В первой статье по мотивам лекции практикующей удаган (Елены Бороновой) мы узнали о пантеоне божеств бурят, о шаманской болезни и посвящении шаманов 👇
Эта статья посвящена основным обрядам и случаям из практики удаган.
Главная идея шаманских обрядов и ритуалов у бурят — это обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов, и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Ниже основные обряды по степени сложности 👇
1. Сэржэм – подношение чем-либо одним
Смысл обряда заключается в том, что божеству или группе божеств подносят специально приготовленный и освящённый напиток. Сэржэм может проводиться как во время молебнов, так и быть частью отдельного обряда. Для обряда используют свежезаваренный чай, молоко или водку.
2. Обряд четырёхсоставного подношения божествам
Тут Елена объяснила, откуда взялась в этом наборе водка. Раньше это была бурятская молочная водка. Называлась она «тарасун» и создавалась именно для подношений духам.
Происхождение тарасуна отследить сложно — судя по всему, на территории Бурятии он появился в XIII веке благодаря монголам, которые научили захваченные народы дистилляции. Забродившее молоко переливали в котёл, где оно постепенно нагревалось. От котла выводили трубку — в чугунный кувшин, стоящий в холодной воде. Пары от кислого коровьего молока превращались в слабоалкогольный мутный напиток зеленоватого цвета (5 л забродившего молока получалось 10–50 мл дистиллята). При последующих перегонках градус крепости рос, но обычно после первой перегонки не превышал 15 градусов.
А теперь главное в этом всём – белый цвет молочной водки. Белый цвет у бурят обладает благожелательной символикой и составляет основу обрядовых действий и ритуалов. Белая еда, молоко (первая пища человека), чай с молоком и молочная водка – так было изначально. Однако со временем тарасун стал уступать место пшеничной – более доступной – водке. Но смысл обряда остался тем же.
3. Зуула тахил
Зуула тахил — обряд, во время которого готовят жертвенник с подношениями: забеленным чаем, белой пищей, водкой, молоком, зуула-лампадками, хадаком, шёлком, рубашкой и другими предметами.
Зуула – это лампадки, которые и дали название обряду.
Цель такого обряда — получить одноразовую связь с духами предков, получить нужную информацию о роде или прояснить причины беспокойства человека, узнать причину болезней или выяснить имена покровителей рода.
4. Родовой обряд
Родовой обряд (родовой тайлаган) у шаманов бурят — это ритуал, проводимый родовыми шаманами для представителей только одного рода, семьи. Такие обряды совершаются раз в год. Шаман призывает умерших предков (эжинов) — покровителей местности, и происходит общение между родичами и их предками.
Разноцветные шёлковые ленты во время обряда символизируют послание и просьбы духам предков. Например, синий — цвет неба, неразрывной связи с ушедшими предками, красный — цвет кровных уз, семейного единства, зелёный — цвет степной дороги, бесконечного пути рода. Берёзовые веточки с повязанными на них лентами — ограничивают периметр места проведения обряда, и шаманы время от времени проносят над ними дымящие угли из общего жертвенного костра — это защита от злых духов.
Берёза – белое дерево – считается священным деревом и необходимым элементом практически любого ритуала. При проведении обряда посвящения шаману необходимо забраться к макушке белой берёзы, что обозначает восхождение на небо. Елена тоже забиралась на верхушку берёзы – во всей шаманской атрибутике.
В родовом обряде важное место занимают священные животные. Верблюд, лошадь, бык, овца и коза — это пять священных животных бурят. Каждое из них символизирует определённое качество или свойство. Из этих пяти животных в жертву во время родовых обрядов приносят только барана и лошадь.
До того, как кочевники стали скотоводами, у бурят были другие священные животные: заяц, белка, ласка, горностай, гуран (самец сибирской косули/дикой козы).
Елена рассказала, что в одном из обрядов поклонения предкам буряты использовали гнёзда из бараньей шерсти, в каждом из которых находилось по три яйца (из теста раньше делали или шерсти, не всегда под рукой были настоящие), выкрашенных в золотой цвет. Тут важно количество яиц. Оно связано с верой в то, что у супружеской пары должно быть не меньше троих детей: супруги должны оставить по ребёнку после себя и привести в мир одного нового человека.
Вообще после общения с удаган поняла, что у бурят во главе угла – семья, род. Они очень чтят предков, смерть члена семьи – это не повод предавать забвению память о человеке. Связь с ним нерушима.
