Жанр ужасов изобилует жуткими историями о существах, которые наносят удары, кусаются и крадутся в ночи. Существует множество причин, по которым действие этих фильмов разворачивается в темноте, но самая очевидная — врождённый человеческий страх перед тем, чего нельзя увидеть.
За десятилетия кинематографисты научились мастерски манипулировать этим страхом.
Однако у такого подхода к хоррору есть и оборотная сторона: иногда увидеть кровожадное существо, маньяка с ножом или жестокое насилие при дневном свете может оказаться даже страшнее, чем столкнуться с монстром в кромешной тьме. Так появился особый поджанр, известный как «дневной хоррор».
Как и любой поджанр, он пережил свои взлёты и падения, но когда солнечный свет и кровавые образы используются в таком фильме удачно, результат получается по-настоящему захватывающим и тревожным. От подводных угроз до зловещей нежити — вот самые жестокие фильмы ужасов, которые становятся ещё пугающе эффектными при включённом свете.
Действие «Челюстей» происходит на залитом солнцем море
С тех пор как фильм Стивена Спилберга «Челюсти» впервые заставил мир с опаской относиться к пляжному отдыху в летний сезон, не утихают споры о том, можно ли считать этот легендарный фильм об акуле-убийце настоящим хоррором.
Возможно, дело в том, что значительная часть картины — которая, безусловно, является настоящим фильмом ужасов — разворачивается при дневном свете. Более того, многие самые пугающие моменты происходят в обстановке, подходящей даже для семейного просмотра.
Именно это и усиливает напряжение, вызванное невидимым убийцей, скрывающимся под поверхностью воды.
Хотя «Челюсти» и не были первым фильмом, напугавшим зрителей кровавой расправой под ярким летним солнцем, они, несомненно, стали одним из самых эффективных примеров использования солнечного света в жанре ужасов. Доказательством служит то, что Спилбергу вовсе не требовалось начинать фильм с явных кровавых сцен, чтобы вызвать страх.
Вместо этого он положился на культовую музыку Джона Уильямса, на вид одинокого плавника, рассекающего волны, и на несколько тщательно выверенных пугающих моментов. Благодаря этому солнечному, но пронизанному ужасом видению «Челюсти» наводили страх на каждого зрителя, который осмеливался приблизиться к неспокойным красным водам океана.
«Забавные игры» не такие уж и весёлые днём
Немецкий провокатор Михаэль Ханеке с явным удовольствием закручивает гайки общественной морали, чтобы напугать зрителей. Какими бы тревожными ни были его фильмы, режиссёр, как правило, избегает прямого хоррора, предпочитая рассказывать глубоко параноидальные истории о внешне нормальных людях, сталкивающихся со зловещим общественным дискурсом.
Из двенадцати полнометражных работ Ханеке лишь два фильма по-настоящему заслуживают звания ужасов — и оба они пересказывают одну и ту же историю.
Речь идёт о нигилистическом фильме ужасов о вторжении в дом под названием «Забавные игры», снятом режиссёром сначала для немецкой аудитории в 1997 году, а затем неожиданно переснятом для американского проката десять лет спустя.
Если вы смотрели обе версии — или если вы один из тех мазохистов, кто осмелился сравнить их — то знаете, что большую часть экранного времени пара безупречно одетых социопатов методично терроризирует ни в чём не повинную пригородную семью без всякой мотивации.
Оба фильма особенно неприятны тем, что Ханеке постоянно вовлекает зрителя в происходящее на экране: в какой-то момент мы сами становимся соучастниками этих ужасов.
Мы видим весь ужас происходящего в «Оно»
Немногие авторы напугали столько читателей и создали столько запоминающихся монстров, сколько маэстро жанра Стивен Кинг. Хотя знаменитый писатель посвятил львиную долю своих произведений существам и убийцам, орудующим под покровом ночи, нельзя забывать, что он с не меньшим вниманием исследовал ужасы, поджидающие нас в дневные часы.
В качестве доказательства достаточно вспомнить экранизации его работ — такие как «Куджо», «Дети кукурузы», «Кладбище домашних животных» и «Серебряная пуля». И, конечно же, превосходную экранизацию 2017 года его классического романа о клоуне-убийце «Оно».
