяйтесь к Телеграм-каналу «Шаманизм на Байкале» 👇
В начале декабря планируется лекция на тему «Буряты – хранители Байкала. Бурят-монгольский шаманизм».