О живописных этюдах и акварелях Людмилы Дмитриевны, созданных на Байкале - в двух ранее опубликованных материалах. И вот - про рисунки, что, в общем-то, немного неожиданно... Дело в том, что Людмила Дмитриевна предпочитала заниматься именно живописью, выполняла порой производственные заказы, связанные с полиграфией, да и художником-рисовальщиком себя не считала. А тут столько работ - целая, можно сказать, экспозиция. Эти рисунки она даже никогда предпочитала на своих выставках и не показывать. Ну, есть ни и есть... Даже на стены к той самой юбилейной 1998 года, когда можно было увидеть много её байкальских работ, рисунки не попали. Да, порой на пленэре с учениками Людмила Дмитриевна рисовала, но почти всегда не оканчивала своих зарисовок, увлекаясь советами своим подопечным...
Сама Людмила Дмитриевна постоянно по малейшему поводу указывала, насколько она чувствительна к холоду и плохо его переносит. Как же получилось столько рисунков, выполненных на отрытом воздухе, причём с изображением заснеженных пейзажей... Это всё, должно быть энтузиазм, душевный подъём, восторг от окружающей природы. И ведь для таких рисунков нужно, чтобы рука вела линию точно, не дрожала от холода, не была скованной...
Если бы с Людмилой Дмитриевной на Байкале побывал и Анатолий Степанович, её муж-художник, то можно было бы даже сомневаться - кто из них создал эту зарисовку. Конечно, если бы рисовали рядом, разница была бы заметна. Но в этом мотиве, помня рисунки мужа, Людмила Преснякова словно бы заочно с ним соревнуется в отточенности. Он также мог оставить работу "на полпути".
В этом рисунке с деревьями на переднем плане и далями уже заметна более плавное движение руки, чем у Анатолия Преснякова.
В этом рисунке акцент не на прорисовку стволов и ветвей или деталей вдали, а на композицию в листе с раскрывающимися пространственными планами. Словно это эскиз к более длительной работе или размышление - каков этот вид в сравнении с другими. Да вид на эти два мыса можно встретить и с другой точки.
И они же снова на другой работе. Как называются эти мысы, выдающиеся в Байкал, Людмила Дмитриевна не узнавала. Точные географические названия в своих работах не так часто использовала, как могла бы. Не придавал этому значения. Это - точно. Я в своё время спрашивал об этом.
Вот другое место с выдающимися мысами. Может, она рисовала, спустившись чуть ниже? Или это совсем иное место?
В этом мотиве угадывается и предыдущий вид, и как будто есть намёки на мысы на дальнем плане, похожие на опубликованных выше. Пространственные планы верхней половины рисунка согласованы довольно точно, линия горизонта устойчива. Но тут заметна и некоторая торопливость в штрихах.
А это уже совсем другое место. Должно быть, биже к истоку Ангары, потому что заметны плавающие льдины, а в названии "Зима". Хотя названия Людмила Дмитриевна придумывала позже, через много лет по моей настоятельной просьбе. Порой решаясь: "Ладно. Пусть будет так..." А значит передний склон может быть затемнён именно по причине отсутствия снега. Растаял. Уже не зима, а весна вовсю. Плавающие льдины, "складки" дальних склонов, облака - заметно сопоставление изображаемых фактур...
В этой зарисовке редкий баланс мягкости природной среды и твёрдых линий, которыми изображаются постройки. И снова - чёткое построение пространственных планов.
В этом рисунке увеличенного формата пространство уже становится по театральному условным, и изображаемые детали становятся по театральному же фактурны... Да, Людмила Дмитриевна применяла не только графитный карандаш и белую бумагу, но и другие материалы. рассказывала после, как наблюдала работу других художников. А среди них попадались и выдумщики, и экспериментаторы, и "просто мастера".
Судя по ракурсу изображённого домика, дорога должна круто спускаться вниз, к озеру. В этом рисунке применён условный вертикальный штрих, использовавшийся и Анатолием Пресняковым. Намеренно или неосознанно?
Людмила Дмитриевна изображает не только природу. В этом рисунке присутствует даже некоторая "лихость", используется штриховка боковой частью графита. Не только в этом рисунке. Это даёт особую фактуру.
А в этой зарисовке видна торопливость. Всё-таки холод начинал давать знать о себе.
А деревню Крестовку Людмила Дмитриевна, изображая с нескольких ракурсов, подписывает. Рассказывала, что она находится вроде бы ниже уровня озера, и его воды могут когда-нибудь деревню затопить... Не знаю, местная ли это "страшилка" или анекдот.
И это далеко не все её её рисунки с того байкальского пленэра.