На бездорожье выходят новые вездеходы! На выставке «Вездеходер 2025» состоялось несколько интересных вездеходных премьер!
Что интересного можно увидеть на ежегодной выставке «Вездеходер 2025», 14 ноября открывшейся в подмосковном парке «Патриот»? Начну с того, что в её экспозиции оказались несколько уже знакомых моим читателям разработок, в числе которых удивляющая своей динамикой трёхосная электрическая полуторка повышенной проходимости Mudster Truck 6x6 и здоровенные многоосные вездеходы-гиганты: трёхосный и четырёхосный снегоболотоходы «Звезда» и настоящий внедорожный монстр, водородный пятиосный снегоболотоход «РУСАК». Впечатляющая техника!
И был среди них ещё один герой моих прежних рассказов: разработанный и выпускаемый в Череповце TINGER TF4. Внешне вроде бы тот же самый, что я тестировал в вологодских болотах несколько лет назад. На самом же деле – во многом другой! В версии PRO. Вместо китайского движка Chery его оснастили российским двигателем от «Лады Ларгус». Вместо китайской коробки-робота здесь стоит опять же российская 5-ступенчатая механика. Раздатку заимствовали у «Соболя». Но самое главное – вездеход обзавёлся подвеской, здорово повысившей устойчивость на хороших дорогах и плавность хода, а значит, и среднюю скорость – на плохих.
А вот у снегоболотохода с бортовым поворотом «Архант», он же в прошлом «Шерп», проверенная ходовая часть и силовая линия оставлены без изменений. Главные новшества затронули в основном кузов. У новой модели «Архант Нева» с целью улучшения обзорности изменили и увеличили фронтальное остекление, в боковые окна врезали удобные форточки с фиксацией, а вместо обычных боковых зеркал заднего вида использовали видеокамеры. Компоновка кабины, органов управления и салона «Невы» осталась классической для «Архантов». Под потолок можно дозаказать грузовую сетку.
Помните, на одном из прежних «Вездеходеров» компания JAGGER Garage показала гусеничный вездеход П-3 с кабиной от ГАЗ-66? Теперь этот проект получил продолжение: на выставке состоялась премьера предсерийного образца вездехода П-4 уже с оригинальной кабиной. По компоновке и характеристикам – фактически всё то же самое: плавающая машина на резинометаллических гусеницах, при массе 3,9 тонны рассчитанная на перевозку 2– 2,5 тонн груза. Двигатель тот же и там же: дизель Cummins ISF2.8, расположенный под кабиной. Раньше для доступа к нему кабина откидывалась. Теперь, сделав кабину более просторной, разработчики обеспечили доступ в моторный отсек прямо из салона. И это правильно! Возиться с двигателем в тепле гораздо удобнее, чем на морозе. Правда, у опытного образца П-4 в паре с двигателем стоит не автомат, а механика. Но это – временное решение, и в последствии к автоматизированной трансмиссии предполагается вернуться.
Ещё одна гусеничная новинка: поменьше, а главное – попроще! Альянс компаний «Восток-Запад» представил так называемый народный вездеход – гусеничную амфибию МС-25 максимально упрощённой конструкции. Например, в качестве гусениц здесь используется транспортёрная лента с поперечными металлическими рейками в качестве грунтозацепов. В движение вездеход приводится китайским 2-цилиндровым двигателем, в паре с которым установлена вазовская коробка, от которой кардан идёт к расположенному в задней части кузова ведущему мосту от вазовской классики. Упрощение конструкции позволило вписаться в отпускную цену в 1,5 миллиона рублей.
В последние несколько лет бурно развиваются квадроциклы-гиганты: четырёхколёсные снегоболотоходы с мотоциклетной посадкой. Несколько их новых образцов засветились и на нынешнем Вездеходере. Обращу внимание на один из них, «Сокол Фермер-пикап», выбивающийся из общего ряда. Выбивается он главным образом своей практичностью, поскольку вполне может найти применение в подсобном хозяйстве. Для этого у него, во-первых, по обе стороны от основного сиденья сделаны по одному откидному сиденью для пассажиров. Во-вторых, над задними колёсами устроена грузовая платформа, в которой есть несколько дополнительных посадочных мест. Интересно, что у этого квадрика-гиганта двигатель отнюдь не мотоциклетный по мощности и литражу. Этот тойотовский мотор рабочим объёмом 1,5 литра развивает 110 л.с.!
Впервые на «Вездеходер» привезли снегоболотоход «Финист» от компании «Смолянин». Точнее, сразу два: один со стандартной, другой – с увеличенной колёсной базой. Оба выполнены в привычной для подобной техники компоновке и рассчитаны на полезную нагрузку в 800 кг, которая на плаву уменьшается до 300 кг. Агрегатное наполнение серьёзное: под капотом – силовой агрегат Toyota в составе 109-сильного двигателя и автоматизированной коробки передач. Мосты – от УАЗа. У стандартного «Финиста» подвеска рессорная, у удлинённого в передней подвеске использованы пружины.
Ещё две премьеры выставки: лёгкие многофункциональные машины высокой проходимости «Тракар» и «Каракурт». Обе показаны на стенде производственной группы «Моментум» из Санкт-Петербурга. Задача на разработку «Тракара» предусматривала создание небольшого транспортного автомобиля на полностью отечественной агрегатной базе, максимально приспособленного к реалиям нынешней войны. А в перспективе подходящего для гражданских служб и для экстремального туризма. То есть, предельно простого, проходимого и ремонтопригодного, причём в любых условиях. При этом, по возможности недорогого. В результате получился фактически багги-универсал с дизелем Минского моторного завода и вазовской трансмиссией. Два человека размещаются в кабине, плюс четверо – в кузове. Сиденья для них для лучшего контроля окружающего пространства развёрнуты наружу. Если упомянутые сиденья снять, можно возить груз массой до 750 кг.
«Каракурт» по компоновке и применяемым агрегатам практически не отличим от «Тракара», но у него закрытая, то есть, более комфортабельная кабина. Такой внедорожник можно предложить, к примеру, МЧС или частным заказчикам. Особо хочу обратить внимание на использование в этих автомобилях независимой рычажно-пружинной подвески, причём с унифицированными передними и задними рычагами. Независимая подвеска, в отличие от зависимой, позволяет существенно увеличить комфортную скорость движения по просёлку. А именно скорость сегодня стала важнейшим фактором выживания в тех условиях, для которых эти автомобили предназначены.
MotorProject© Константин Закурдаев
#тракар #багги #каракурт #военныйбагги #внедорожник #российскийвнедорожик #новаятехника #новыйвездеход #вездеходер