Найти в Дзене
Жизнь с Музыкой

Марк Мартел – второй Фредди Меркьюри! Или нет?

16 ноября канадскому певцу Марку Мартелу исполняется 49 лет.

Его вокал настолько близок к голосу Фредди Меркьюри, что это просто неприлично. Если бы он появился сейчас, то все сказали бы, что это нейросеть. Вот только он выступает уже более 25 лет, и нам придется как-то разбирать этот феномен исходя из того, что он на 100% реален. Откуда у него взялся один из величайших голосов XX века? Какова жизнь человека, который может и хотел бы жить обычной жизнью, но все время находится под давлением своего таланта, потому что весь мир требует от него правильно этим талантом распорядиться? И вообще, талант ли это, врожденная суперсила, или же это чистый навык пародиста? Попробуем разобраться.

Глава 1. Евангелие от Марка

Началось все с того, что в 1999 году, в канадском провинциальном городке Саскачеван с населением в 1000 человек, в местном библейском колледже-семинарии, два 23-летних студента, соседи по комнате в общежитии – Джейсон Джермейн и Марк Мартел, решили образовать группу. Группу христианского рока, соответственно. Название группы Downhere (стилизовано как downhere), как мне кажется, идеально для этого жанра. Типа, не просто “мы тут внизу” (ходим под Богом), так еще и с маленькой буквы, что символизирует дополнительное смирение.

Обложка дебютного альбома downhere
Обложка дебютного альбома downhere

Я немного остановлюсь на этом этапе музыкального пути Марка, потому что это позволит нам лучше представить его как личность. Играть христианский рок, в моем понимании, это занятие очень узкоспециализированное. Желание писать музыку у людей, посвятивших себя служению Богу, вполне понятно. Ведь музыка – это универсальный язык общения, который и существует для распространения любви и веры. И чем проще и понятнее будет этот язык, тем проще передавать свои внутренние посылы большему числу людей. Поэтому жанры поп и рок оказываются для религиозных групп вполне востребованными. У этого музыкального течения есть и обратная сторона, великолепно показанная в сериале Южный парк (7 сезон, 9 серия). Тем не менее, для меня очевидно, что молодые люди, которые находятся в этой среде и в какой-то момент решают писать песни и выступать с ними, в массе своей делают это из самых чистых побуждений, заранее зная, что это не принесет славы и денег. Но даже такие побуждения у людей религиозного склада работают. Хотя бы первое время, а там как пойдет.

Однако при этом христианский рок, хоть и является узким жанром, но в своих узких кругах он вроде как вполне востребован – там есть и фестивали, и лейблы, и бизнес, и конкуренция. Так что одно дело, если ты делаешь музыку своим хобби, какое-то время записываешься и выступаешь на голом энтузиазме, а потом взрослеешь и просто распускаешься. Но если ты планируешь играть вдолгую, то на одних благих побуждениях там не вывезешь, надо иметь четкую цель и работать. И группа downhere сделала первый шаг, проявив намерение и энтузиазм – их первый альбом был готов уже в том же 1999 году. И вроде бы фиг пойми, где они с этим материалом выступали и как продвигали себя в своем захолустье, но каким-то образом через 2 года их подписал специализированный лейбл христианской музыки из “музыкального города”, центра кантри – Нэшвила, штат Теннесси. Так что группа смогла уехать в США, где прежде всего перезаписала свой дебютник в приличной студии. Не знаю, насколько это можно считать успехом, но этот альбом получил награду Альбом года от Канадской Евангельской музыкальной ассоциации. Это, видимо, и дало толчок к их дальнейшему творчеству – группа оставалась на плаву дальнейшие 10 лет, выпустив 12 релизов, в том числе 6 полноценных альбомов. Однако, как и любая другая группа христианского рока, мировой известности не получила.

Я не берусь предметно судить это творчество, но по первому, поверхностному впечатлению это самый обычный мягкий гитарный поп-рок, где большинство приемов взято из топовых коллективов тех лет (R.E.M., RHCP). И если вас не смущает свойственное специфике жанра однообразие текстов, щедро пересыпанных словами Lord, guide, lost, faith, free, praise, pray и hope, то это вполне можно слушать даже не без привязки к тому, что в этой группе пел сам Марк Мартел.

Глава 2. Jus Suffragii (Право Голоса)

На самом деле это очень странный момент. Если вы внимательно послушаете их первый альбом, то вы там вообще не услышите того Марка, которого мы знаем сейчас. Потому как он в этой группе, понимаете ли, был вторым вокалистом. А первым был Джейсон Джермейн!

downhere - Larger Than Life ("downhere", 2001)

Нет, серьезно?? В моем понимании, если у тебя в группе Марк Мартел, то будь ты хоть трижды лидером команды, но изволь на коленях просто вручить ему место у микрофона, а не занимать его собой. Либо, если ты уж очень хочешь именно петь сам – то ищешь себе другой коллектив. Извините за иронию, но хотел бы я иметь хоть часть той уверенности в себе, которую имел этот Джейсон. Таких преисполнившихся людей в этом мире двое – Джейсон Джермейн и тот подросток, который в 2019 году на групповом фото уральских студентов заслонил собой Путина. Вот тебе и христианская рок-группа! В ней Марк, гениальный вокалист, проявляя христианское смирение, делит главный микрофон с тем, кто этого смирения не проявляет, хотя его место по вокальным данным – на задворках в третьем составе бэков.

