В конце XIX века мир искусства жил ожиданиями. Художники искали свет и цвет в Таормине, на побережье Италии, или в тени египетских пирамид. Они писали залитые солнцем парижские бульвары, поля Прованса и золотые купола. Весь мир искусства тянулся к теплу. Весь, кроме одного.
Потому что в это же самое время русский художник Александр Борисов снаряжал экспедицию в место, которое на карте Европы было, по сути, белым пятном. В край, который считался синонимом смерти, а не жизни: на Новую Землю.
Его современники крутили пальцем у виска. Зачем? Что можно писать в «стране холода и смерти», как он сам ее позже назовет? Где там искусство, в этой слепящей белизне, черной воде и бесконечной полярной ночи? Но Александр Борисов ехал туда не за пейзажами в привычном смысле слова. Он ехал за тем, чтобы показать миру то, чего мир еще не видел. Он стал первым живописцем Арктики.
Начало пути: из монастырской кельи
14 ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей, в Вологодской губернии, в простой крестьянской семье родился мальчик Саша. Его будущее, казалось, было предопределено: тяжелый труд на скудной северной земле. Ничто не предвещало ему ни Парижа, ни Вашингтона, ни встречи с королями.
Первый поворот в судьбе случился, когда ему было пятнадцать. Мальчик пришел в Соловецкий монастырь. Но не столько из-Dуховного рвения, сколько в поисках работы. Его определили на рыболовную тоню в Савватиевский скит. Позже он как-то устроился учеником в иконописную мастерскую.
И тут выяснилось, что у послушника есть талант. Его карандашные рисунки, которые он делал в свободное от работы время, были не просто хороши. Они были живыми. Архимандрит монастыря, увидев эти наброски, понял, что перед ним нечто особенное, и забрал юношу в главную обитель.
Второй поворот, уже главный, случился там же, на Соловках. В монастырь с визитом прибыли президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, и известный коллекционер, генерал Боголюбов. Им показали работы юного иконописца. Столичные гости были поражены. Они сразу разглядели в нем не просто копииста, а настоящего, самобытного художника.
Судьба была решена. Великий князь назначил ему стипендию, и 20 сентября 1886 года Александр Борисов, крестьянский сын, приехал в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Учителя и обретение своего пути
В Академии он попал в хорошие руки. Сначала его наставником был Иван Шишкин. Великий «медведь» русского леса дал ему основы — мощный, точный рисунок, понимание природы, чувство монументальности. Но в 1895 году Шишкин ушел, и Борисов перешел в мастерскую к Архипу Куинджи.
Это было еще одно судьбоносное попадание. Куинджи был одержим светом. Он искал «лунный свет», «солнечные пятна», «эффекты заката». Именно у него Борисов научился не бояться чистых, резких цветов и работать с контрастами — навык, который окажется бесценным там, где нет полутонов, а есть только слепящий белый снег, черная вода и низкое багровое солнце.
Но где применять эти навыки? В 1894 году ему выпал шанс. Его включили в состав экспедиции министра финансов Сергея Витте. На пароходе «Ломоносов» они шли вдоль Мурманского побережья. Витте изучал экономический потенциал Севера, а Борисову поручили делать зарисовки гаваней и бухт.
Эта поездка решила все. Борисов увидел Ледовитый океан. И он в него влюбился. Он привез из этой поездки около 150 этюдов. Когда их выставили в Петербурге, публика была ошеломлена. Никто никогда не видел, чтобы так писали Север.
Павел Третьяков, главный «барометр» русского искусства, немедленно приобрел для своей галереи целую серию работ Борисова на 8000 рублей — огромная по тем временам сумма. А Илья Репин, мэтр и живой классик, высказался восторженно и точно:
«Это всё превосходные и верные, как зеркало, картинки... В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к чёрной воде океана с белыми льдинами... всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды».
Экспедиция на «Мечте» к Новой Земле
Получив признание и, что важнее, деньги от Третьякова, Борисов начинает вынашивать идею собственной, настоящей полярной экспедиции. Не просто зарисовки с борта парохода, а полноценное погружение, зимовка, изучение.
