Найти в Дзене
X5 Transport

Ярославский гигант: как появился грузовик Я-4

Ярославский завод по праву считается очень важным для страны предприятием. Этот завод дал старт тяжелому автомобилестроению СССР. Автомобили, выпускаемые в Ярославле, называют гигантами. И не зря: техника, производимая на заводе, была действительно крупной и мощной меркам того времени.
Сегодня мы подробно рассмотрим историю создания и развития модели Я-4. Помог нам в этом водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов! В 1928 году на Ярославском заводе по лицензии собрали несколько десятков грузовиков Mercedes-Benz L2, грузоподъемностью 3,5 тонны. Эти автомобили оснащались 6-цилиндровым двигателем объемом 7 литров мощностью 70 л.с. при 1600 об/мин. На основе этого грузовика и с использованием немецкой кабины и был разработан новый грузовик — Я-4, появившийся в 1928-1929 годах. Оснастили обновленный грузовик тем же двигателем от Mercedes-Benz, а также 4-ступенчатой коробкой передач того же немецкого образца. Основной причиной смены двигателя с отечественного на немецкий стала его низкая мощн
Оглавление

Ярославский завод по праву считается очень важным для страны предприятием. Этот завод дал старт тяжелому автомобилестроению СССР. Автомобили, выпускаемые в Ярославле, называют гигантами. И не зря: техника, производимая на заводе, была действительно крупной и мощной меркам того времени.

Сегодня мы подробно рассмотрим историю создания и развития модели Я-4. Помог нам в этом водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов!

Причины появления новой машины

В 1928 году на Ярославском заводе по лицензии собрали несколько десятков грузовиков Mercedes-Benz L2, грузоподъемностью 3,5 тонны. Эти автомобили оснащались 6-цилиндровым двигателем объемом 7 литров мощностью 70 л.с. при 1600 об/мин. На основе этого грузовика и с использованием немецкой кабины и был разработан новый грузовик — Я-4, появившийся в 1928-1929 годах.

Оснастили обновленный грузовик тем же двигателем от Mercedes-Benz, а также 4-ступенчатой коробкой передач того же немецкого образца. Основной причиной смены двигателя с отечественного на немецкий стала его низкая мощность (35 л.с.), что делало грузовик маломощным и тихоходным — максимум 30 км/ч без нагрузки и 20-25 км/ч с полной. Кроме того, были проблемы с преодолением подъемов и слабые тормоза как для такого тяжелого автомобиля.

Новый немецкий двигатель позволил поднять максимальную скорость до 45 км/ч.

-2

Изменения в конструкции и новое обозначение

Я-3 был существенно модернизирован: изменилась форма капота, кабина сдвинута назад, увеличилась длина автомобиля. Были усовершенствованы тормоза с вакуумным усилителем немецкой фирмы Bosch-Devaunder. Благодаря более мощному двигателю грузоподъемность увеличилась на одну тонну и составила 4.5 тонны, вместо 3.5. Обновленный грузовик получил индекс Я-4.

Аналогичную систему, только уже сделанную в СССР, ставили на все Ярославские грузовики начиная с модели Я-4. Также все Ярославские грузовики оснащались механическими тормозами, действовавших только на задние колеса. На каждом колесе работали 4 колодки.

Масштабы производства и значение для автопрома

С второй половины 1928 года до конца 1929 — было выпущено 137 грузовиков Я-4: в 1928 году — 28 штук, а в 1929 году — еще 109.

Я-4 нередко считают лишь модификацией Я-3, что в корне неверно. Автомобиль получил настолько существенные изменения, что его можно смело назвать отдельной моделью и важной вехой в производстве легендарных машин. В 20-х годах Я-4 стал значительным шагом вперед, приблизившись к лучшим образцам мирового уровня. И хотя Я-4 не получил массового распространения, его последующая модификация — пятитонный Я-5 — уже заслужила широкое признание.

-3