Возможно, такое распределение ролей на тот момент было связано с тем, что Марк был начинающим вокалистом, и еще толком не понимал, какой подарок ему сделал Господь.

Слава богу, в дальнейших альбомах эта ситуация постепенно менялась. Проще всего ее проследить на сборнике лучших песен группы “Love&History”, который вышел в 2013 году, уже после ее распада. Мы знаем, что становление многих великих вокалистов происходило в течение нескольких лет – долго раскачивались Агнета Фельтског, Клаус Майне (тут и без драмы не обошлось), F.R. David, Стинг, Валерий Кипелов и особенно Гедди Ли. Это свидетельство преобладания труда над исходным даром. Но зачастую выход начинающего вокалиста на пик происходит за 1-2 года и прослеживается между 1 и 2 альбомом их групп. Сопоставьте лучший голос Фредди Меркьюри в песнях Keep Yourself Alive или Liar с первого альбома Queen 1973 года, и то, что он выдал в Nevermore во втором альбоме 1974 года, и тем более в Killer Queen в третьем альбоме того же 1974 года. То есть знакомство Фредди со своим даром и его приведение в пиковую форму произошло за 1 год. Сопоставьте лучший голос Джона Андерсона в песне Survival с первого альбома Yes 1969 года, и то, что он выдал в I've Seen All Good People в третьем альбоме 1971 года. То есть знакомство Джона со своим даром и его приведение в пиковую форму произошло за 2 года. Быстрое становление вокала произошло у Мортена Харкета, Боно, Макса Бэйкона. Это свидетельство подавляющего преобладания врожденного дара, которым владелец просто обучается пользоваться. Вот и у Марка Мартела его фирменный звук начал прослеживаться уже на втором альбоме downhere So Much for Substitutes (2003).

downhere - What's It Like ("So Much for Substitutes", 2003)

Не сказать, что после этого Марк стал фронтменом, он по-прежнему делил лид-вокал с Джейсоном, но тут наконец-то пошло перераспределение ролей, и их взаимоотношение стало похожим на связку Андерсон-Сквайр в Yes или на связку Меркьюри-Мэй в Queen, когда второй вокал ведет начальное повествование, используется как вводный, а на главных партиях подключается основной вокал, работая именно на контрасте. В частности, песня A Better Way с третьего альбома мне в плане вокальной развесовки напоминает “Can You Imagine” группы Yes и “Who Wants to Live Forever” группы Queen.

downhere - A Better Way ("Wide-Eyed And Mystified", 2006)

Программным хитом downhere с этого же альбома с преобладанием собственного чистого голоса Марка является песня The More, возможно вообще лучшая у downhere, и явно ставшая отправной точкой последующего сольного творчества Марка.

downhere - The More ("Wide-Eyed And Mystified", 2006)

И вот внимательно следя за явным развитием Марка как вокалиста, я с большим предвкушением ищу в творчестве группы downhere тот самый момент, когда же Марку в первый раз сказали: “Эй, а попробуй спеть как Меркьюри?”. У меня складывается ощущение, что это произошло в 2008 году с песней My Last Amen, которую, похоже, даже писали исходно с оглядкой на фирменные гармонии Queen эпохи "Killer Queen".

downhere - My Last Amen (Ending Is Beginning, 2008)

Эксперимент признали удачным и начали потихоньку двигаться к исполнению на разных площадках каверов на Queen. В том же 2008 году Марк в составе downhere выступил в церкви в Нью-Джерси с полноценным исполнением Bohemian Rhapsody.

Ох бл@... сказал я себе, когда это услышал. А вот судя по довольно жидким аплодисментам, посетители той церкви даже не поняли, что тут сейчас произошло. Не исключаю, что само по себе исполнение песен Меркьюри в церкви кое-кто мог счесть и богохульством. Да и сам Марк признавал, что большую часть жизни сам не знал, кто такой Меркьюри. Уж слишком большая пропасть между двумя мирами, в одном из которых живет смиренный студент библейской семинарии, а в другом сотрясает стадионы самая необузданная рок-звезда. С другой стороны, любимым исполнителем Марка был Джордж Майкл – во-первых, персонаж в плане личной жизни такой же неоднозначный, а во-вторых, это тот человек, которого ждали в Queen после смерти Меркьюри, и Марк даже сравнивал мягкий вариант голоса Фредди Меркьюри (например, звучащий в начале Bohemian Rhapsody) с голосом Джорджа Майкла.

Так или иначе, произошедшее было уже не откатить назад. Ведь окончательно выяснилось, что для включения “режима Фредди”, Марку вообще не требуется каких-либо усилий, потому что это не пародия, а его родной тембр, который просто ждал, чтобы проявиться. То есть, отвечая на вопрос в первом абзаце моего поста, констатируем: Марк Мартел к своим 32 годам обнаружил, что обладает именно врожденным голосом Фредди Меркьюри.

Глава 3. The Jaws (Челюсти)

Теперь вопрос – а как это вообще возможно?
Послушаем, что по этому поводу говорит сам Марк.

Всё, что я знал о группе Queen – это сцена из комедии 1992 года «Мир Уэйна», где герои отжигают под «Богемскую рапсодию» в автомобиле AMC Pacer. Имя Фредди Меркьюри мне ни о чем не говорило. Первым, кто сказал мне, что я пою как он, был Гленн Лавандер (прим. – басист downhere). Это был комплимент, учитывая, что Меркьюри был одним из величайших певцов в истории рока, обладая чистым тембром, трёхоктавным диапазоном и оперным качеством голоса, который мог заставить даже ироничную оду велопокатушкам (прим. – речь о “Bicycle Race”, известной своим похабным подтекстом) звучать эмоционально. Но я поначалу не воспринял это как похвалу: “надо же, я звучу неоригинально”. Я тогда прослушал лучшие хиты Queen в надежде чему-то научиться у Меркьюри, но думал, что это все в итоге будет лишь для развлечения в караоке, не более того. Но оказалось, что что я пою настолько похоже на Меркьюри, что могу обращать внимание на довольно тонкие различия. В частности, хоть я не британец, но я не пою с таким акцентом, как пел он. У меня не выпирают зубы, поэтому у меня нет таких резких сибилянтов, как у него.

Наиболее подробно (насколько это возможно) этот вопрос изложен на канале великолепного вокального коуча Криса Липе, который пригласил Марка и вытряс из него максимум информации.

Если у кого-то этот ролик не открылся (что-то с ним случилось с тех пор, как я его смотрел), то я расскажу, что на нем происходит. На вопрос “как же все-таки петь как Меркьюри?” Марк говорит и о поисках размещения резонаторов, и о произношении слов “под акцент Фредди” (хотя сам Марк явно на это не налегает), и об опасных приемах форсирования голосового аппарата на износ (именно так работал Меркьюри), хотя тут всем понятно, что здесь на 99% определяющая роль генетики, которая либо позволит вообще начинать работать над этим, либо нет. И на этом по вокалу все, они сразу перешли на его артистизм, героическое позирование на сцене, форсирование лицевой мимикой, экспрессию, вовлекающая все тело, то есть то, что составляет важную часть концертов, но не студийных записей, является частью цельного образа и хоть и влияет на вокал, но не является его основной частью.

Вывод из всего этого такой: грубо говоря, основной проблемой при “копировании” Фредди становится необходимость не просто петь экстремально, но и быть настолько же экстремальным, как он. И чем меньше у тебя исходных вокальных задатков, тем больше придется компенсировать это форсированием и экстримом, и тем больше вероятность провала.

В случае Марка, на мой субъективный взгляд, причиной его голоса Фредди (что бы там не говорил сам Марк про отсутствие выпирающих зубов и акцента) является именно их внешнее сходство, которое очевидно бросается в глаза. В особенности это касается нижней части лица – от носа и скул до подбородка, массивной нижней челюсти, особенно в области угла.

-3
-4
-5

Марк сам подмечает это в одном из своих роликов 2017 года, где также анализирует различные тембры Фредди на примере песни Bohemian Rhapsody.

Причем, как я вижу, Марк Мартел в свои 45+ внешне похож именно на возрастного, зрелого и максимально царственного, но еще не совсем больного Фредди, то есть примерно времен Барселоны.

-6

Я вот к чему клоню. Есть понятие “мастерового инструмента”. Скрипки, или, там, гитары, производимые одним и тем же мастером по одним и тем же фирменным лекалам и технологиям, из одних и тех же материалов, будут звучать не просто похоже, а для специалистов даже узнаваемо. Инструмент всегда несет почерк мастера. Здесь мы имеем дело с таким же случаем – Господь выдал Марку в пользование тот же голосовой аппарат (гортань, хрящи, костные и полостные резонаторы), каким до него владел Фредди – сделанный по тем же лекалам, той же формы и размера. Поэтому второй мастеровой инструмент и звучит так похоже на первый. Настолько похоже, что этот инструмент требует от самого Марка лишь минимальной шлифовки. Когда Марк “включает Фредди”, да, он пропускает звук по верхнему небу, играет лицевой мимикой, даже выпячивая зубы, как это было у Фредди. Но это все, что требуется от Марка для максимального приближения к оригиналу, ему для этого вообще не нужно как-то стараться, что-то форсировать и тем более выходить за пределы.

- YouTube

И это, кстати, залог того, что этот голос будет с ним очень долго.

Глава 4. Impersonator ли?

Дальнейшая история Марка Мартела – это, во-первых, про то, как распорядиться данным свыше даром, а во-вторых, про то, как теперь жить с тем, что отныне ты для мира – чей-то клон, пусть даже клон величайшего артиста всех времен.

Мне почти ежедневно говорили, что мой голос идентичен голосу Фредди Меркьюри. Да, я также заметил это сходство. Даже если я не пытаюсь петь как Фредди, люди всё равно слышат его в моем голосе, что бы я ни делал. У меня есть эта странная, уникальная особенность, позволяющая мне звучать как он. Но я был убежден, что мой голос не сможет очаровать людей. Я думал, что многие другие певцы могут петь так же.

Поэтому когда в 2011 году Роджер Тейлор запустил набор в официальную трибьют-группу Queen Extravaganza, Марка пришлось уговаривать принять участие в отборе. Но вот что получилось.

Получился легендарнейший перфоманс. Лучшие комментарии к этому ролику - это отдельный рофл:

- Sounds like Freddie has just logged onto his 2nd account (Похоже тут Фредди залогинился в свой второй аккаунт)
- Don't you EVER die again. (Не СМЕЙ умереть еще раз.)
- You know he's good when he got a copyright claim (Ты поймешь, что он хорош, когда ему влепят нарушение авторских прав)

Ролик, в котором Марк с пугающей точностью разрывает Somebody to Love, к тому же первый и последний раз нацепив усы, становясь при этом еще более пугающе похожим на Фредди внешне, собрал более 20 млн. просмотров и доказал, что другие певцы НЕ могут петь так же (их записи выложены рядом на youtube-канале самой трибьют-группы). Марк моментально стал знаменитым. Группа downhere была мирно распущена, и началась сольная карьера Марка, который только теперь понял, что его голос является абсолютно уникальным.

Любопытный факт: среди многих десятков роликов, записанных разными людьми в рамках прослушивания для Queen Extravaganza, где Марк оказывается безоговорочным фаворитом, выделяется проба его собственного брата – Дэвида Мартела. Его проба больше шуточная, он сразу заявляет, что ни на что не претендует в плане вокала, но его движения в кадре тоже получили свою порцию одобрения. Этот товарищ, естественно похожий на брата, странным образом оказался похожим еще и на Джорджа Майкла. Не буду здесь выкладывать этот ролик, при желании найдите сами.

Однако вернемся к Марку. Роджер Тейлор мог только потирать ручки, заполучив такой бриллиант. Благодаря Марку проект действительно выстрелил. Выглядело это все примерно так:

Однако 30 концертов в год в качестве вокалиста трибьют-группы не принесли Марку денег, достаточных для жизни. Кроме того, Марк принципиально не хотел становиться заложником своей роли и постоянно работал над своими собственными песнями.

В течение трех лет я не был уверен в своей карьере. Это был мрачный период. Мне пришлось уволить своего хорошего друга и менеджера и нанять Джоша (Петерсена, прим.), у которого было более прагматичное виденье. Я рассматривал трибьюты Queen как побочный проект, а Джош - наоборот. Он был строг и сказал: “Тебе придется относиться к написанию своих песен так же, как я отношусь к своей игре в гольф. Я люблю играть в гольф, но сейчас это не то, чем я зарабатываю. И ты перестань отказываться от своей работы". Мне было тяжело это слышать, но я принял эту мудрость. Поэтому в ближайшие пять лет будет много Queen… Но в то же время я буду работать и над своей игрой в гольф. Я всё время, в каждый момент осознаю, в какой странной ситуации я оказался… Я просто пытаюсь не потерять голову.

Так что Марк сосредоточился на том, чтобы брать то, что дают, и при этом не терять связи с реальностью и с самим собой. Он “работал” в Queen Extravaganza с 2011 по 2017 год и параллельно занимался сольным творчеством. Его выступления с Queen-Ex имели ошеломительный успех, но его альбомы собственных песен The Prelude (2013) и Impersonator (2014) легко недооценить, потому что ты заведомо не ждешь нормальной сольной продукции от человека, от которого требуется только исполнять песни Queen голосом Меркьюри. Однако не будем забывать, что Марк исходно именно автор песен, пусть и в составе творческого дуэта – большинство песен 6 альбомов downhere кредитованы как Джермейн-Мартел. И его сольные песни вообще не проходные – это софт-рок очень высокого качества, взявший лучшее от Oasis и U2. И, тем более, в них совершенно нет привязки к тем более духовным песням, которые исполнялись в downhere, то есть они рассчитаны на более широкую аудиторию. Our Love Remains, Magnetic и Our Best – это мощные гимны, исполненные с большим достоинством и вполне претендующие на признание в качестве стадионных боевиков, а Dead Ringer и Impersonator – личные песни, отражающие размышления Марка относительно того, кто он – подражатель, копия или все-таки самостоятельный артист. Название песни и альбома Impersonator, помимо этой явной причины, еще и отсылает к сольному альбому Меркьюри “The Great Pretender”.

I am the impersonator, I give you everything you want from me, whatever makes you happy...

Marc Martel - Our Love Remains ("The Prelude EP", 2013)

Marc Martel - 8th Wonder ("The Prelude EP", 2013, Live)

Marc Martel - Magnetic ("Impersonator", 2014)

Marc Martel - Our Best ("Impersonator", 2014)

Marc Martel - Impersonator ("Impersonator", 2014)

Записать и выпустить эти песни Марку помог известный продюсер Джон Филдз, работавший с Commodores, P!nk, Jonas Brothers, Майли Сайрус и Switchfoot. Концертная версия Impersonator (Live at the High Watt) увидела свет в 2016 году и продемонстрировала обширные возможности Марка в качестве полноценного живого артиста, способного заводить зал только своими песнями, (практически) не прибегая к необходимости исполнять хиты Queen. На этой записи из Марка рвется наружу невостребованная до этого натура рок-музыканта, а свой высочайший класс как вокалиста он подтверждает великолепным исполнением стандарта Долли Партон 1973 года “I Will Always Love You”. Интересно, сам Меркьюри или Джордж Майкл смогли бы вживую так?

Marc Martel - I Will Always Love You (Live at the High Watt, 2016)

Глава 5. I give you everything you want from me, whatever makes you happy…

Несмотря на то, что с 2017 года Марк перестал выступать с Queen Extravaganza, ярмо “клона Меркьюри” по-прежнему не отпускало его. Все эти годы общественность негодовала (и негодует до сих пор), почему это Марк Мартел не поет с самими Queen вместо Адама Ламберта, который в плане вокала и таланта в целом Марку и в подметки не годится. Будучи большим и давним поклонником группы Queen и Фредди Меркьюри, позволю себе высказать собственное мнение на этот счет в дополнение к тому материалу, который уже выходил на этом канале.

Итак, почему в Queen оказался Адам Ламберт, а не Марк Мартел? Начнем с того, что Марк, несмотря на ощущаемое им “клеймо”, подтвердил, что сам не отказался бы от такого предложения, если бы оно поступило.

Меня никто не приглашал выступать вместе с членами Queen, но меня это не беспокоит. Если бы они пригласили меня, думаю, я бы согласился. Странно говорить "нет" на такой оффер. Но Адам - один из лучших певцов, хотя у него совершенно другой голос. И, возможно, именно поэтому они выбрали его: это дает Queen повод продолжать выступать, потому что это нечто совершенно другое.

Так что тут дело не в Марке. Его дежурный комплимент Адаму ни к чему его не обязывает, но Марк лукавит – ведь "Queen" равно "Меркьюри", поэтому какой смысл брать вокалистом в Queen “что-то другое”, не похожее на Меркьюри? Думаю, что Марка не взяли потому, что Мэй и Тейлор видели в Queen другой типаж фронтмена. Марк вполне может предстать на сцене в качестве Фредди из середины и в большей мере из конца 1980-х – зрелым, умеренным, уравновешенным и интеллигентным, без былой вычурности и эпатажа, но все же с видимой царственностью и маскулинностью. Смог бы Марк заводить стадионы, как это делал Фредди? Мы не знаем наверняка. Возможно, Марку не хватило бы внутреннего динамита, чтобы учинить то, что учинил Фредди на Live Aid или в рамках “Magic Tour”, но на площадках поменьше Марк как артист более чем убедителен и целостен, излучая достаточно харизмы, достоинства и драйва, и подкрепляя это безупречным вокальным мастерством, что в совокупности заставляет зрителя удерживать на нем восхищенный фокус. Как я уже говорил, Марк был бы предельно органичен при исполнении позднего материала Queen (“Who Wants to Live Forever”, “These Are the Days of Our Lives”) и самого Меркьюри (“Barcelona”, “There Must Be More To Life Than This”). Большую часть этого материала мы по понятным причинам никогда не слышали в живом исполнении от самого Меркьюри, то есть запрос на живое исполнение этих песен у публики остается, а в них еще и больше зрелости, степенности и мудрости. Альбом Made in Heaven вообще как под Марка написан, но немного по другим причинам, об этом поговорим чуть позже.

В общем, Марк, в силу своего темперамента, сформированного христианским образованием – это спокойный и “правильный” Фредди, а Мэй и Тейлор сочли (или им кто-то подсказал), что в Queen должен петь кто-то похожий на “неправильного”, “порочного” Фредди, каким он нередко, но как правило, исключительно ради шоу, показывал себя в 1970-е годы. Короче говоря, в королевскую группу нужна была чисто примадонна, вот и появился там эпатажный и ряженый как павлин Адам, к тому же еще и открытый г@й. Это, видите ли, до сих пор по какой-то причине остается спасательным кругом в неспокойном море шоу-бизнеса. Кроме этого стереотипного образа, у Адама нет ничего – ни голоса, ни харизмы, и тем более ни цельности, ни ощущения большого артиста. И поэтому для меня отрадно, что Марк Мартел с такими Queen не связан и ничем им не обязан.

А то, что Марка почти сразу после его ухода из Queen-Ex привлекли исполнить “дополнительный вокал” в байопике “Bohemian Rhapsody”, я трактую чисто как признание его таланта, безотносительно самого фильма. Фильм, если что, ожидаемо отвратный. Рами Малек в роли Фредди Меркьюри, серьезно? Вместо царственного альфача, мощного мужичины, боксера, между прочим, нам продают лупоглазую неврастеничку с харизмой обоссавшегося чихуахуа, да еще и обшаркали и облобызали всю эту г@йскую тему, как будто фильм только ради нее и делали. Тьфу, бл@. Марк-то отработал для этого фильма исключительно из прагматичных соображений – как сказал кто-то из принимающих решения:

он звучит точь-в-точь как Фредди Меркьюри, и это хорошо для бизнеса.

Для меня этот фильм важен лишь тем, что он сделал именно для Марка, серьезно подняв его популярность и достаток. Это сняло с него большую часть давления, под которым он жил долгое время. Облегчение, которое он испытал после успеха фильма, слышно в его интервью 2019 года:

Рами отлично справился с ролью Фредди Меркьюри, очень убедительно. Я бы никогда не пытался как-либо вырвать у него кусочек столь заслуженной славы. Он бы получил статуэтку и без моей помощи. С другой стороны, я очень рад и горд тем, что поучаствовал в работе над замечательным фильмом. Это важная веха. Я и представить себе не мог работу лучше. Это была настоящая мечта. 2019 год для меня стал “годом Queen”. После выхода фильма наш зритель помолодел лет на 10. Моя группа и я рады, что нас приглашают с концертами в разные города и страны. Спрос на музыку Queen в нашем исполнении обеспечил нас работой по всему земному шару.

Кроме того, после выхода фильма Марк, похоже, окончательно пришел в гармонию самим с собой относительно своей роли как “клона Меркьюри”

Еще до того, как закрутилась вся эта история с Queen, аудитория моей бывшей группы downhere уже много лет сравнивала меня с Фредди. Так получилось, что мой певческий голос очень похож на его, и наверное, немного лицо, нижняя челюсть. Еще лет 15 лет назад я принял тот факт, что меня, скорее всего, всегда будут сравнивать с ним. Это неизбежная объективная реальность моей жизни. Но эта возможность – мое величайшие благословение.
Мне нравится “исполнять роль” Фредди Меркьюри на сцене. Но я никогда не становился им, я лишь максимально точно и на высоком уровне исполняю его музыку вживую. Я не притворяюсь, что я Фредди, я всегда остаюсь собой на сцене. Я не имитатор или пародист, я исполнитель песен. Мы стараемся наиболее близко ретранслировать вживую не только классический звук Queen, но и их энергию. Это означает, что вы не можете просто стоять как вкопанный, когда исполняете репертуар Queen. Эти песни сами провоцируют к эпическим движениям, и тогда мои жесты и поведение на сцене начинают напоминать Того Самого. Я могу себе это позволить, не утрачивая свою индивидуальность. Мне не нужно копировать его. Вы никогда не увидите меня в блестящем желтом пиджаке или при пышных усах. Я лишь стараюсь почитать его легенду на каждом концерте.

Новый уровень признания позволил Марку намного свободнее относиться к своему дальнейшему творческому пути

Желание сочинять и записывать новую музыку всегда будет у меня в приоритете, как самостоятельного артиста, мы уже расчистили несколько недель в концертном расписании на 2020 год, чтобы я мог сконцентрироваться у себя в студии на создании новых песен.

В частности, Марк получил моральное право записывать что хочет и когда хочет. И конечно, Марк сделал множество записей песен Queen. И это ощущение, что если Фредди – это и ангел, и дьявол, а Марк – только ангел (а Адам и Рами – только дьяволы), сохраняется у меня при прослушивании всего материала Queen, который Марк за все это время исполнил как в студийном (альбом "Thunderbolt and Lightning" 2018 года, использовавший в качестве названия строчку из Bohemian Rhapsody), так и в концертном (Marc Martel&UQC - Live in Auckland, New Zealand 2019 года, Live in Cologne 2023 года, Live In Reykjavik 2024 года) вариантах, а также во многих one-take-вариантах, опубликованных на его youtube-канале.

Как я уже писал в своем материале о Queen – песни этой группы можно разделить на религиозные (гимны, молитвы и проповеди), боевые (кличи, поднимающие воинский дух, формирующие стойкость для служения одной высшей цели), любовные (призывные, романтичные, чувственные, идеально мелодичные баллады), язвительные (выпады против СМИ, средств контроля массового сознания, музыкального и духовного разложения общества, уничтожающее высмеивание пороков человека и толпы; саркастические, издевательские фрагменты по разным поводам) и философские (размышления о жизни, смерти, основных ценностях, откровенные, символичные, тревожные за будущее).

Так вот, Марку в первую очередь великолепно удаются религиозные и гимновые песни Queen, потому что Марк сам религиозный человек. И хоть у него с Фредди исходно разные религии, но тяга к Богу одна. Поэтому Марк великолепен и в ранних Bohemian Rhapsody и Somebody To Love, и в особенности в поздних песнях, где Марк и Фредди начинают сильно пересекаться именно в христианском мироощущении (“Save Me”, “One Vision”, “Who Wants To Live Forever”), и в конце концов соединившись воедино в песне “Thank God It's Christmas”, которую и Фредди и Марк исполняют с абсолютным пониманием сути рождественских песен как отдельного жанра искусства (эту часть мы разберем чуть позже).

Марк великолепен и в чисто любовных балладах Queen, потому что они универсальны (“Too Much Love Will Kill You”, “Love Of My Life”, “I Was Born To Love You”). Но, если хотите, для меня его лучший кавер на песни Queen - это "You Take My Breath Away".

Marc Martel - You Take My Breath Away ("Thunderbolt and Lightning", 2018)

Боевые и язвительные песни удаются Марку хуже. Если мы говорим о студийных записях, то у него не вполне получилось исполнить “Don’t Stop Me Now”, потому что эта песня – для Фредди в его “порочном” амплуа. Шикарное, но похотливое гитарное соло в этой песне Марк даже не пытался повторить (хотя мог бы – ведь в downhere Марк был, помимо прочего, еще и лид-гитаристом!). Да и в песню “We Are The Champions” Марк не может вложить всю эту смесь триумфа с болью, с какой ее пел Фредди (особенно учитывая, что этой песне приписывают г@й-подтекст, а Марку естественным образом эта вся тема чужда). Эти песни просто не подходят ему по темпераменту. Тем не менее, концертные исполнения таких песен у него намного лучше, потому что там играет фактор живого зала, а Марк как артист, как я уже говорил, более чем состоятелен, и может, подключая то немного игривости, то немного похоти, но не теряя достоинства, исполнять и “Killer Queen”, и “Crazy Little Thing Called Love”, и даже “Fat Bottomed Girls”. И все же я очень сомневаюсь, что Марк в принципе смог бы исполнить, к примеру, “Death on Two Legs” или “Flick of The Wrist”, где Фредди выступал чистым дьяволом.

Какие же примеры всего этого наследия вам поставить? Думаю, вы сами при желании найдете все, что нужно на его канале, а я просто поставлю пару роликов, которые вызвали у меня ничем не замутненное ощущение чистой радости – в конце концов, Queen существовали только ради нее.

