Найти в Дзене
alexunited

Олимпиады школьников - это...

Чем массовее становятся школьные олимпиады, тем чаще обыватели (читай: не смыслящие в теме) придумывают какие-то собственные страшилки и делятся со всем миром ими под видом авторитетного суждения. Давайте вместе и дружно разберёмся, что такое олимпиады, откуда они взялись и зачем они нужны. В перечне олимпиад школьников сегодня 129 личных олимпиад по математике. И практически у каждой из них больше одного тура. Получается, что в среднем у нас каждый день может проводиться тур какой-нибудь из олимпиад - включая лето и прочие каникулы, праздники и выходные. На деле, конечно, многие наши олимпиады проводятся в одни и те же дни (большинство финалов, конечно же, проходят в воскресенье и вне каникул - этих дней очень мало, поэтому за них в среде организаторов олимпиад идёт серьёзная конкуренция), некоторые отбор делают в формате "порешайте две недели и пришлите", некоторые перешли на онлайн-отборочный тур. В любом случае, школьник-олимпиадник в среднем за учебный год посещает несколько десят

Чем массовее становятся школьные олимпиады, тем чаще обыватели (читай: не смыслящие в теме) придумывают какие-то собственные страшилки и делятся со всем миром ими под видом авторитетного суждения. Давайте вместе и дружно разберёмся, что такое олимпиады, откуда они взялись и зачем они нужны.

В перечне олимпиад школьников сегодня 129 личных олимпиад по математике. И практически у каждой из них больше одного тура. Получается, что в среднем у нас каждый день может проводиться тур какой-нибудь из олимпиад - включая лето и прочие каникулы, праздники и выходные. На деле, конечно, многие наши олимпиады проводятся в одни и те же дни (большинство финалов, конечно же, проходят в воскресенье и вне каникул - этих дней очень мало, поэтому за них в среде организаторов олимпиад идёт серьёзная конкуренция), некоторые отбор делают в формате "порешайте две недели и пришлите", некоторые перешли на онлайн-отборочный тур. В любом случае, школьник-олимпиадник в среднем за учебный год посещает несколько десятков финальных туров разных олимпиад по воскресеньям, поэтому у нас в 11 классе, кстати, был выходной на неделе, когда мы не учились - ровно потому, что практически каждое воскресенье у нас были олимпиады, а это - несколько часов умственного напряжения.

Олимпиада - это соревнование для школьников, которые знают математику на уровне сильно выше среднего школьного, для ребят, которые любят математику и занимаются ею потому, что не могут не заниматься. Это те ребята, которые на ОГЭ на вопрос соседа по аудитории "А ты знаешь *такую-то тему*?" спокойно и без тени сомнения отвечают "Я знаю всё!" Для них и 90 баллов на профильном ЕГЭ по математике - провальный результат. Это примерно 1% от общего числа школьников, узкий круг и тонкий слой, где все с младых ногтей друг друга знают и на всех олимпиадах класса с 5-6 регулярно друг друга видят.

Когда школьного отличника, который олимпиад в глаза не видел, посылают на районный тур в 8-9 классе, чтобы он "чего-нибудь порешал", это заканчивается немного предсказуемо. И если посылавшие начинают возмущаться, то это они дураки, а не лыжи не едут. Ведь вы же не посылаете отличника по физкультуре на юниорский чемпионат по тяжёлой атлетике? А аналогия прямейшая: между "средним" уровнем (который у нас, к тому же, неуклонно снижается) и лидерами (теми самыми, которые 1%) - пропасть. И чем ниже будет средний уровень, тем больше станет эта пропасть.

-2

В том, что олимпиады недоступны подавляющему большинству школьников, нет ни дискриминации, ни несправедливости - чтобы добиться успеха в любом спортивном соревновании абсолютно необходимы две вещи: талант и труд. С чего бы вдруг школьный отличник без особенных талантов или же талантливый разгильдяй, не тренировавшийся ни минуты, должны были показывать высокие результаты? Абсолютно не с чего!

Исторически первые олимпиады были призваны найти и отобрать нестандартно мыслящих школьников. Формулировки задач были, так или иначе, доступны на среднем школьном уровне всем, а вот решить эти задач могли только те, у кого в комплектации имелся мозг. Со временем стандартные сюжеты себя исчерпали и закончились, а количество олимпиад стало неприлично расти - к тому же если раньше можно было гонять один сюжет "от Калининграда до Владивостока", то сегодня единожды использованная где-то задача становится широко известной и попадает в листки кружков по всему миру - повторить её уже нельзя, потому что кто-то из участников вполне может знать эту задачу. Да и авторам задачи не понравится, если их творчество будет использовано в чужой олимпиаде.

-3

Поэтому сейчас на олимпиаде серьёзного уровня школьник без подготовки даже и условие-то прочитать затруднится. Это данность. Это грустно, но это не надо воспринимать как какую-то несправедливость. Печально, конечно, если у какого-то способного ребёнка нет возможности заниматься - живёт он в глухой таёжной деревне без интернета, а школьный учитель математики у него ничего об олимпиадных задачах не слышал - но это что-то сказочное. Возможно ли, что такие дети существуют? Наверное да. Но их меньше десяти на все параллели на всю страну. И даже у них есть возможность читать книжки, решать задачи из книжек и задачников, старых олимпиад - было бы желание.

Олимпиады по-прежнему отлично выполняют основную функцию - находить по всей стране таланты, которые потом отбираются в спецшколы и готовятся к сперва спортивным достижениям, а потом и к научным.

Несмотря на Вашу уверенность в обратном, неуважаемая Оксана, лыжи едут...
Несмотря на Вашу уверенность в обратном, неуважаемая Оксана, лыжи едут...

