Найти в Дзене
Джедай из Шира

Самые страшные фильмы ужасов, действие которых разворачивается при свете дня. Часть 2

Продолжаем погружаться в тему нестандартных фильмов ужасов, которые пугают не тьмой и таящимися в ней монстрами, а ужасами при свете дня. Оказывается, таких фильмов не так мало, как я думал, поэтому созрела и вторая часть подборки! А вы предлагайте свои варианты в комментариях :) «Птицы» заставляют нас по-новому взглянуть на наших пернатых друзей За свою многолетнюю карьеру легендарный мастер ужасов Альфред Хичкок обращался к множеству тем. Он с удовольствием изобретал всё новые и всё более жуткие способы мучить своих персонажей на экране, но при этом никогда не прибегал к излюбленному приёму фильмов категории «Б» — созданию картины о монстрах. Всё изменилось весной 1963 года, когда Хичкок выпустил в прокат «Птиц». С тех пор мир больше никогда не смотрел на пернатых с прежним безмятежным спокойствием. В фильме рассказывается о молодой светской львице, которая следует за своим потенциальным возлюбленным в небольшой городок на севере Калифорнии — и оказывается свидетельницей того, как
Оглавление

Продолжаем погружаться в тему нестандартных фильмов ужасов, которые пугают не тьмой и таящимися в ней монстрами, а ужасами при свете дня.

Оказывается, таких фильмов не так мало, как я думал, поэтому созрела и вторая часть подборки! А вы предлагайте свои варианты в комментариях :)

«Птицы» заставляют нас по-новому взглянуть на наших пернатых друзей

За свою многолетнюю карьеру легендарный мастер ужасов Альфред Хичкок обращался к множеству тем. Он с удовольствием изобретал всё новые и всё более жуткие способы мучить своих персонажей на экране, но при этом никогда не прибегал к излюбленному приёму фильмов категории «Б» — созданию картины о монстрах.

Всё изменилось весной 1963 года, когда Хичкок выпустил в прокат «Птиц». С тех пор мир больше никогда не смотрел на пернатых с прежним безмятежным спокойствием.

В фильме рассказывается о молодой светской львице, которая следует за своим потенциальным возлюбленным в небольшой городок на севере Калифорнии — и оказывается свидетельницей того, как деревню охватывает волна агрессии со стороны птиц самых разных видов.

Да, в первом приближении сюжет звучит несколько наивно, но, несмотря на устаревшие по сегодняшним меркам спецэффекты, «Птицы» — это душераздирающая история о выживании, полная тонких хоррор-приёмов. Хичкок мастерски использует калифорнийский солнечный свет, чтобы создать атмосферу зловещего «затишья перед бурей».

А когда пернатые твари наконец обрушиваются на людей, каждое безумное мгновение фиксируется в залитой солнцем дымке техниколоровой палитры — и это зрелище заставляет зрителя дважды подумать, прежде чем отправиться на закаты Калифорнии.

«Вторжение динозавра»: монстр, который не прячется

-2

Если в «Птицах» угроза исходит от существ, чья агрессия кажется случайной и непредсказуемой, то в фильме Пон Чжун Хо «Вторжение динозавра» враг предстаёт перед нами совершенно открыто. Это беспощадная, одновременно уморительная и жестокая лента, действие которой разворачивается почти целиком при дневном свете.

В ней особенно мерзкий монстр сеет хаос в мирном прибрежном районе на берегу реки Хан, где обычные люди наслаждаются солнцем.

Работа над спецэффектами осложнялась тем, что чудовище приходилось демонстрировать при ярком освещении — ведь днём его невозможно было скрыть в тенях. Однако именно это делает его появление ещё более убедительным: детально проработанные, жаждущие плоти рыбоподобные существа, беснующиеся на залитых солнцем берегах, производят ошеломляющее впечатление.