Он строит специальную парусно-моторную яхту. Имя он ей дает самое подходящее — «Мечта». В 1900 году «Мечта» с Борисовым и восемью его спутниками на борту выходит из Петербурга и берет курс на Новую Землю.
Эта экспедиция длилась 14 месяцев. То, что им пришлось пережить, сложно назвать «творческой командировкой». Это было полноценное полярное исследование на грани выживания.
Но Борисов был не просто художником. Он был исследователем. Пока его спутники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические и ботанические коллекции, Борисов делал две вещи.
Во-первых, он рисовал. Он писал сотни этюдов в условиях, когда краска замерзала на палитре. Во-вторых, он был картографом. Экспедиция прошла вдоль берегов Новой Земли, нанося на карту то, что до них было белым пятном. Они обследовали заливы Чекина, Незнаемый и Медвежий.
И Борисов давал им имена. Благодаря ему на карте Новой Земли появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина и Репина. Он «застолбил» русскую живопись на карте мира. А один из ледников он назвал в честь Павла Третьякова — человека, который, по сути, профинансировал эту экспедицию.
Признание ледяной красоты в мире
Когда Борисов вернулся, он привез не просто этюды. Он привез новый, неизвестный миру континент. Его выставки в Петербурге в 1900-1905 годах стали сенсацией.
Новость о художнике, пишущем льды, быстро дошла до Европы. Его приглашают в Вену, затем в Берлин, Гамбург, Кёльн. В Париже его ждет триумф — французское правительство награждает его орденом Почётного легиона.
В 1907 году его выставка открывается в Лондоне. И на нее приходит человек, который знал о льдах больше, чем кто-либо другой — знаменитый Фритьоф Нансен. Норвежец был потрясен. Он увидел в Борисове родственную душу, «русского Нансена», как и говорил Репин. В знак признания Нансен вручил художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Святого Олафа. Британцы, в свою очередь, наградили его орденом Бани.
В 1908 году Борисов едет в США. Его выставка проходит не где-нибудь, а в Белом Доме в Вашингтоне. Его, крестьянского сына из-под Вологды, принимает Президент США.
Больше чем художник: просветитель Севера
Казалось бы, вот он, пик карьеры. Можно почивать на лаврах. Но Борисов был человеком другого склада. Он вернулся в Россию не звездой, а работником.
Он поселился на родине, близ Красноборска, и начал... писать книги. Но не об искусстве, а об экономике.
Он видел Север не только как художник. Он видел его как государственный человек. Он видел колоссальные богатства края и непростое положение коренного населения — самоедов (ненцев).
Его книги — «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», «Великий Северо-Восточный путь» — это не просто путевые очерки, это экономические трактаты. Он доказывал, что Россия должна осваивать Север. Он был одержим идеей транспортных артерий.
Он разработал и лоббировал проект Обь-Мурманской железной дороги — «Великий речной путь из Сибири в Европу». Он доказывал, что нужно соединить сибирские реки с северными портами. Удивительно, но его проект поддержало царское правительство. А после революции 1917 года его же проект с интересом изучал и Совнарком. Ему помешала только Гражданская война.
В 1920-30-е годы он продолжал эту борьбу, разрабатывая проект дороги Обь — Котлас — Сорока. И он же, используя свои знания геологии, в 1922 году инициировал открытие на базе соляного источника под Красноборском курорта «Солониха» и стал его первым управляющим.
Он умер 17 августа 1934 года в своем доме, так и не увидев по-настоящему построенных им дорог.
Но он оставил после себя нечто большее. Его картины сегодня хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Его именем названы улицы в Архангельске и Красноборске. В Архангельске открыт Музей художественного освоения Арктики его имени.
А на карте Новой Земли, в восточной ее части, между заливами Чекина и Незнаемый, есть «полуостров Борисова». Он все-таки добился своего: он не просто нарисовал карту Севера — он сам стал ее частью.
Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!
Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера