Найти в Дзене
Просто Училка

"Решают все!" Об искажении роли олимпиад в математической жизни школьников

Скажите, вы садитесь на шпагат?🤸‍♂️ *** Олимпиада - соревнование по демонстрации сверхдостижений. В спорте так и есть. Не знаю, как было на самом деле, но на мой взгляд Олимпиады по математике изначально вводились как раз для вычисления, для выявления, для открытия талантливых в математике школьников. Даже ещё в прошлом веке, когда я училась в школе, Олимпиады были привилегией одарённых. Они не касались всего класса, на них отправлялись избранные. Кем? Учителями. Мы с подружкой регулярно участвовали. Про себя не могу сказать, что у меня особый талант к математике. К педагогике - да. К математике? Это через папу. Папа был гений у меня. Он нас с сестрой развивал. Мы видели математику его глазами. Меня ошибочно принимали за одарённую, поэтому в ходе испытаний мне не всегда было легко, но задания я брала. Не могла не взять, чтобы не подвести папу. *** Сегодня в Олимпиадах участвуют все желающие. Иногда и нежелающие тоже. Таких учителя мотивируют оценками: примешь участие в Олимпиаде - пят

Скажите, вы садитесь на шпагат?🤸‍♂️

***

Олимпиада - соревнование по демонстрации сверхдостижений. В спорте так и есть.

Не знаю, как было на самом деле, но на мой взгляд Олимпиады по математике изначально вводились как раз для вычисления, для выявления, для открытия талантливых в математике школьников.

Даже ещё в прошлом веке, когда я училась в школе, Олимпиады были привилегией одарённых. Они не касались всего класса, на них отправлялись избранные. Кем? Учителями. Мы с подружкой регулярно участвовали. Про себя не могу сказать, что у меня особый талант к математике. К педагогике - да. К математике? Это через папу. Папа был гений у меня. Он нас с сестрой развивал. Мы видели математику его глазами. Меня ошибочно принимали за одарённую, поэтому в ходе испытаний мне не всегда было легко, но задания я брала. Не могла не взять, чтобы не подвести папу.

***

Сегодня в Олимпиадах участвуют все желающие.

Иногда и нежелающие тоже. Таких учителя мотивируют оценками: примешь участие в Олимпиаде - пятёрка, если хотя бы что-то правильно сделаешь.

А ещё Олимпиады влияют на бонусы при поступлении.

Поэтому родители бросились погружать школьников в Олимпиадную подготовку. Появились платные курсы и репетиторы по этим направлениям.

Начинается тонкий лёд, друзья.

Повторю свой вопрос: вы садитесь на шпагат? Можно ли без шпагата победить на Олимпиаде, если речь идёт о художественной гимнастике?

"Нам нужна Олимпиада" - утверждает мама мальчика, который даже простых звёзд с неба не хватает. Мышление обычное, действия шаблонные (как в школе научили), огня к математике нет. И у него нет... Шпагата.

Одарённость - это не всем даётся. И кто хотя бы попытается назвать не одарённого искрой Пифагорьей в математическом смысле ребёнка бездарью, у меня с тем будет очень серьёзный разговор😡

Есть нормы. Их тянет нормальный школьник. Ничего сверхъестественного в школьной программе по математике нет. Её реально охватить на четвёрку при условии, что мы не халтурим, не халявим и не списываем.

А вот в олимпиадных заданиях сверхъестественного много.

Раньше я бы сказала, что всё они сверхнормальные, однако в последнее время замечаю, что в Олимпиады вставляются номера из обычной математики. Это сделано, по моему разумению, для того, чтобы любой приличный ученик показал хоть какой-нибудь уровень. Это неверная стратегия, она смазывает реальный результат. Получается, что у нас одарённых полкласса. А ведь на самом деле пара человек на школу - уже огромная удача.

Стыдливо засчитывать на Олимпиаде приседания вместо шпагата - нечестно.

К тому же, такой подход дезинформирует родителей.

"Мы сейчас ищем репетитора по олимпиадной математике", - иногда встречаю такие сообщения от читателей.

Зачем? Ваш ребёнок одарённый? Он увлечён математикой? Он успешен в школьном предмете? У него пятёрки по контрольным? У него при виде циферок зрачки расширяются? (ладно, утрирование, но допустимое) Он предпочтёт порешать задачки вместо похода в кино, на прогулку, в развлекательный центр?

Для него математика - это смысл жизни?

Есть такие дети. Их ничтожно мало. И олимпиады придуманы для них. Изначально.

Для остальных же - это кропотливый труд с негарантированным результатом. Я сама за борьбу, за труд, за преодоление себя. Но заигрываться с этим нельзя. Без фанатизма.

Пару раз в жизни мне удалось сесть на шпагат. Я мечтала. Я тренировалась месяцами.

Это было мучительно больно. Просто адски.

Зачем рассказала? Привела пример, когда успех в Олимпиадах можно наработать самостоятельно. Так же некомфортно было надрываться на Олимпиадах, когда меня туда гоняли. Но я была должна. Папе.

Только при высочайшей мотивации со стороны ребёнка возможен технический успех.

Никак иначе вы его не получите, если там этой пресловутой одарённости нет.

Мотивация ребёнка и кропотливый труд педагога. Тогда кое-что получится.

Распространённый миф: все олимпиадные задания можно ранжировать по типам. Ранжировать, может, и можно. А вот решить каждую задачу даже при разборе и закреплении всех типов можно далеко не всегда.

Потому что задача может попасться атипичная.

На математической Олимпиаде надо показывать, скорее, не знание алгоритмов, а умение мыслить. Размышлять, рассуждать, составлять, придумывать, рождать свои личные алгоритмы решения.

Ради чего тянуть несчастного кота за асимптоту? Ради поступления? А не проще подналечь на обычную математику, да и на все остальные предметы, и блестяще закончить школу? Кинуть все силы на полировку нормального, чем тянуться за призрачным сверхрезультатом, так разве не лучше?

"Всё равно из-за квот по баллам можно не пройти!"

Тут мне сказать нечего, потому что такие случаи бывают. Но они - такая же редкость, как и потенциальный математический гений.

***

Я не отговариваю вас от Олимпиад. Я хочу, чтобы вы трезво смотрели на ребёнка. И не сделали ему же хуже в попытке дотянуться до небес.

Может, его место на Земле. Гораздо ценнее уверенно стоять на ногах❤️

Важная статья вот👈

Подписаться на ТГ-канал нужно здесь👉: Просто Училка live

Поддержать работу канала можно тут👉: спасибо🙏👍