Стратегия Пон Чжун Хо — выпустить монстра под полуденным солнцем — подчёркивает масштабы кровавой бойни и помогает фильму вырваться за рамки классического «Б»-хоррора, превратившись в подлинный образец дневного хоррора.

Ещё более интригующим «Вторжение динозавра» делает его основа на реальных событиях: сюжет начинается с того, что американский военный врач приказывает вылить в реку Хан огромное количество формальдегида. Этот эпизод был вдохновлён настоящим инцидентом, произошедшим в Сеуле примерно в 2000 году.

Правда, до сих пор никто не сообщал о появлении в реке чудовищных амфибий — но это уже не столь важно, ведь сила фильма — в его символике и визуальной мощи.

«Рассвет мертвецов»: дневной хоррор во всей своей зомби-красе

-3

Хотя первый фильм Джорджа Ромеро, положивший начало жанру зомби-апокалипсиса — «Ночь живых мертвецов» (1968), — в самом названии отсылает к тьме, одна из самых пугающих его сцен происходит в полный день.

В знаменитом прологе, где Барбара слышит: «Они идут за тобой!», ужас усиливается именно благодаря яркому дневному свету, подчёркивающему обыденность обстановки и резкость насилия.

Видимо, именно этот эффект вдохновил Ромеро на создание продолжения — «Рассвета мертвецов» (1978), в котором дневные сцены играют ключевую роль. Несмотря на то, что фильм насыщен сатирой на общество потребления — действие разворачивается в заброшенном торговом центре, — в нём немало моментов, где зомби расчленяют жертв под палящим солнцем.

Персонажи наблюдают за этим хаосом с крыши торгового центра, где их кожа обгорает, а плоть нежити высыхает и трескается.

Эстетика дневного ужаса оказала влияние и на ремейк Зака Снайдера 2004 года. Он не только сохранил дневное освещение, но и усилил его: шокирующие открывающие сцены разворачиваются в золотистом утреннем свете, а финал — на открытом, залитом солнцем пирсе.

«Пираньи»: кровавое веселье под солнцем

-4

Никакой список дневных хорроров не обходится без «Пираньи» — пародии на «Челюсти», которая одновременно и увлекательна, и жестока. Детектив Мэгги (Хизер Мензис-Урих), разыскивающая двух пропавших подростков, случайно выпускает генетически модифицированных хищных рыб из заброшенного исследовательского центра.

Вместе с местным гидом Полом (Брэдфорд Диллман) она пытается предупредить отдыхающих и лагерь вниз по течению о надвигающейся угрозе.

Спецэффекты могут показаться наивными, но сцены кормёжки — чрезвычайно эффективны. Кричащие жертвы, от которых пираньи отрывают куски плоти, и кровавая вода производят сильное впечатление. Особенно смелым решением стала атака на детский лагерь: вожатый мистер Дюмон (Пол Бартел), весь израненный и покрытый кровью, рискует жизнью, чтобы вытащить детей из воды.

Фильм завершается знаменитым «открытым финалом»: выясняется, что пираньи приспособились к солёной воде и достигли океана. Это классический ход для хоррора — оставить угрозу висящей в воздухе. «Пиранья» Джо Данте — это залитая солнцем, кровавая, но при этом весёлая и самоироничная картина, которая не воспринимает себя всерьёз, и именно это делает её такой притягательной.

«Хищник»: ужас, скрытый под пологом дневного леса

-5

Хотя «Хищник» чаще причисляют к научной фантастике или боевику, на деле это великолепный фильм — один из лучших примеров дневного хоррора. Схватка Датча (Арнольд Шварценеггер) с инопланетным охотником происходит в джунглях Амазонки, причём большая часть убийств совершается при дневном свете, скрытом среди густой листвы.

Это не только позволяет зрителю видеть каждую деталь кровавой бойни, но и создаёт ложное ощущение безопасности — ведь, поначалу, фильм кажется простым боевиком.

Однако по мере того как один за другим погибают члены отряда, всплывают хоррор-клише: пришелец выслеживает жертв, как слэшер в классических фильмах ужасов; насилие становится всё более мучительным; даже снятие маски перед финальной дуэлью — это отсылка к традициям жанра.

Уже в самом начале, когда команда находит тела первых жертв, подвешенных вниз головой на деревьях с содранной кожей, становится ясно: это не просто боевик. «Хищник» ужасен именно тем, что его монстр действует не в темноте, а средь бела дня — и делает это почти невидимым.

«Девятая сессия»: кошмар, растущий из повседневности

-6

«Девятая сессия» — это история о бригаде по удалению асбеста, работающей в заброшенной психиатрической больнице Дэнверс.

Под давлением сроков и внутренних конфликтов, каждый член команды начинает сходить с ума по-своему: Майк (Стивен Геведон) одержим терапевтическими записями пациентки с диссоциативным расстройством, Джефф (Брендан Секстон III) боится остаться в темноте, Хэнк (Джош Лукас) ищет монеты, а Фил (Дэвид Карузо) замечает, как Гордон (Питер Муллан) — глава бригады и новый отец — постепенно теряет контроль над собой и бизнесом.

Согласно готическим традициям, само здание оказывает дестабилизирующее влияние на психику людей. Хотя фильм использует и неожиданные "пугалки", и кровь, его главный инструмент — психологическое напряжение.

Поскольку речь идёт о рабочей бригаде, почти всё действие происходит днём. Солнечный свет, проникающий сквозь грязные окна, подчёркивает убогость и безнадёжность этого архитектурного монстра, усиливая тревожную атмосферу. Неоднозначная концовка заставляет зрителя гадать: довёл ли Дэнверс Гордона до убийства, или в этих стенах действительно обитает существо по имени Саймон, охотящееся на слабых?

«28 дней спустя»: дневной ужас в опустевшем мире

-7

Хотя кульминация «28 дней спустя» происходит ночью под дождём, основная часть фильма разворачивается при дневном свете — и именно это делает его уникальным.

Первые сцены, где Джим (Киллиан Мерфи) просыпается в пустой больнице и бродит по заброшенному Лондону, наполнены жуткой, почти немыслимой тишиной. Атака заражённых — быстрых, яростных и ужасающе живых — происходит тоже днём, как и их последующее уничтожение выжившими с помощью зажигательных бомб.

Режиссёр Дэнни Бойл сознательно ломает условности зомби-жанра: его монстры не бредут медленно — они мчатся, рыча. И именно дневной свет позволяет увидеть всю степень их отвратительности и скорости. То же происходит и в сиквеле — «28 недель спустя», где погоня в начальных сценах также разворачивается при полном свете дня.

В мире, захваченном заражёнными, безопасно передвигаться только днём — когда можно видеть врага. Поэтому солнечный свет в этом фильме — не символ надежды, а инструмент ужаса. «28 дней спустя» не просто возродил зомби-хоррор — он доказал, что день может быть страшнее ночи.

«Пункт назначения 2»: смерть, которая ждёт на свету

-8

Если первый фильм франшизы в основном происходил ночью, то «Пункт назначения 2» — самый мощный из всех — полностью использует дневное освещение. Его открывающая сцена — автокатастрофа в утренний час пик — стала кошмаром для поколений водителей: каждое столкновение, взрыв и брызги крови видны с мучительной чёткостью.

Сиквел отличается и более изощрёнными сценами смерти: лифт, стоматологическое кресло — всё превращается в смертельную ловушку. Здесь смерть обретает почти садистское чувство юмора, наслаждаясь игрой со своей добычей. Это уже не просто механика рока — это почти сатира на оригинал.

«Изгнанные дьяволом»: кровь под техасским солнцем

-9

Продолжение «Дома 1000 трупов» начинается с рейда на ферму, где шериф Вайделл (Уильям Форсайт) находит доказательства более чем 75 убийств. В этом жестоком, нарочито отвратительном фильме Роба Зомби семья Файерфлай — Бэби (Шери Мун Зомби) и Отис (Билл Мозли) — сбегают из-под стражи и берут в заложники группу туристов в захудалом мотеле.

