До переезда в Иркутск о шаманах я знала в основном по зарубежным фильмам про индейцев: танцы с бубном, дым кругом, песнопения, жертва богам. Это если вкратце.
Через несколько месяцев жизни в Восточной Сибири я посетила необычный для меня этнический праздник 👇
И поняла, что знаю о шаманизме крайне мало. Не знания, а карикатура какая-то... А ведь тут, на Байкале, шаманизм — древнейшая форма религиозных практик, которая исповедуется в Сибири на протяжении тысячелетий. Для местных жителей шаманизм — часть идентичности и живое знание, передаваемое из поколения в поколение. И, конечно, не стоит судить об их традициях с позиции любительницы фильмов...
Шаманство живёт и развивается до сих пор. Например, в этом году, 2 августа, на священном острове Ольхон, в посёлке Хужир, в местности Малый Хужир состоялся Международный шаманский тайлган «Арын 13 Ноёд». Это уникальное событие объединило шаманов и паломников из разных уголков мира!
Организаторами тайлгана выступили шаманский центр «Тэнгэри» под руководством Верховного Шамана Баира Жамбаловича Цырендоржиева, а также шаманские центры «Байкал» и «Сулдэ» (это организации Иркутска).
Этот летний тайлган был посвящён великим 13 северным хатам — хранителям и защитникам Сибири. Именно они, по мнению приверженцев шаманизма, оберегают наши земли, даруют силу и покровительство тем, кто с чистым сердцем обращается к ним.
Религиозная организация шаманов «Тэнгэри» возродила древнюю традицию массового почитания 13 Северных богов на священной земле бурятского народа.
На тайлган-съезд-конференцию собираются шаманы и верующие со всего мира, чтобы вместе вознести молитвы и камлания в древнем тайлгане, который длится практически целый день. Во время молебствия в небе над местом поклонения всегда появляется орёл — символ тэнгэрианства. Сама я там не была, поэтому пишу по следам события.
Первая моя попытка осознать духовный опыт народов, пришедших в Сибирь задолго до казаков, основавших Иркутск, была во время обучения на курсе повышения квалификации для экскурсоводов.
Я слушала онлайн-лекцию «Этнографические аспекты туристско-экскурсионной деятельности в Иркутской области и Прибайкалье». Её читал Илья Захидович Сосновский, кандидат исторических наук, научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьёва-Амурского.
Илья Сосновский окончил исторический факультет ИГУ, имеет учёную степень кандидата исторических наук и параллельно с основной должностью работает в университете доцентом кафедры журналистики и медиаменеджмента Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации.
На лекции узнала о народах, которые оказали влияние на формирование культуры Забайкалья задолго до освоения Сибири Московским государством 👇
Послушала о традиционном укладе жизни бурят.
И больше узнала о бурятском шаманизме, о том, как приверженцы шаманизма кормят родовых предков, узнала о формировании неошаманства, о развитии школы «Тэнгэри», где одарённых детей обучают на шаманов. Интересная такая лекция была.
Но необязательно учиться на экскурсовода, чтобы расширять свой кругозор на основе проверенной информации. В Иркутске можно побывать на встречах с шаманами, чтобы получить сведения об аспектах шаманизма из первых уст. Это полезно хотя бы потому, что позволяет развеять мифы и избавиться от искажённых представлений о внутреннем мире этносов, проживающих в одной большой стране. Периодически в Иркутске проходят лекции на темы бурят-монгольского шаманизма (тэнгрианство или боо-мургэл), истории бурят, традициий и обычаев.
На этой неделе в музее истории я познакомлюсь с практикующей удаган (шаманкой) Еленой Бороновой (Дождиковой). Она является лицом, ответственным за связи с общественностью в религиозной организации шаманов «Байкал».
«Идея проекта «Шаманизм на Байкале» заключается в том, чтобы предоставить вам информацию из первых уст, развеять мифы и стереотипы. Вокруг огромное количество информации по данному вопросу, однако многие столкиваются с тем, что она разрознена и не систематизирована. Для вашего удобства я собрала, переработала материалы и делюсь своими знаниями, опытом из шаманской практики», – написала Елена Андреевна на ТГ-канале проекта.
Например, на своих лекциях удаган рассказывает, чем отличаются западные и восточные буряты, кто такие «такшибаряшины», какие есть шаманы в Иркутской области, в чём разница между буддизмом и шаманизмом и т. д.
Если у вас есть вопросы к шаманке, то пишите в комментариях, что смогу, спрошу на лекции.