Заканчивая главу о Марке как вокалисте с голосом Фредди Меркьюри, следует признать, что Марк в некотором плане не просто не уступает оригиналу, но и кое-где его превосходит. В первую очередь – в плане контроля над своим голосом:

Группа Queen сделала Фредди лучшим певцом и вдохновила его лучше заботиться о своем голосе. Он чувствовал себя комфортно, сбавляя высокие ноты в своих песнях, когда это было необходимо, но он не хотел разочаровывать поклонников Queen, которые ожидают услышать песню такой, какой они ее знают по радио. И теперь я также понимаю, что люди, купившие билеты на мое шоу, хотят услышать голос, который очень похож на голос Меркьюри.

Марк сказал это после того, как внимательно изучил, каким образом Фредди на концертах постоянно балансировал между экстримом и своими возможностями. Они были не бесконечными, и Фредди, постоянно живущий и поющий на грани, на протяжении своей карьеры часто срывал и терял голос. Марк Мартел учел это, и свои исходные вокальные ресурсы распределил более грамотно. Он поет как Фредди, но делает это легко и без напряжения, выдавая необходимый и достаточный уровень экспрессии, сохраняя и энергетику концертов, и свое здоровье. Примерно так, как это делал его кумир Майкл, исполнив “Somebody To Love” в 1992 году на концерте памяти Меркьюри. Только Джордж выступил один раз, а Марк выступает давно и будет выступать еще очень долго. На сегодняшний день Марк стабильно гастролирует с песнями Queen со своим собственным Ultimate Queen Celebration, а также выступает с Black Jacket Symphony и Symphonic Queen. Марк убрал из песен Queen надрыв и оставил только праздник. И имеет на это полное право.

Глава. 6. Flaws.

Прежде чем ответить на главный вопрос этой статьи, указанный в заголовке, я кратко пройдусь со своим очень нужным мнением по некоторым из других исполнителей, кого в разное время и в разных контекстах называли “вторым Меркьюри”. Чего не хватало им и чего не хватает Марку?

1. MIKA. В 2007 году Майкл Холбрук Пенниман-младший в своей Grace Kelly специально сымитировал тембр Фредди и вполне успешно. Песни “Dr. John”, “Love Today”, “Lover Boy” даже написаны похожими на песни Queen. Они вполне могли бы вписаться в философию самого Фредди, который призывал относиться к его песням как к одноразовым салфеткам: “послушал, выкинул, взял следующую”. MIKA не паразитировал на раздутом хайпе по поводу “второго Меркьюри”, а просто принял это к сведению и пошел своим путем.

2. Джордж Майкл. Явная и очевидная замена Меркьюри после его смерти, если бы такая задача стояла и могла быть реализована. Но Майкл – сам слишком большой артист, и ему заменять собой Мерьюри было незачем. У нас есть его исполнение Somebody To Love 1992 года, исполнение абсолютно топовое, и на этом эту коллаборацию равных можно завершать.

3. Люк Спиллер. Я писал об этом товарище в статьях, посвященных Майклу Олдфилду, и я обожаю и их коллаборацию, и первый альбом собственной группы Люка – The Struts. Люк – это Меркьюри образца 1973-1975 годов. У него мощный, но не до конца сформированный голос с большим вкладом расщепления, как будто прокуренный (как у Меркьюри в "Keep Yourself Alive"). Он яркий артист, в меру эпатажный, взявший за основу именно узкую эстетику глэм-попа (опять же как Меркьюри в самом начале карьеры), и даже одевавшийся у той самой Зандры Роудс. Люк так же похож внешне на молодого Меркьюри со своим вздернутым носом, худыми скулами и длинными патлами, и он так же экспрессивен и обаятелен на сцене. Проблема только в том, что Queen быстро перешагнули этап глэм-попа и начали быстро развиваться, а Struts, насколько я понимаю, остались там же и даже деградировали. В любом случае, свою долю признания они в середине 2010-х г.г. они получить успели.

4. Rob Comber (международные The Bohemians). Работают (именно работают) с 1996 года, взяли за основу только визуал и движения. Голос Роба – обычный натренированный скрип, без малейшей эстетики. Да они и называют себя больше “theatrical event”.

5. Давид Тодуа (российские The Bohemians). Исходно исполнял главную роль в мюзикле We Will Rock You, а после его закрытия с 2005 году поет в Bohemians. В плане вокала Давид, конечно, и близко не Фредди, но он исполняет эти песни очень светло и с большой любовью. Он кавказец, и поэтому на сцене он очень энергичен и убедителен именно как фанат Queen, а не подражатель. Опять же, Давид не раз подчеркивает, что они предпочитают исполнять на сцене те песни, которые мы не слышали вживую от Фредди – с альбомов The Miracle, Innuendo и Made in Heaven. А учитывая, что Давид считает себя православным человеком – получается именно тот достойный сплав, который лично мне нужен от трибьют-группы. Уже давно The Bohemians не имеет четкого гастрольного графика, и появление их в Москве 1-2 раза в год – это всегда событие. Я могу быть предвзят, потому что одно время я не пропускал ни одного их концерта, но мне очень нравится то, что они делают.