Вскоре к ним присоединяется отец — капитан Сполдинг (Сид Хейг), — и трио психопатов начинает сеять хаос под палящим техасским солнцем.

Параллельно шериф Вайделл сам погружается в тьму, пытая и убивая матриарха семьи (Лесли Истербрук). Каждая сцена насилия — от убийства на дороге до жестоких пыток — демонстрируется при ярком дневном свете пустыни.

«Изгнанные дьяволом» — это любовное послание к хоррорам 1970-х, воспевающее их порочность, избыток насилия и нарочитую провокационность. Даже Роджер Эберт, давший фильму три звезды, признал: его мрачный юмор точно найдёт отклик у ценителей жанра.

«Райское озеро»: ужас классового конфликта под открытым небом

-10

Английская пара среднего класса — Дженни (Келли Рейли) и Стив (Майкл Фассбендер) — отправляется на романтический уикенд к озеру, планирующемуся под застройку. После предложения руки и сердца они сталкиваются с агрессией местных подростков из рабочего класса. Слово за слово — и конфликт перерастает в жестокую охоту.

Когда подростки по приказу своего лидера Бретта (Джек О’Коннелл) похищают и пытают Стива, режиссёр Джеймс Уоткинс использует дневной свет леса, чтобы усилить бессилие Дженни: ей негде спрятаться, некуда бежать. Географическая изоляция, отсылки к «Избавлению» и жестокость подростков создают атмосферу безысходности.

Кульминация — ещё более мучительна: выбравшись из леса, Дженни находит группу взрослых на вечеринке — и узнаёт, что это родители её мучителей. Фильм утверждает: жестокость подростков — зеркало жестокости их родителей.

«Руины»: джунгли как ловушка под солнцем

-11

Отпуск в Мексике превращается в кошмар, когда группа туристов следует за немцем-бэкпекером к руинам майя в джунглях Юкатана. Найдя древнюю пирамиду, они оказываются в ловушке: местное племя охраняет её, не позволяя никому уйти.

Под палящим солнцем герои страдают от жажды, травм и изоляции — но это лишь начало.

Скоро выясняется, что сама пирамида — живая. Покрывающие её лозы оживают, проникают в тела туристов и заражают их, лишая рассудка. Хотя в фильме есть и ночные сцены, настоящий ужас начинается днём: зритель видит, как лозы душат, прорастают в плоть и убивают — всё это при ярком солнечном свете.

«Руины» — мрачный пример дневного хоррора, где наказание за любопытство и вторжение в чужую культуру оказывается мучительным и неизбежным. Под слоем крови и насилия здесь можно угадать и социальный подтекст: туристы из стран Первого мира платят цену за своё пренебрежение к миру Третьего.

«Оно приходит за тобой»: ужас, который видишь только ты

-12

После связи с Хью (Джейк Уири) Джей (Майка Монро) получает проклятие — за ней начинает следовать сверхъестественное существо, видимое только ей. Избавиться от него можно, лишь передав его другому.

Но за этой простой метафорой скрывается более глубокая тема — травма насилия и постоянное состояние тревоги. Джей живёт в состоянии гипербдительности: она постоянно оглядывается, зная, что угроза может быть в любом прохожем. Дневной свет здесь не даёт утешения — напротив, он подчёркивает жуткую банальность угрозы.

Особенно тревожна сцена, где за Джеем по коридорам колледжа следует пожилая женщина в ночной рубашке. Обыденность пригородной обстановки контрастирует с угрожающими фигурами, и эта визуальная ясность делает их ещё страшнее. Хотя друзья поначалу не верят Джей, со временем они объединяются, чтобы помочь ей.

Но угроза не исчезает — она просто передаётся дальше.

Часть 1: