НАЧАЛО ЦИКЛА статей о французской армии: 2МВ. Организация и форма французских войск
В деле строительства бронетанковых войск французская армия придерживалась принципа, близкого к принципу строительства своих Военно-Воздушных Сил: «настрогаем» как можно больше малосерийных типов бронетехники, а те, что покажут себя наиболее удачными, запустим в массовое производство. Такой подход обеспечил французской армии наличие большой общей численности бронетехники, однако из-за ее многообразия значительно усложнил обеспечение частей запчастями, ремонт и обслуживание.
В результате к началу Второй мировой войны во Французской армии насчитывалось более 3.600 танков (в основном новых типов). Но при этом новой бронетехники имелось 20 видов, большинство из которых было выполнено в количестве от 10 до 100-130 экземпляров. А вот действительно массовыми, изготовленными в количестве не менее 1.000 единиц, были только два типа легких танков: танк поддержки пехоты Renault R.35 (1.070 машин), и легкий танк поддержки кавалерии Hotchkiss Н.35 (1.000 единиц). Из средних танков более-менее массовым являлся Somua S.35 (произведено около 500 танков), а из тяжелых – В-1 (к началу войны изготовлено 314 единиц). Кроме того, довольно массовыми оставались устаревшие танки периода Первой мировой войны Renault FT.17/18: в парках в качестве резерва хранилось до 2.000 этих старых боевых машин; а еще 800 FT.18 считались пока боеспособными, и оставались в строю.
Кроме танков французские бронесилы имели более 600 бронеавтомобилей (в 8 типах). Но из них только Panhard-178 (он же AMD.35) был выпущен в 550 экземплярах; из остальных же большинство было изготовлено в количестве по 30-45 машин…
И уже в ходе майских боев 1940 г. французы начали производство самоходной артиллерийской установки Laffly 15TCC, спешно разрабатывавшейся с декабря 1939-го. Она представляла собой бронированный грузовик с 47-мм пушкой в кузове. Всего за 25 дней мая-июня французы успели «наклепать» 70 таких САУ…
В большом количестве у французов имелся вспомогательный гусеничный транспорт: с 1932 по 1940 они выпустили около 4,5 тысяч невооруженных бронированных танкеток-транспортеров снабжения Renault R.31UE, и 618 невооруженных бронетранспортеров Lorraine 37L. Тем не менее, этого значительного числа транспортеров хватало в основном для обслуживания бронетанковых войск и артиллерии; пехоте доставалось лишь по 3 таких транспортера на полк. Поэтому обычным войскам приходилось для снабжения в основным пользоваться по старинке гужевым транспортом, а солдатам, как и в предыдущем веке, добираться до поля боя пешком…
Подавляющая часть всей наличной бронетехники находилась в метрополии; колониальные войска имели лишь небольшое ее количество. На границе с Германией были развернуты 49 батальонов и 12 отдельных танковых рот, 3 легкие механизированные и 3 танковые дивизии. Затем к ним добавилось несколько отдельных танковых батальонов, переброшенных из Северной Африки, 6-я и 10-я (польская) танковые бригады кавалерии, а также знаменитая 4-я танковая дивизия генерала де Голля.
БРОНЕТЕХНИКА ФРАНЦИИ (самые массовые виды)
Легкий танк поддержки пехоты FT.17
Вес 6,9 т. Броня: лоб и борт корпуса 16 мм, башня 22 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка Puteaux SA.18. Двигатель 35 л.с. Скорость 7,7 км/ч. Запас хода 35 км. Экипаж – 2 человека.
Производившийся с 1917 г. Renault FT.17 – первый в мире танк, имевший вооружение во вращающейся башне. Все танки состояли из клепаного корпуса и многогранной клепаной башни (модификация FT.18 отличалась литой башней). Танки снабжались «хвостами» (на марше откидывавшимися на крышу моторного отделения); «хвосты» позмогали преодолевать широкие рвы и окопы. Часть танков несла в башне 37-мм пушку, часть – пулемет вместо пушки.
В 20-30 годы танки FT.17/18 экспортировались во многие страны. Поэтому к 1940 г. из 7.820 построенных FT.17/18 во французской армии осталось около 2.000 таких танков на хранении (как резерв), и около 800 – в строевых частях. Они распределялись по 7 отдельным танковым батальонам (по 63 танка в каждом), приданным полевым армиям, и использовались в качестве неподвижных огневых точек. Так же имелись 3 отдельные роты FT.18 (по 10 танков в каждой).
После капитуляции Франции немцы использовали захваченные танки FT в полицейских частях и для охраны аэродромов; немецкое обозначение Rz.Kpfw.18R.730(f).
Легкий танк поддержки пехоты R.35/R.39/R.40
Вес 10,6 т. Броня: лоб корпуса 32 мм, борт 40 мм, башня 44 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка Puteaux SA.18, 1х7,5-мм пулемет Puteaux SA.18. Двигатель 82 л.с. Скорость 20 км/ч. Запас хода 140 км. Экипаж – 2 человека.
R.35 — самый массовый французский легкий танк Второй мировой войны. Разработан для сопровождения пехоты; производился серийно с 1935 по 1940 год. Фирмой «Renault» было выпущено 1.070 машин для французской армии, и 560 танков на экспорт. Танк изготавливался в трех модификациях: стандартной R.35, и вооруженных длинноствольными 37-мм пушками SA.38 танками R.39 (273 единицы) и R.40 (120 экземпляров). R.39 имел ту же ходовую часть, что и R.35, а R.40 получил новую ходовую часть из 12 опорных катков малого диаметра и 4 поддерживающих катков.
Корпус танка из литых бронеплит собирался на болтах на каркасе. Башня литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Большинство танков для преодоления противотанковых рвов оборудовались дополнительным «хвостом», необходимым для увеличения общей длины машины. В 1938 году установлена радиостанция.
Французская армия использовала танки R.35, R.39 и R.40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 таких машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва. В Северной Африке танками R.35 были оснащены один колониальный танковый батальон в Сирии, и два батальона в Алжире и Тунисе. С падением Франции все колониальные части по приказу нового правительства Виши начали боевые действия против англичан, американцев и «свободных» французов: обороняли от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.
После поражения Франции немцы использовали доставшиеся им 800 танков R.35 для обучения танкистов, а часть машин переоборудовали в артиллерийские тягачи для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Демонтированные с них башни установили на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек. В 1941 — 1942 году 174 французских танка R.35 немцы переделали в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой. Часть из них вместе с линейными R.35 принимала участие в боях против союзных войск в Нормандии. 25 танков R.35 применялись против партизан в Югославии.
Легкий кавалерийский танк H.35
Вес 12 т. Броня: лоб корпуса и борт 40 мм, башня 44 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка Puteaux SA.18, 1х7,5-мм пулемет Chatelierault М.1931. Двигатель 75 л.с. Скорость 36 км/ч. Запас хода 150 км. Экипаж – 2 человека.
Основной легкий танк поддержки кавалерийских соединений фирмы «Hotchkiss» был максимально унифицирован с танком сопровождения пехоты R.35. С 1935 по 1940 год изготовлено около 1.000 единиц в трех вариантах: стандартный Н.35; такой же Н.38, но оснащенный более мощным 120-сильным двигателем; и Н.39 с более толстой броней и длинноствольной 37-мм пушкой SA.38. Корпус танка собирался из литых бронеплит на каркасе из уголков, башня литая, заимствованная у танка R.35.
К началу активных боевых действий в мае 1940 во французской армии имелись 820 танков Н35/38/39, состоявшие на вооружении отдельных танковых батальонов (по 45 танков), приданных полевым армиям. Эти батальоны входили в состав легких механизированных дивизий, легких кавалерийских дивизий и дивизий моторизованной пехоты. Один танковый эскадрон (16 машин Н.35) находился в Северной Африке, а две отдельные танковые роты весной 1940 г. участвовали в боях в Норвегии.
После поражения Франции около 600 Н35/39 немцы оснастили своими радиостанциями, куполообразную командирскую башенку заменили двустворчатым люком, и под наименованием Rz.Kpfw.38H.735(f) приняли на вооружение Вермахта и войск СС. Один немецкий танковый батальон с французскими S.35, Н.38 и R.35, воевал на Восточном фронте, второй - в 1944 г. в Нормандии. Так же танки Н.38 состояли на вооружении 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», сражавшейся в Югославии с партизанами Тито. В 1943—1944 гг. 48 «Гочкисов» немцы переделали в самоходки 105-мм гаубиц, а 48 других - в 75-мм противотанковые САУ. Еще 24 танка Н.38 переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей. Эта техника использовалась во время боев в Нормандии. Кроме того, 11 танков переоборудовали в носители 280-мм и 320-мм реактивных снарядов (по 4 на танке); они летом 1944-го также воевали на Западном фронте.
Средний кавалерийский танк Somua S.35
Вес 20 т. Броня: лоб и борта корпуса — 40 мм, башня — 40 мм. Вооружение: 1х47-мм пушка, 1х7,5-мм пулемет Chatellerault М.1931. Двигатель 190 л.с. Скорость 37 км/ч. Запас хода 257 км. Экипаж – 3 человека.
Somua S35 - основной средний танк французской кавалерии. С 1935 по лето 1940 года было выпущено 427 танков. Корпус собирался на болтах, башня литая одноместная. В левом борту корпуса имелась дверь для посадки экипажа.
Танки S35 как наиболее удачные и современные поступали исключительно во французские части; ими оснащались по два полка (48 танков в каждом) в трех легких механизированных дивизиях кавалерии. Лишь в начале 1940 г. 50 танков S35 получила 6-я легкая кавалерийская дивизия в Тунисе. С началом активных боевых действий во Франции попытались создать еще одну кавалерийскую дивизию на S35, но затем поэскадронно «раздали» сформированные для нее подразделения в уже имевшиеся и воевавшие дивизии.
После разгрома Франции немцы дооборудовали около 300 S35 (поставили командирскую башенку с двустворчатым люком), и под немецкой маркировкой Pz.Kplw.35S.739(f) использовали 1 батальон этих машин на Восточном фронте (в Крыму), а 2 батальона - в 1944 в Нормандии против Союзников. Кроме того, еще в 1941 году 60 танков немцы переоборудовали в артиллерийские тягачи, а 15 машин поступило на вооружение десантных групп бронепоездов Вермахта.
Тяжелый танк Char de bataille В1
Вес 32 т. Броня: лоб и борта корпуса — 60 мм, башня — 56 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка в корпусе, 1х47-мм пушка в башне, 2х7,5-мм пулемета Chatellerault М.1931. Двигатель 307 л.с. Скорость 28 км/ч. Запас хода 150 км. Экипаж – 4 человека.
Тяжелый танк сопровождения пехоты разрабатывался с 1921 года, но принят на вооружение только в 1934 г. Строился на пяти заводах; к началу войны было выпущено 314 танков; всего же до июня 1940 г. изготовлено 403 машины в трех модификациях. Основной стала версия B1bis с литой башней (две другие модификации - вместе составили около 40 машин).
Танки В1 поступали на вооружение отдельных танковых батальонов, каждый из которых включал три танковые роты (всего 34 танка). В мае 1940 года эти батальоны были распределены между четырьмя бронетанковыми дивизиями; кроме того, из В1 были сформированы 4 отдельные танковые роты (по 10 танков). В мае — июне 1940 г. танки В1 активно использовались в боях на французском фронте, где заслужили репутацию неуязвимых — их броню не могла пробить ни одна немецкая пушка.
После оккупации Франции немцы захватили 161 исправный танк B1bis, обозначив эти трофеи как В2.740(f). Из них 16 танков немцы переделали в 105-мм САУ, а 60 - в огнеметные танки. На остальных машинах немцы демонтировали вооружение, и использовали их в качестве тягачей.
В 1941 году из В2 немцы сформировали 5 огнеметных рот, приданных по одной танковым батальонам. Один из них в 1943 воевал в Крыму, а два базировались на Францию, и один - на Нидерланды. Пятая огнеметная рота В2 в составе 7-го танкового батальона СС воевала на Балканах.
Кавалерийский бронеавтомобиль Panhard 178 (AMD.35)
Вес 8,5 т. Броня: 13-18 мм. Вооружение: 1х25-мм пушка SA.34, 1х7,5-мм пулемет M24/29 (в башне). Двигатель 105 л.с. Скорость 72 км/ч. Запас хода 300 км. Колесная формула 4x4. Экипаж – 4 человека.
Разведывательная машина для кавалерии «Панар» - самый массовый французский бронеавтомобиль 2МВ. С 1934 г. изготовили 551 машину (из них 24 - невооруженные радиомашины с неподвижной радиорубкой вместо поворотной башни). Корпуса и башня всех «Панаров» – броневые клепаные. Двигатель - в кормовой части автомобиля; в задней части боевого отделения имелся задний пост управления.
Хотя по своим характеристикам «Панары» могли успешно противостоять немецким бронеавтомобилям и танкам, однако в ходе боев многие французские броневики достались немцам в исправном состоянии. Более 200 «Панаров» под обозначением Pz.Span.204(f) поступили в немецкие полевые войска и части СС. Еще 43 переделали в бронедрезины – для действий на железнодорожных путях.
В нападении на СССР 22.06.1941 г. участвовали 190 немецких «Панаров»; но к концу года 107 из них были потеряны. К 1943 г, у немцев оставалось 30 «Панаров» на Восточном фронте и 33 - на Западном (использовались в основном в полицейских частях). Кроме конфискованных Вермахтом, некоторая часть «Панаров» была оставлена немцами правительству Виши для полицейской службы (с заменой 25-мм пушки вторым пулеметом)
Танкетка-транспортер снабжения Renault R.31UE
Вес 2,1 т. Броня: лоб 9 мм, борт 6 мм. Вооружение: нет. Двигатель 35 л.с. Скорость 30 км/ч. Запас хода 60 км. Экипаж – 2 человека.
Легкая танкетка снабжения была разработана фирмой «Renault» на базе британской танкетки Carden-Lloyd. С 1932 по 1940 год выпущено 4.496 танкеток. Они имели клепаный корпус; головы членов экипажа прикрывались литыми бронеколпаками. Вооружение отсутствовало.
Во французской армии танкетки Renault UE использовались как транспортные машины и артиллерийские тягачи для 25-мм противотанковой пушки SA34. В пехотной дивизии имелось 9, а в моторизованной - 18 танкеток.
Танкетки, захваченные Вермахтом, немцы вооружили пулеметами и использовались в германских войсках для борьбы с партизанами, охраны аэродромов, и как машины прокладки линий связи. Для тех же целей производство Renault UE наладила Румыния. В румынской армии Renault UE применяли в качестве тягачей 47-мм пушек «Шнейдер» (по 12 машин в противотанковой роте). Большинство из них было уничтожено и захвачено советскими войсками.
Бронетранспортер Lorraine 37L/38L VBCP
Вес 5,2 т. Грузоподъемность 1,2 т. Броня: лоб 16 мм, борт 9 мм. Двигатель 70 л.с. Скорость 37 км/ч. Запас хода 135 км. Экипаж – 2 человек, 10 человек десанта.
Lorraine 37L представлял собой невооруженный гусеничный бронетранспортер с бронированным помещением для экипажа и открытым сверху полубронированным отсеком для груза. Производился серийно с 1938 по 1940 год; выпущено 618 единиц.
Lorraine 37L активно использовались для снабжения бронетанковых частей в битве за Францию в 1940 году. На отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров, на батальон тяжелых танков В1 - 18, а на эскадрон танков S35 и Н35 - по 3. Модификация Lorraine 38LVBCP предназначались для буксировки 25-мм противотанковой пушки или 81-мм миномета, и перевозки их расчетов.
После победы немцы конфисковали у французов 330 37L и 38L. Часть машин они использовали в Африке в качестве артиллерийских тягачей 75-мм пушек Pak97/98(f), а большинство переоборудовали в 1942 г. в САУ: 179 тягачей переделали в истребитель танков Marder-I с 75-мм противотанковой пушкой Рак.40, 12 - в 105-мм, и 94 - в 150-мм самоходные гаубицы. Все эти САУ использовались на Восточном фронте, в Африке и в ходе боев в Нормандии.
Список других статей канала по теме «Вооруженные силы 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.