5. Тайлган
Тайлган у бурят — это традиционный общественный праздник, тесно связанный с шаманизмом. Это семейное или коллективное молебствие.
Слово «тайлган» в переводе означает «чествование богов».
Цели проведения тайлгана: просьба у высших сил благополучного года, хорошего урожая и травостоя, увеличения скота, счастья в семьях, избежание бед и несчастий для рода.
Обычно тайлган устраивают на вершинах гор, а также у подножия горы, на берегу водоёма — такое место считается священным и выбирается как постоянное для проведения обряда.
В начале статьи я писала, что уже почти четверть века на острове Ольхон проводится Международный тайлган «Арын 13 Ноёд». В начале августа туда может прибыть любой желающий, чтобы увидеть всё своими глазами, пообщаться с шаманами.
На фото слайда общие правила для шаманских обрядов 👇
Из практики удаган
Лекция Елены Бороновой была особенно интересна случаями из практики удаган.
Например, Елена рассказала, как ей довелось готовить обряд в Подмосковье (деревня Троица) и в небе появился орёл. Для удаган тут ничего удивительного, орлы часто сопровождают священные ритуалы шаманов. Но люди, которые наблюдали за работой удаган, сказали, что впервые в жизни увидели над деревней орла.
Ещё Елена объяснила, почему шаманы не торопятся проходить следующие посвящения: «Я стала удаган в сознательном возрасте, когда получила юридическое образование, и мне сложно преодолевать стремление всё происходящее в духовной практике объяснять с точки зрения логики. Раньше у людей с рождения формировалась картина мира, в которой то, что мы сейчас называем мистикой, является для них фактом. Поэтому и шаманы, существовавшие тут до большевистской кампании по борьбе с религией, отличались необъяснимой силой: могли восстанавливаться после того, как пронзили себя оружием, ходили по воде, понимали язык животных... Каждый уровень посвящения подразумевает самоотречение шамана. Современному человеку с навязанными ему призывами быть к себе нежным сложно отречься от своего комфорта – физического, морального, духовного, а значит, сложно двигаться по пути духовного роста... С 90-х годов тэнгрианство возрождается. Людям нужна вера, связь с предками, с семьёй. Но много знаний утеряно, и шаманам приходится искать свой путь».
Ещё я спросила у Елены, работают ли шаманы через интернет. Удаган сказала, что шаманы работают только с живой энергетикой человека. Поговорить с человеком через интернет, понять его обстоятельства и запрос – можно. Но сами ритуалы проводятся в присутствии представителя своего рода.
Елена с помощью огня молится за военнослужащих на СВО, как бы передаёт им через огонь духовную «почту», осуществляет энергетический обмен.
Поинтересовалась я и насчёт ценообразования: сколько стоят услуги шамана? Елена ответила, что шаман не в праве оценивать стоимость своей работы, это делает человек, который к нему обращается. Деньги – это своего рода тоже энергетический обмен. Если человек считает, что его проблема стоит 100 ₽, значит, он даёт шаману 100 ₽. Шаман может определять только стоимость материалов для обрядов. Если человек готов сам закупить все необходимые ткани, травы, ингредиенты, то и этих денег с него не возьмут.
А ещё шаман не должен навязывать человеку свои услуги. Это вам не «ай, позолоти ручку, дорогой, судьбу твою расскажу!». Тут важен факт инициативы самого человека. И даже не всем показано общаться с духами тогда, когда этого хочет сам человек, так что если вдруг шаман отказал вам в обряде, отнеситесь с пониманием: видимо, ещё не пришло время или обряд может пойти человеку в негатив. Тут лучше не спорить.
Были и случаи, когда обряды удаган возвращали людям веру и связь с их предками. Люди, будучи православными по вере, получали такую информацию, что потом начинали ходить в церковь, молиться за родственников.
...Порой духовная практика удаган обходится дорого. Бывало, что она приходила после обряда и снимала с ног носки... вместе с ногтями.
Историй было больше, от некоторых мурашки бежали по рукам... Если у вас или ваших знакомых есть интерес к теме тэнгрианства, духовных практик и религиозных событий на Байкале, то присоединяйтесь к Телеграм-каналу «Шаманизм на Байкале» 👇
В начале декабря планируется лекция на тему «Буряты – хранители Байкала. Бурят-монгольский шаманизм».
А тут ссылка на организацию шаманов «Байкал», которую представляет Елена Боронова 👇