Подземный демон Пеннивайз, питающийся страхом, — порождение ночных кошмаров. Но ещё страшнее то, что его зловещие действия часто происходят днём. Вспомните мучительный момент в начале фильма, когда бедный Джорджи видит отрубленную руку, или все эти парящие красные шарики.
Эти образы были бы жуткими даже в темноте, но в бесконечном летнем свете маленького городка Дерри, штат Мэн, они кажутся особенно невыносимыми.
«Солнцестояние» — это суперкровавый дневной хоррор
Всего через год после того, как его фильм «Наследственность» воспламенил коллективное воображение любителей ужасов, Ари Астер произвёл ещё более ошеломляющее впечатление своим вторым полнометражным проектом — «Солнцестояние».
Словно стремясь доказать, что успех дебюта не был случайностью, Астер усилил мучительное напряжение, удвоил количество жутких деталей и шокирующей крови и смело продемонстрировал, что после «Наследственности» он только разогревался.
Если вы задаётесь вопросом, как Астеру удалось превзойти ужасы «Наследственности», ответ прост: если первый фильм пугал в глубокой ночи, то «Солнцестояние» делает то же самое — при ярком дневном свете.
Режиссёр смело поместил свой кошмарный сон в залитые солнцем пейзажи затерянной шведской деревни, где ежегодное празднование летнего солнцестояния совпадает с феноменом «полярного дня» — когда ночь не наступает вовсе.
В этом солнечном повествовании Астер сталкивает обречённую группу молодых американцев с медведем в клетке, языческим культом и ощущением надвигающейся гибели, способным вывести из равновесия даже самых стойких ценителей жанра.
«Плетёный человек» полон солнечных ужасов
Ари Астер — далеко не первый режиссёр, который превратил визит незнакомца в чужие края в языческий кошмар. Британский режиссёр Робин Харди значительно опередил его, выпустив в 1973 году триллер о человеческих жертвоприношениях «Плетёный человек».
Да, до того как версия с Николасом Кейджем опорочила название, оригинальный фильм считался эталоном как для «культового хоррора», так и для «солнечного саспенса».
Сюжеты обоих фильмов относительно схожи, но оригинал гораздо реалистичнее, мрачнее и способен потрясти до глубины души. Во многом эффективность картины обеспечивает острый, как бритва, сценарий Энтони Шаффера.
Он хладнокровно вовлекает зрителя в историю о пропавшем ребёнке, а затем разворачивает провокационную интеллектуальную дуэль между язычниками острова Саммерисл и наивным христианином-полицейским, который с трагической запоздалостью понимает, что его обманули.
Что до шокирующего финала, скажем лишь одно: солнце играет в нём ключевую роль — не только потому, что величественно освещает происходящее безумие, но и потому, что само становится свидетелем чудовищного ритуала.
Невозможно отвести взгляд от «Последнего дома слева»
Уэс Крэйвен прославился благодаря культовому «Кошмару на улице Вязов» (1984), но на самом деле он пугал зрителей ещё целое десятилетие до того, как Фредди Крюгер принёс ему славу. Даже если Крэйвен официально заявил о себе именно после «Улицы Вязов», его дар воплощать кошмары в жизнь проявился уже в первом же фильме.
В 1972 году вышел «Последний дом слева» — история о двух подростках, покидающих безопасный пригород, чтобы сходить на рок-концерт в большом городе. Всё идёт по плану, пока девочки не попадают в ловушку банды сбежавших заключённых, которые тут же похищают и ... — описывать эти сцены мы не станем.
Душераздирающий фильм Крэйвена получил репутацию картины, демонстрирующей «реальность» чудовищных преступлений, в том числе потому, что режиссёр запечатлел жестокость каждого акта в полумраке леса.
Важно также отметить, что, несмотря на жуткие ночные сцены в начале и конце, именно хорошо освещённые дневные эпизоды превращают фильм в визуально захватывающее, хоть и невыносимо тяжёлое зрелище, от которого невозможно отвести глаз.
Действие фильма «У холмов есть глаза» происходит в выжженной солнцем пустыне
«Последний дом слева» — не единственный пример того, как Крэйвен выставлял зверства напоказ. На протяжении всей карьеры он неоднократно возвращался к «солнечно-страшной» стороне хоррора — в таких фильмах, как «Люди под лестницей» и «Крик», хотя никогда не делал это так эффективно, как в 1977 году в своём фильме «У холмов есть глаза».