6. Еще есть Давит Вашакамадзе (уличный певец из Грузии, на youtube можно найти примеры). Техники нет, 100% природный талант! Не хватает пока плотности и силы, зато голос исходно выше, чем у Фредди, возможно по молодости, со временем его данные можно поджать и уплотнить. Взялся бы кто-то за него, опять же кавказец – энергии и экспрессии для сцены у него хватит.

Так чего на их фоне не хватает Марку Мартелу? Да не смешите меня – он идеален. На вопрос из заголовка я отвечу так. Он – не реинкарнация Меркьюри, и не второй Меркьюри, он – прямое продолжение первого с того момента и с того возраста, как его не стало в 1991 году. И при этом он – единственный и неповторимый Марк Мартел.

Глава 7. Cover-FREAK!

И вот с этого места я бы хотел перейти к главному. Обобщая все написанное выше по поводу голоса Марка, можно сказать, что он – вокальный фрик в хорошем смысле этого слова. Это означает, что у него вообще нет голосовых ограничений. У Меркьюри эти ограничения были, и он периодически исполнял свои песни на грани, без запаса прочности. А Марк исполняет песни Queen свободно, с большим запасом, не подстраховываясь. А еще Марк, обладая врожденными тембрами Фредди, может значительно расширять сферы их применения. В итоге мы, то есть наше поколение, получаем уникальную, крышесносящую возможность услышать не только песни Queen, но огромное количество других классических песен, исполненных голосом Фредди, причем не нейросетью, а живым человеком.

И тем более интересно, что свой наибольший вклад Марк вложил в исполнение классических рождественских песен. И на мой взгляд это самая солидная и достойная часть его творчества. Это какое-то проявление вселенской справедливости – ведь сам Фредди, будучи религиозным человеком, но напрямую обратившийся к этим песням лишь в конце своей жизни, возможно, просто не успел исполнить их больше. А Марк, будучи таким же религиозным человеком, планомерно и обстоятельно реализует этот музыкальный пласт на пике своего певческого таланта, протягивая таким образом огромный широкий мост к наследию и памяти самого Фредди.

Марк уже давно радует нас регулярными EP и синглами рождественских и христианских песен. К настоящему времени их перечень следующий:

2016 The Silent Night (EP)
2017 The First Noel (EP)
2018 Christmastime Is Here (EP)
2019 Silver Bells (Single)
2019 The Christmas Collection (LP/Compilation)
2020 Thank God it's Christmas (EP)
2020 The Christmas Waltz (Single)
2021 Hark! (EP)
2022 The Christmas Collection, Vol. II (LP/Compilation)
2024 A Marshmallow World (Single)

И это та подборка, которую я переслушиваю чаще всего, потому что это очень цельное и умиротворяющее творчество очень высокого качества.

Ну и наконец.

Хотя Queen стали частью моей жизни на многие годы, я все еще пытаюсь понять, что значит быть трибьют-артистом. По какой-то причине вокруг этого есть клеймо. В свою защиту скажу, что рассматриваю себя в качестве интерпретатора и других классических музыкантов – Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли.

И это еще одна грань его творчества, где он просто блистает. Еще раз – мы живем в то время, когда у нас есть возможности слушать записи классических хитов прошлого, исполненных прекраснейшим и универсальным голосом, да еще и с тембрами Фредди Меркьюри. И здесь вопрос только в подборе уместного репертуара – ведь Марк действительно может абсолютно все, от кантри до оперы, но что он выберет и захочет исполнить? Так вот все то, что он выбрал и записал к этому моменту, уже выбрано с любовью, и чуткостью, и исполнено просто великолепно, цельно и с бесконечной добротой. Вот перечень его кавер-альбомов на настоящий момент.

2018 - My Way, Vol. 1
2021 - Forte EP
2022 - My Way, Vol. 2 (Acoustic Sessions)

У него есть беспроигрышные варианты – ведь всем известно, что на песню Take On Me группы a-ha просто не бывает плохих каверов, потому что эта песня абсолютна и ее невозможно испортить. Марк превратил ее в помесь рождественской песни с заставкой Утиных Историй, и это, блин, божественно.

Marc Martel - Take On Me ("My Way, Vol. 1", 2018)

Но есть песни, которые не просто так называются стандартами – при их исполнении требуется проявить все лучше, что есть в тебе. И более того – ты не можешь петь определенные песни, если сам не пережил их. Например, "Show Must Go On" может петь только тот, кто прямо сейчас стоит на краю смерти. А "My Way" может петь только тот, кто был вынужден для окружающих быть лишь копией, но постоянно отстаивал свое право быть уникальным. И кто это, если не Марк Мартел? В его исполнении My Way просто поразительна.

Marc Martel - My Way ("My Way, Vol. 1", 2018)

Есть песни, которые Марк взял, как высоту, с легкостью и юмором, просто потому что может.

А есть одна – лучшая. В ней сошлось все. Гений Брайна Уилсона, сотворившего в 1965 году одну из самых сильных песен и одну из самых совершенных записей XX века. И чистота Марка Мартела, который пропустил эту песню через себя и отдал ей всего себя.

Marc Martel - GOD Only Knows ("My Way, Vol. 1", 2018)

Спасибо Марку за то, что он есть, за то что он работает и поет. Отдельное спасибо ему за то, что он пережил по возрасту безвременно ушедшего Фредди, и сам умирать не собирается.

-7

Я получил огромное удовольствие при сборе информации и написании этого материала. Надеюсь, понравится и вам. Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!