Кстати, ещё одно распространённое обывательское заблуждение, будто бы нет ничего общего между олимпиадами и наукой, что это параллельные реальности - олимпиадники, якобы, это сплошь "спринтеры", которые решают на скорость, а учёные должны годами терпеливо сидеть над проблемой и обсасывать её со всех сторон. На самом деле, это работает в одну сторону - для успеха в науке не обязательно быть олимпиадником. Действительно, есть очень медленные дети, которые никогда не добьются успеха под олимпиадным давлением, но при этом обладающие высокой культурой и терпением, которые вполне могут вырасти в серьёзных учёных. Но при этом практически все олимпиадники в науке весьма востребованы, даже если не становятся выдающимися учёными, степень имеют и публикуются регулярно. Исключения есть, но все они - из-за психологических проблем, а не потому, что они, якобы, учились какой-то "не такой" математике.

Итак, давайте ещё раз уясним: классические олимпиады - не для всех, они - для избранных. Для тех, у кого и способности, и желание, и трудолюбие - кто пашет по десять часов в неделю, кто и по ночам в кровати "докручивает" последние "гробы" из свежего кружковского листка, кто буквально дышит математикой и не представляет себе жизни без неё. К классической олимпиаде невозможно подготовить случайного человека - он не возьмёт диплом на финале Всеросса, если не будет несколько лет много и регулярно заниматься.

Да что там диплом - будем честны, он и условий-то не прочитает...
Да что там диплом - будем честны, он и условий-то не прочитает...

Но далеко не все из 129 олимпиад - классические. Есть ещё и так называемые технические - усложнённая (сильно усложнённая, да) школьная контрольная, в некотором смысле, то есть не требующая никаких идей, которых бы не знал "школьный отличник". И вот уже к таким олимпиадам вполне можно готовиться и готовить, даже если у ученика нет выдающихся способностей. Не за неделю и не за месяц, но при действительно хорошем владении школьной программой - за год вполне реально натаскать на диплом. К тому же, диплом призёра на таких олимпиадах дают, буквально, "всем, кто движется" - чем больше там "нулевых" случайных участников, тем больше дипломов организаторы нормальным могут выдать. Поэтому ни организаторы, ни адекватные участники на самом деле не заинтересованы в том, чтобы случайных участников становилось меньше.

Так что никого не призываю не участвовать в олимпиадах. Просто оценивайте свои силы здраво и не ожидайте успешных результатов, если не готовились ни минуты. Чёткое понимание своего места под солнцем - это ключ к отсутствию неоправданных разочарований.

-6

А чтобы подготовиться к перечневым олимпиадам - приходите в кружок уже "смолоду". И тогда к 11 классу в олимпиадной технике уже всё будет ясно как день. Разумеется, приходить надо с желанием - потому что пахать придётся много, и если это Вам не интересно, то Вы рано или поздно бросите всё и убежите. Но есть и хорошая новость - ценз способностей для того, чтобы "затащить" техническую олимпиаду значительно ниже, чем для классической - буквально, любой, кто не входит в 10-20% необучаемых клинических дебилов, при должном усердии до какого-нибудь дипломчика обязательно доберётся. От точного уровня способностей, конечно, зависит, сколько времени и усилий потребуется - но, если для успеха на классической олимпиаде 95% не помогут никакие усилия, то для технической практически нет противопоказаний, кроме тех, которые любой учёбе противоречат.

Но обязательно желание и терпение. И, конечно, ни за неделю, ни за месяц это не делается - топ 5% (если они почему-то раньше не занимались) подготовить к условной ОММО можно за полгода, топ 20% - примерно за год. Самым слабым из обучаемых потребуется 3-4 года по два раза в неделю. Конечно же, во всех случаях я закладываю ещё и самостоятельную работу ученика...

-7

А стоит ли это всё возможного результата? Каждый решает сам. Но тут главное - понимать, что в формате "у нас послезавтра регион, дайте нам пару уроков" в 10 классе не сработает - ни Марьиванна с Профи.ру, ни я, ни Кирилл Андреевич Сухов не подготовят за два занятия к региональному этапу ВсОШ школьника, не занимавшегося долгие годы до этого, даже если он случайно по способностям в топ 1% входит. И что без огромной самостоятельной работы и без внутреннего желания мы не подготовим даже за несколько лет регулярных занятий - тоже надо понимать. В самом начале пути нужно - хотя бы родителям - всё это чётко осознавать. Если у ребёнка нет желания - Вы, конечно, можете его заставлять, но результат, скорее всего, будет примерно никакой. А вот если он хочет, то не вздумайте говорить "да кому твоя математика нужна, пошёл бы ты лучше отцу в гараже помогать, автомехаником станешь потом"!

Хотя, конечно, если плевать на собственного ребёнка и его будущее, то лепите из него, кого хотите - это на Вашей совести останется, если она у вас имеется. Из меня вот никого никогда лепить не пытались, поддерживали то, чем я сам хотел заниматься. Но утверждать, что все должны делать так же, я б не рискнул. Ваши дети - Ваша ответственность. Наше преподавательское дело - помочь, а сломать их судьбу или поддержать - это чисто родительская зона ответственности.

Математика с Александром Сергеевичем

Олимпиадные задачи с решениями ищите у меня в Телеграме. Если их условия вызывают у Вас (как у некой Оксаны из скринов выше) ощущение, что их автор чего-то курил - поздравляю, Вам не в математику. Одной возможной областью деятельности меньше. А вот если позитивные эмоции вызывает - поздравляю вдвойне. Нам с Вами по пути. Приходите учиться.