Некоторые из самых страшных сцен в «Холмах» действительно происходят ночью — особенно когда каннибалы из пустынных скал нападают на ничего не подозревающую семью в их трейлере. Но с восходом солнца, когда выжившие решают дать отпор, Крэйвен резко повышает напряжение и дарит зрителю множество шокирующих моментов.
В кровавом ремейке 2006 года, снятом Александром Ажа, режиссёр сохранил основу сюжета Крэйвена, но отказался от его более тонкого подхода. Ажа полностью пожертвовал атмосферой ради чрезмерного насилия.
Тем не менее, он признал удачное использование Крэйвеном залитых солнцем пейзажей, благодаря которым большая часть ужасающей истории разворачивается днём — и зритель видит всё: каждую рану, каждое искажённое лицо, каждую каплю крови.
«Месть» — это история о жгучем гневе и палящем солнце
Если вам по душе стилизованные, чрезвычайно жестокие истории о выживании, разворачивающиеся в безлюдных пустынных просторах, обязательно добавьте в список просмотра фильм Корали Фаржит «Месть».
Поверьте, в этой душераздирающей истории охотников, ставших добычей, залитые солнцем марокканские пейзажи используются с такой же драматической силой, как в «Лоуренсе Аравийском». В «Мести», вероятно, больше бутафорской крови, чем в любом другом фильме ужасов.
Это сочетание арт-хауса и кровавой бойни делает «Месть» идеальным образцом дневного хоррора.
В центре сюжета — молодая тусовщица, чей уединённый уик-энд с женатым любовником прерывается появлением нескольких грубых охотников. Отвратительный акт насилия пробуждает в ней жажду мести, и, как говорится, брошенная женщина — самое опасное оружие.
После того как её оставляют умирать под палящим солнцем пустыни, героиня выпускает на волю зверя внутри себя и превращается в хладнокровную машину для убийств. На фоне кровопролития Фаржит запечатлевает каждое жестокое деяние в ослепительных лучах марокканского солнца, которое нередко кажется таким же антагонистом, как и сами преступники.
«Техасская резня бензопилой» — это история о смерти в дневное время
Когда в 1974 году на экраны вышла «Техасская резня бензопилой», у зрителей, вероятно, возникло ощущение, будто они случайно попали на показ настоящего снаф-фильма.
И даже сегодня, когда все закулисные истории о создании фильма Тоба Хупера хорошо известны, его жестокая история о семье каннибалов, терроризирующей группу подростков в техасской глуши, поражает гиперреалистичностью.
Бюджетные ограничения во многом и обусловили тот факт, что каждый кадр этой картины буквально пропитан потом, пылью и грязью — но именно потому, что Хупер снимал многие сцены под палящим техасским солнцем, всё это выглядит настолько правдоподобно.
Именно дневные эпизоды — такие как похищение Пэм через дверь или крики окровавленной Салли, пока Кожаное Лицо яростно размахивает бензопилой — навсегда запечатлелись в нашем подсознании именно благодаря солнечному свету, позволяющему увидеть всё с безжалостной чёткостью.
В «Тихом месте» используются тишина, спокойствие и солнечный свет
«Тихое место» Джона Красински — шедевр хоррора, в котором почти нет диалогов, потому что ужасающие инопланетяне, уничтожившие большую часть человечества, охотятся по звуку. Выжившие, такие как семья Эббот, живут в абсолютной тишине, боясь издать малейший шум.
У них есть одно преимущество: их дочь глухая, и они свободно общаются на языке жестов.
В то время как большинство фильмов ужасов используют темноту, чтобы вызвать страх, лишая зрителя одного из ключевых чувств, «Тихое место» создаёт напряжение иным способом — показывая всё происходящее с ясной чёткостью, часто при дневном свете.
Именно это заставляет нас бояться любого потенциального звука: скрипа половиц, шагов, пения птиц или первого крика новорождённого — всё это может привлечь смертоносных существ к дому.
Эбботы ждут ребёнка, и необходимость провести роды в абсолютной тишине, заглушив первые крики младенца, наполняет фильм невыносимым напряжением. Если вы ещё не смотрели «Тихое место», знайте: это эмоционально насыщенный и чрезвычайно напряжённый фильм ужасов, который обязательно стоит увидеть.
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)